Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2013 года N 417


Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 22.02.2023 N 100, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Известиях Мордовии" - 22.02.2023, на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 22.02.2023).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 3 октября 2022 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 03.03.2014 N 91, от 12.05.2014 N 217, от 21.07.2014 N 339, от 09.09.2014 N 431, от 24.11.2014 N 574, от 22.12.2014 N 658, от 31.12.2014 N 683, от 30.03.2015 N 174, от 12.05.2015 N 265, от 20.07.2015 N 433, от 28.09.2015 N 546, от 28.09.2015 N 554, от 04.12.2015 N 676, от 10.12.2015 N 696, от 21.12.2015 N 719, от 29.01.2016 N 31, от 29.02.2016 N 113, от 25.04.2016 N 215, от 30.05.2016 N 285, от 12.12.2016 N 608, от 10.04.2017 N 227, от 06.09.2017 N 502, от 16.10.2017 N 555, от 30.03.2018 N 190, от 22.10.2018 N 519, от 07.02.2019 N 57, от 28.03.2019 N 152, от 11.11.2019 N 436, от 28.02.2020 N 136, от 27.04.2020 N 253, от 30.09.2020 N 567, от 23.10.2020 N 597, от 10.02.2021 N 68, от 14.05.2021 N 218, от 09.08.2021 N 374, от 31.08.2021 N 406, от 27.09.2021 N 452, от 03.10.2022 N 668)




В целях достижения высоких стандартов благосостояния населения Республики Мордовия и обеспечения сбалансированного экономического развития и конкурентоспособности экономики Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить государственную программу "Экономическое развитие Республики Мордовия" (далее - Государственная программа).


(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 12.12.2016 N 608, от 16.10.2017 N 555, от 22.10.2018 N 519)


2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия.


(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555)


3. Установить, что объемы финансирования мероприятий Государственной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



И.о. Председателя Правительства
Республики Мордовия
В.СИДОРОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 23 сентября 2013 г. N 417



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 03.03.2014 N 91, от 12.05.2014 N 217, от 21.07.2014 N 339, от 09.09.2014 N 431, от 24.11.2014 N 574, от 22.12.2014 N 658, от 31.12.2014 N 683, от 30.03.2015 N 174, от 12.05.2015 N 265, от 20.07.2015 N 433, от 28.09.2015 N 546, от 28.09.2015 N 554, от 04.12.2015 N 676, от 10.12.2015 N 696, от 21.12.2015 N 719, от 29.01.2016 N 31, от 29.02.2016 N 113, от 25.04.2016 N 215, от 30.05.2016 N 285, от 12.12.2016 N 608, от 10.04.2017 N 227, от 06.09.2017 N 502, от 16.10.2017 N 555, от 30.03.2018 N 190, от 22.10.2018 N 519, от 07.02.2019 N 57, от 28.03.2019 N 152, от 28.02.2020 N 136, от 27.04.2020 N 253, от 30.09.2020 N 567, от 23.10.2020 N 597, от 10.02.2021 N 68, от 14.05.2021 N 218, от 09.08.2021 N 374, от 31.08.2021 N 406, от 27.09.2021 N 452, от 03.10.2022 N 668)




Паспорт Государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия"

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 22.10.2018 N 519)



(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555)

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия

Участники государственной программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия,

Министерство здравоохранения Республики Мордовия,

Министерство информатизации и связи Республики Мордовия,

Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия,

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия,

Министерство образования Республики Мордовия,

Министерство печати и информации Республики Мордовия,

Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия,

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия,

Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия,

Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия,

Министерство финансов Республики Мордовия,

Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 28.03.2019 N 152,

Министерство юстиции Республики Мордовия;

Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 28.03.2019 N 152,

Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,

Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия,

Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия;

Государственное казенное учреждение "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия",

Автономная некоммерческая организация "Центр поддержки предпринимательства Республики Мордовия",

Микрокредитная компания Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия (по согласованию),

Автономное учреждение микрокредитная компания "Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия",

Автономное учреждение "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия",

ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" (по согласованию),

ГАУ Республики Мордовия "МФЦ",

Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Главе Республики Мордовия (по согласованию),

Совет предпринимателей при администрации городского округа Саранск (по согласованию),

советы предпринимателей при администрациях муниципальных районов Республики Мордовия (по согласованию),

МВД по Республике Мордовия (по согласованию),

администрации муниципальных образований и г.о. Саранск (по согласованию),

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия (по согласованию),

Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области (по согласованию),

ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" (по согласованию),

общественные объединения потребителей (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 28.03.2019 N 152)

Подпрограммы государственной программы (в т.ч. республиканские целевые программы Республики Мордовия)

Подпрограмма "Совершенствование государственной экономической политики в Республике Мордовия на 2016 - 2024 годы";

Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2024 годы";

Подпрограмма "Развитие потребительского рынка Республики Мордовия на 2018 - 2024 годы";

Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы;

Республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2019 годы;

Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 28.03.2019 N 152, от 28.02.2020 N 136, от 10.02.2021 N 68)

Цели государственной программы

рост жизненного уровня населения через ускорение инвестиционного развития республики, повышающего ее инвестиционную и инновационную привлекательность в конкурентной среде российских регионов;

совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций;

улучшение предпринимательского климата и конкурентной среды;

равноправная интеграция Республики Мордовия в мировое экономическое пространство и в систему межрегиональных экономических отношений для эффективного и рационального использования в интересах республики преимуществ международного разделения труда, построения современной инфраструктуры, обеспечивающей высокоэффективную кооперацию в области внешнеэкономических связей

Задачи государственной программы

1. Повышение эффективности государственного управления, обеспечение стабильного экономического и социального развития Республики Мордовия, создание условий для развития инновационной деятельности и промышленного производства.

2. Формирование благоприятных условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, основанное на встраивании направлений поддержки предпринимательства в систему стратегических целей, задач и приоритетов развития Республики Мордовия, снижение влияния основных ограничений развития малого и среднего предпринимательства, увеличение его вклада в экономику Республики Мордовия.

3. Повышение уровня и качества жизни населения на основе модернизации экономики и обеспечения ее инновационного развития.

4. Создание условий для устойчивого сбалансированного развития потребительского рынка Республики Мордовия, повышение социально-экономической эффективности его функционирования, обеспечение для абсолютного большинства населения доступности услуг потребительского рынка, создание комфортных условий проживания и повышения качества жизни населения

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

достижение в 2021 году роста по отношению к 2014 году:

валового регионального продукта - 112,9%;

индекса промышленного производства - 143,2%;

валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств - 136,5%;

экспорта продукции - 328,1%;

индекса производительности труда - 116,8%;

реальной заработной платы - 119,8%;

номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника - 169,6%;

создано и модернизировано за 2014 - 2021 годы 16012 высокопроизводительных рабочих места в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов организаций;

достижение в 2021 году:

во всех отраслях экономики Республики Мордовия, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

доли безработных в общей численности экономически активного населения - 0,9;

уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг - не менее 90%;

доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме - не менее 70%;

среднего времени ожидания в очереди при обращении заявителя в исполнительный орган государственной власти Республики Мордовия (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг - до 15 минут;

доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг - не менее 90 процентов;

количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку - 10500 единиц;

количество самозанятых, получивших поддержку - 0,053 единицы

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 03.10.2022 N 668)

Этапы и сроки реализации государственной программы

Государственная программа реализуется с 2014 по 2021 год

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 03.10.2022 N 668)

Объемы финансового обеспечения государственной программы

общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2021 годах составляет

117176046,4 (111606836,4 <*>) тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 35670559,1 (34828874,3 <*>) тыс. рублей;

в 2015 году - 25323380,8 (24440442,1 <*>) тыс. рублей;

в 2016 году - 15945491,6 (15190640,0 <*>) тыс. рублей;

в 2017 году - 19774810,3 (19261540,0 <*>) тыс. рублей;

в 2018 году - 10081626,6 (9631150,0 <*>) тыс. рублей;

в 2019 году - 6607518,2 (5994270,0 <*>) тыс. рублей;

в 2020 году - 3160456,3 (2259920,0 <*>) тыс. рублей;

в 2021 году - 612203,6 тыс. рублей;

из них средства:

федерального бюджета - 23150085,4 (22394110 <*>) тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 10556444,9 (10383900,0 <*>) тыс. рублей;

в 2015 году - 1425663,8 (1317070,0 <*>) тыс. рублей;

в 2016 году - 3239924,4 (3187600,0 <*>) тыс. рублей;

в 2017 году - 6498888,0 (6472420,0 <*>) тыс. рублей;

в 2018 году - 697201,4 (681190,0 <*>) тыс. рублей;

в 2019 году - 202248,8 (86310,0 <*>) тыс. рублей;

в 2020 году - 445361,7 (265620,0 <*>) тыс. рублей;

в 2021 году - 84352,4 тыс. рублей;

республиканского бюджета Республики Мордовия - 7789910,0 (4001316,4 <*>) тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 2502106,6 (2217914,3 <*>) тыс. рублей;

в 2015 году - 2179120,6 (1783402,1 <*>) тыс. рублей;

в 2016 году - 445593,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 484406,7 тыс. рублей;

в 2018 году - 433869,6 тыс. рублей;

в 2019 году - 496963,8 тыс. рублей;

в 2020 году - 720395,8 тыс. рублей;

в 2021 году - 527453,9 тыс. рублей;

внебюджетных источников - 86236051,1 (85211410,0 <*>) тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 22612007,6 (22227060,0 <*>) тыс. рублей;

в 2015 году - 21718596,4 (21339970,0 <*>) тыс. рублей;

в 2016 году - 12259974,2 (12003040,0 <*>) тыс. рублей;

в 2017 году - 12791515,6 (12789120,0 <*>) тыс. рублей;

в 2018 году - 8950555,6 (8949960,0 <*>) тыс. рублей;

в 2019 году - 5908305,6 (5907960,0 <*>) тыс. рублей;

в 2020 году - 1994698,8 (1994300,0 <*>) тыс. рублей;

в 2021 году - 397,3 тыс. рублей.

Общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2021 годах по подпрограммам государственной программы (в т.ч. республиканским целевым программам Республики Мордовия):

Подпрограмма "Совершенствование государственной экономической политики в Республике Мордовия на 2016 - 2021 годы" - 1139599,5 тыс. рублей;

Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2021 годы" - 572982,0 тыс. рублей;

Подпрограмма "Развитие потребительского рынка Республики Мордовия на 2018 - 2021 годы" - 200430,0 тыс. рублей;

Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы -

113186805,1 (111606836,4 <*>) тыс. рублей;

Республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2019 годы - 1425740,0 тыс. рублей;

Комплексная программа развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011 - 2015 годы - 363668,6 тыс. рублей;

Основные мероприятия (2014 - 2015 годы) - 286821,3 тыс. рублей.

--------------------------------

<*> Финансирование мероприятий и проектов на указанную сумму осуществляется в рамках других государственных программ Республики Мордовия.

Объем финансирования государственной программы подлежит ежегодному уточнению, исходя из реальных возможностей бюджетов всех уровней

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 03.10.2022 N 668)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

реализация государственной программы позволит:

создать условия для долгосрочного устойчивого экономического развития, обеспечить повышение инвестиционной и инновационной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства, активизации частных инвестиций, рост конкурентоспособности экономики за счет модернизации базовых отраслей, развития инновационного сектора, высокотехнологичных производств, человеческого потенциала, увеличение производительности труда, развитие малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики на основе снижения административных барьеров, создать благоприятные условия для роста реальных располагаемых денежных доходов населения и на этой основе повысить качество и уровень жизни населения Республики Мордовия



Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Экономическое развитие Республики Мордовия в последние годы характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Предпринимаемые меры по улучшению предпринимательского климата, стимулированию экономической активности и экономического роста, поддержке инновационного развития, повышению качества государственного и муниципального управления способствуют созданию условий для повышения качества и уровня жизни населения.


Республика располагает значительным производственным и научно-исследовательским потенциалом, в настоящее время характеризуется как регион с хорошей экологией, благоприятной средой для ведения бизнеса.


Мордовия занимает удобное транспортно-географическое положение на пересечении важных железнодорожных и автомагистралей. Эксплуатационная длина железнодорожных путей - 550 км. Протяженность автомобильных дорог составляет 6,7 тыс. км. В столице Мордовии расположен аэропорт, способный принимать самолеты грузоподъемностью до 100 тонн.


Сформирован благоприятный климат для привлечения инвестиций: полный охват территории всеми видами связи, включая Интернет, цифровое телевидение, стопроцентная газификация, развитая социальная, инженерная и транспортная инфраструктура, активная государственная поддержка инвестиционной деятельности, максимально возможные льготы инвесторам.


По результатам субнационального исследования "Ведение бизнеса в России - 2012", проведенного Всемирным Банком, город Саранск занял 2 место в общем рейтинге среди 30 городов - столиц субъектов России.


В рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года завершена реализация Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2008 - 2012 годы, которая позволила за последние пять лет обеспечить рост экономики на 13%, увеличить объемы промышленного производства в 1,5 раза, сельскохозяйственного производства - в 1,2 раза, инвестиций в экономику - в 1,4 раза, собственных доходов республиканского бюджета - в 1,6 раза. Реализовано более 200 инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 120 млрд. рублей. Создано и сохранено более 30 тысяч рабочих мест.


По объемам ВРП в расчете на душу населения (по стат. данным за 2011 год) республика заняла 10 место среди регионов Приволжского федерального округа, опережая Чувашскую Республику, Республику Марий Эл, Кировскую и Пензенскую области, и 44 место в России. Объем валового регионального продукта в 2012 году (по оценке) составил более 138 млрд. рублей с темпом роста к предыдущему году 101,5 процента. В 2010 и 2011 годах рост ВРП составлял соответственно 104,8 и 109,4 процента.


Республика относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации. В экономике ведущая роль принадлежит промышленности, доля которой в валовом региональном продукте по оценке в 2012 году составила 29,3 процента. На долю сельскохозяйственного производства, включая лесное хозяйство, охоту и рыболовство, приходится 12,5% валового регионального продукта. В структуре ВРП 13,1% занимает строительство, 11,8% - торговля и общепит, 8,3% - транспорт и связь.


Промышленность республики специализируется на выпуске электротехнической продукции (включая светотехническое производство, электронное, оптическое оборудование), широкого спектра кабельной продукции, продукции транспортного машиностроения (вагоностроения), производстве строительных материалов, а также продукции перерабатывающей промышленности. Важное значение для развития промышленности имеет инновационная активность организаций. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции составляет более 20 процентов.


Наиболее крупными промышленными организациями являются холдинг "Оптикэнерго", ОАО "Электровыпрямитель", ОАО "Саранский завод "Резинотехника", ОАО "Саранский телевизионный завод", ОАО "Орбита", ОАО "Биохимик", ЗАО "Рузаевский стекольный завод", ООО "ВКМ-Сталь". Крупнейшее предприятие транспортного машиностроения - ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии". Основная доля в производстве строительных материалов принадлежит ОАО "Мордовцемент", который является одним из крупнейших в России производителей фасованного и нефасованного цемента, сухих строительных смесей, и ОАО "Лато" - производитель шифера, асбестоцементных и хризотилцементных труб, современного импортозамещающего строительного материала - фиброцементных плит. Наиболее крупные организации, производящие пищевые продукты - мясоперерабатывающие комплексы, входящие в состав ЗАО "Талина", ООО "Юбилейное", пивоваренная компания ОАО "САН ИнБев" Саранский филиал, ООО "ЛВЗ "Саранский", ООО "ЛВЗ Кристалл-Лефортово", ОАО "МордовспиртЪ", ОАО "Ламзурь", ОАО "Молочный комбинат "Саранский", ООО "Сыроваренный завод "Сармич", ОАО "Сыродельный комбинат "Ичалковский", ОАО Консервный завод "Саранский".


В 2012 году индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 101,2 процента.


Важным направлением является развитие инноваций и новых технологий. Утверждена государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, предусматривается разработка Стратегия инновационного развития на период до 2020 года.


Одним из основных инновационных проектов является федеральный технопарк в сфере высоких технологий, объединивший существующую инновационную инфраструктуру и инновационно-активные организации республики в единый механизм. В настоящее время введен центр экспериментального производства и начато строительство Инжинирингового центра волоконной оптики и оптоэлектроники. Три инновационных проекта Технопарка в области силовой электроники и оптического волокна стали резидентами инновационного центра "Сколково".


Активно реализуется кластерная политика. Программа развития кластера "Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением" вошла в первую группу инновационных территориальных кластеров, которые будут поддержаны на федеральном уровне. Кластер включает в себя ведущие производственные, научные и инфраструктурные организации республики с ежегодным объемом производства около 5 млрд. рублей, которые выпускают свыше 30% всей производимой в России светотехнической и полупроводниковой продукции и занимают порядка 10% российского рынка в данном сегменте. Предполагается к 2016 году увеличить объемы производства в 4 раза, сократить долю импорта в 2 раза (с 70 до 35%) и создать более 10 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.


Развивается кластер по производству кабельных изделий, ежегодный объем производства превышает 10 млрд. рублей. Его доля на рынке кабельной продукции России составляет 8%, а по ряду изделий - 100%. Организации кластера основную ставку делают на выпуск новой, уникальной для России продукции - волоконно-оптического кабеля, встроенного в грозозащитный трос, электрических кабелей для сверхопасных сред, а также высоковольтных проводов повышенной надежности, долговечности и электропроводности, которые являются единственными в России.


Кластер вагоностроения - единственный в стране комплекс, производящий широкий спектр грузовых вагонов. Номенклатурный ряд освоенных в серийном производстве вагонов составляет 48 моделей, в том числе: вагоны-цистерны, полувагоны, вагоны-хопперы, платформы, вагоны-самосвалы и другие. В настоящее время в стадии разработки и освоения находятся до 20 моделей. Организации кластера обеспечивают выпуск продукции на сумму более 20 млрд. рублей. Доля кластера на рынке грузовых вагонов России - около 15 процентов.


Развиваются кластеры: по производству строительных материалов, по производству цемента занимает около 10% российского рынка, ежегодный объем выпуска продукции порядка 20 млрд. рублей; по производству сыров с применением биотехнологий - ежегодный объем производства сыра составляет около 15 тыс. тонн широкого ассортимента, доля на рынке сыров России около 13 процентов.


Реализованы значимые для экономики республики проекты.


В республике строится Технопарк - один из тринадцати технопарков России, входящих в комплексную Государственную программу "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". Технопарк объединит существующую инновационную инфраструктуру и инновационно-активные предприятия в единый механизм, создаст дополнительные стимулы для развития инновационного малого и среднего бизнеса, включая малые научные предприятия при вузах и НИИ.


В рамках проекта на сегодняшний день введены в эксплуатацию:


DATA-центр класса Tier-4 (2011 г.), представляющий собой бизнес-платформу развития информационных и коммуникационных технологий общероссийского уровня.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»