ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2013 года N 31-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановлений правительства Еврейской автономной области от 09.06.2014 N 283-пп, от 28.03.2016 N 91-пп)


В целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, и постановления правительства Еврейской автономной области от 29.11.2012 N 677-пп "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области" правительство Еврейской автономной области

     ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области.

2. Органам исполнительной власти Еврейской автономной области предусматривать при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию Стратегии, утвержденной в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области по социальной политике.

(п. 3 в ред. постановления правительства Еврейской автономной области от 28.03.2016 N 91-пп)

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
А.А.ВИННИКОВ






УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Еврейской автономной области
от 05.02.2013 N 31-пп

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции постановления правительства Еврейской автономной области от 09.06.2014 N 283-пп)


 I. Введение


Стратегия действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области (далее - Стратегия) определяет основные цели и задачи социальной политики Еврейской автономной области (далее - область), направленной на улучшение положения детей в обществе, их надлежащую защиту, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития.

Стратегия ставит главной целью определение основных направлений и задач политики по соблюдению прав, свобод и законных интересов детей, ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права, федерального и областного законодательства.

В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетов в социальной политике области.

Принятые целевые программы области отражают приоритетные отрасли - образование, здравоохранение, социальную защиту. Ежегодно увеличивается объем финансирования социальных расходов из областного бюджета на социальную поддержку семей с детьми, принимаются новые меры по укреплению здоровья детей и организации отдыха, поддержки малообеспеченной, неполной и приемной семьи; учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Еврейской автономной области.

Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.

Принимаются меры, направленные на укрепление института семьи, повышение рождаемости, сбережение населения и обеспечение демографической безопасности.

В результате принятых мер удалось сохранить и по ряду направлений успешно развивать социальную инфраструктуру для детей, которая включает государственные учреждения в сфере образования, социальной защиты и отдыха детей.

Наметилась тенденция снижения числа семей, находящихся в социально опасном положении (2010 год - 465, 2011 год - 435, 2012 год - 430).

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Политика области в отношении одаренных детей направлена на воспитание творческой, интеллектуальной, спортивной основы общества. Организация деятельности с талантливыми и одаренными детьми и молодежью строится по трем основным направлениям: выявление, развитие и поддержка.

Большое внимание уделяется социализации детей, находящихся под надзором в образовательных учреждениях.

Формируется система деятельности по социальной адаптации и сопровождению воспитанников, завершивших свое пребывание в образовательных учреждениях (постинтернатное сопровождение выпускников).

Вместе с тем остаются проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняет свою остроту детская смертность, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

Имеют место проблемы подросткового алкоголизма, наркомании. Анализ доставленных в дежурные части территориальных ОМВД подростков показывает, что среди них увеличилось количество несовершеннолетних, находящихся в алкогольном состоянии, на 21,2 процента (с 193 в 2011 до 234 в 2012 году) и находящихся в состоянии наркотического опьянения, - на 200 процентов (с 16 в 2011 до 48 в 2012 году).

В области в структуре семей, имеющих несовершеннолетних детей, доля малоимущих семей составляет более 35 процентов. Соотношение размера получаемого пособия на детей из малоимущих семей к величине прожиточного минимума в области в среднем на душу населения составляет 2,6 процента.

Материальное положение семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, несмотря на оказываемые меры государственной социальной поддержки, часто остается достаточно сложным.

По-прежнему остаются актуальными задачи по реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, особенно подросткового возраста, и имеющего ограниченные возможности здоровья, жить и воспитываться в семье; по развитию системы подбора, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей.

Одной из наиболее остро стоящих проблем в области является обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Реализация Стратегии будет осуществляться в рамках Плана первоочередных мероприятий до 2015 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы на территории Еврейской автономной области, что в свою очередь позволит улучшить положение детей и их защиту.


1. Основные проблемы в сфере детства


Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Растущее число неполных семей.

Значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).


2. Ключевые принципы Стратегии


Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В области должны быть созданы условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Особая забота о детях, нуждающихся в помощи государства, в соответствии с их потребностями: разработка и внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключенность уязвимых категорий детей, способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество детей, нуждающихся в помощи и заботе государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении).

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей: обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.

Социальное партнерство во имя ребенка: принятие мер, направленных на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. Применение технологий социального партнерства, реализация их с участием бизнес-сообщества посредством привлечения некоммерческих организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

Совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка. В области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Особое внимание должно быть уделено детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

- семейная политика детствосбережения;

- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

- совершенствование медицинской помощи детям и формирование основ здорового образа жизни;

- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного отношения к ребенку правосудия;

- дети - участники реализации Стратегии;

- механизм реализации Стратегии.


II. Семейная политика детствосбережения


 1. Краткий анализ ситуации


Численность детского населения в области по состоянию на 1 января 2012 года составила 37060 человек. Особую тревожность вызывает высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.

На 31 декабря 2012 года в области проживают 1780 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или 4,78 процента от общего числа детей в области. Из них только 209 являются сиротами, остальные - сироты при живых родителях. Основные причины лишения родительских прав - пьянство и алкоголизм родителей, аморальный образ жизни, пренебрежение основными потребностями детей.

Одним из основных индикаторов повышения благосостояния населения считается доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума. Получателями ежемесячного пособия на детей из малоимущих семей в области являются более 8000 семей с детьми на 10884 ребенка.

В течение последних лет наблюдается устойчивая динамика роста количества многодетных семей. В настоящее время в области проживает более 1400 многодетных семей. В сравнении с 2010 годом их количество возросло почти на 9 процентов.

Из 1400 многодетных семей, в которых воспитывается 4590 детей, 89 процентов - это малоимущие.

Следует отметить, что большинство многодетных семей с рождением в них детей автоматически попадают в разряд малоимущих. Неполные семьи при этом входят в группу риска по социальному неблагополучию.

В области 430 семей, в которых 961 ребенок, находятся в социально опасном положении, которое проявляется в нестабильности и распаде семейных отношений, родственных связей, в падении жизненного уровня и ухудшении условий содержания детей, изменении ценностных ориентиров и ослаблении воспитательных функций семьи. Все это приводит к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершению ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянству, наркомании, жестокости и насилию в семье.


2. Основные задачи


Обеспечение выявления семейного неблагополучия на ранней стадии.

Повышение эффективности индивидуально-профилактической работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми.

Сокращение бедности среди семей с детьми путем повышения адресности социальной помощи.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, укрепление материально-технической базы учреждений, предоставляющих услуги детям и семьям с детьми.

Расширение мер социальной поддержки семей с детьми.

Повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения детей, материнства и отцовства, укрепление духовно-нравственных ценностей и уважение к личности каждого члена семьи как основы психологической стабильности семьи и преемственности поколений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»