Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 23 октября 2013 года N 96-мпр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 25.02.2014 N 11-мпр, от 24.03.2014 N 33-мпр, от 23.06.2014 N 70-мпр, от 30.06.2014 N 75-мпр, от 17.09.2014 N 102/3-мпр, от 22.10.2014 N 115-мпр, от 10.11.2014 N 122-мпр, от 04.12.2014 N 135-мпр, от 13.02.2015 N 12-мпр, от 26.03.2015 N 23-мпр, от 22.05.2015 N 42-мпр, от 10.07.2015 N 59-мпр, от 31.07.2015 N 68-мпр, от 16.10.2015 N 87-мпр, от 10.11.2015 N 99-мпр, от 26.11.2015 N 106-мпр, от 07.12.2015 N 114-мпр, от 10.12.2015 N 121-мпр, от 11.12.2015 N 124-мпр, от 15.02.2016 N 08-мпр, от 08.04.2016 N 38-мпр, от 24.05.2016 N 56-мпр, от 30.06.2016 N 68-мпр, от 27.09.2016 N 111-мпр, от 11.11.2016 N 128-мпр, от 07.12.2016 N 135-мпр, от 09.12.2016 N 140-мпр, от 28.02.2017 N 14-мпр, от 30.05.2017 N 44-мпр, от 04.08.2017 N 58-мпр)


В целях организации предоставления качественного профессионального образования, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2013 года N 261-пп "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области", руководствуясь подпунктом 1 пункта 7 Положения о министерстве образования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу Иркутской области "Модернизация профессионального образования" на 2014 - 2020 годы (прилагается).

(в ред. Приказов министерства образования Иркутской области от 25.02.2014 N 11-мпр, от 11.11.2016 N 128-мпр)

2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте министерства образования Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.38edu.ru).

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Иркутской области Е.А.Осипову.

Министр
В.С.БАСЮК



Утверждена
приказом
министерства образования
Иркутской области
от 23 октября 2013 года
N 96-мпр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

 (в редакции Приказов министерства образования Иркутской области от 25.02.2014 N 11-мпр, от 24.03.2014 N 33-мпр, от 23.06.2014 N 70-мпр, от 30.06.2014 N 75-мпр, от 17.09.2014 N 102/3-мпр, от 22.10.2014 N 115-мпр, от 10.11.2014 N 122-мпр, от 04.12.2014 N 135-мпр, от 13.02.2015 N 12-мпр, от 26.03.2015 N 23-мпр, от 22.05.2015 N 42-мпр, от 10.07.2015 N 59-мпр, от 31.07.2015 N 68-мпр, от 16.10.2015 N 87-мпр, от 10.11.2015 N 99-мпр, от 26.11.2015 N 106-мпр, от 07.12.2015 N 114-мпр, от 10.12.2015 N 121-мпр, от 11.12.2015 N 124-мпр, от 15.02.2016 N 08-мпр, от 08.04.2016 N 38-мпр, от 24.05.2016 N 56-мпр, от 30.06.2016 N 68-мпр, от 27.09.2016 N 111-мпр, от 11.11.2016 N 128-мпр, от 07.12.2016 N 135-мпр, от 09.12.2016 N 140-мпр, от 28.02.2017 N 14-мпр, от 30.05.2017 N 44-мпр, от 04.08.2017 N 58-мпр)

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в редакции Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 128-мпр)


Министерство образования Иркутской области

Наименование Программы

Ведомственная целевая программа Иркутской области "Модернизация профессионального образования" на 2014 - 2020 годы

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 128-мпр)

Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего Программу

Приказ министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 96-мпр

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 23.06.2014 N 70-мпр)

Цель Программы

Организация предоставления качественного профессионального образования

Целевые показатели Программы

1. Доля выпускников государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, получивших по результатам государственной итоговой аттестации оценки "хорошо" и "отлично", в общей численности выпускников.

2. Доля выпускников государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, получивших дипломы с отличием

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 22.05.2015 N 42-мпр)

Сроки реализации Программы

2014 - 2020 годы

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 128-мпр)

Ресурсное обеспечение программы

Общий объем финансирования ведомственной целевой программы составляет 20 425 813,6 тыс. рублей, из них:

за счет средств федерального бюджета - 6 610,4 тыс. рублей,

за счет средств областного бюджета - 20 419 203,2 тыс. рублей,

в том числе по годам:

за счет средств федерального бюджета:

в 2014 году - 1 638,4 тыс. рублей,

в 2015 году - 1 924,8 тыс. рублей,

в 2016 году - 3 047,2 тыс. рублей;

за счет средств областного бюджета:

в 2014 году - 3 177 929,1 тыс. рублей,

в 2015 году - 2 816 642,2 тыс. рублей,

в 2016 году - 3 071 069,1 тыс. рублей,

в 2017 году - 3 100 344,6 тыс. рублей,

в 2018 году - 2 768 018,8 тыс. рублей,

в 2019 году - 2 791 594,0 тыс. рублей,

в 2020 году - 2 693 605,4 тыс. рублей

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 30.05.2017 N 44-мпр)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Доля выпускников государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, получивших по результатам государственной итоговой аттестации оценки "хорошо" и "отлично", в общей численности выпускников - 62%.

2. Доля выпускников государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области, получивших дипломы с отличием, - 8,1%

(в ред. Приказов министерства образования Иркутской области от 22.05.2015 N 42-мпр, от 11.11.2016 N 128-мпр)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ УРОВНЕ


Современный этап социально-экономического развития Иркутской области объективно требует качественного совершенствования системы профессионального образования. Система образования должна формироваться не в замкнутом региональном пространстве, а с учетом кадровых потребностей сопредельных регионов. Для повышения конкурентоспособности региональная система профессионального образования должна быть ориентирована на обеспечение кадрами предприятий как традиционного для региона экономического уклада, так и для новых отраслевых кластеров, обеспечивающих устойчивое развитие в будущем.

Развитие приоритетных кластеров промышленности Иркутской области в соответствии с перспективами социально-экономического развития Иркутской области определяет основные направления и характеристики процесса модернизации системы профессионального образования.

Программа модернизации профессионального образования Иркутской области на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) разработана с целью формирования эффективной системы регионального профессионального образования, направленной на обеспечение высокого качества подготовки кадров в соответствии с потребностями социально-экономического и инновационного развития Иркутской области, в соответствии с:

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 128-мпр)

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

- Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р;

- Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61;

- Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 31.12.2010 N 143-ОЗ.

Программа разработана на основе анализа состояния системы профессионального образования, является преемником ведомственной целевой программы "Модернизация профессионального образования Иркутской области" на 2013 год и определяет приоритеты и меры реализации модернизации профессионального образования Иркутской области на период 2014 - 2020 годов.

(в ред. Приказа министерства образования Иркутской области от 11.11.2016 N 128-мпр)

В настоящее время среди наиболее важных тенденций, характеризующих состояние и развитие системы профессионального образования Иркутской области, можно выделить следующие:

- обновление содержания профессионально-образовательных программ, соответствующих потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы;

- оптимизация сети профессиональных образовательных организаций, направленная на создание профильных, многоуровневых, многофункциональных образовательных организаций, ориентированных на социально-экономические, отраслевые, демографические особенности территорий;

- укрепление учебно-производственной базы профессиональных образовательных организаций путем создания ресурсных центров по профессиям: сварочного производства; общественного питания; сельскохозяйственного производства; строительства; информационных технологий;

- введение эффективного контракта в системе профессиональной подготовки и профессионального образования;

- развитие кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций.

Вместе с тем перспективное развитие системы профессионального образования сдерживается целым рядом внешних и внутренних факторов:

1. Структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. В 90-е годы, в период перехода к рыночной экономике, основные потребители рабочих кадров: промышленность, строительство и сельское хозяйство - практически не предъявляли спрос на выпускников профессиональных образовательных организаций. В этих условиях, пытаясь избежать потерь педагогического коллектива, многие профессиональные училища и лицеи открывали новые программы подготовки специалистов, в основном для сферы обслуживания. В результате сегодня более 3 тысяч человек, или 17% контингента, обучается именно сервисным специальностям (повара, швеи, кондитеры), в то время как потребность рынка труда в данных специалистах в 3,5 раза ниже предложения. Структура профессиональной подготовки кадров в образовательных организациях не соответствует потребности экономики Иркутской области в квалифицированных рабочих и специалистах. Вместе с тем профессиональные образовательные организации теряют привлекательность для абитуриентов, что также обуславливает снижение контингента обучающихся.

Низкий процент трудоустройства выпускников сферы профессионального образования. По данным службы занятости населения Иркутской области, по состоянию на 1 января 2012 года из 60 тысяч безработных жителей около 39% - люди с высшим и средним профессиональным образованием, причем каждый третий безработный - молодой выпускник профессиональных образовательных организаций.

Частичная невостребованность выпускников на рынке труда и наблюдаемый дисбаланс спроса и предложения также связаны с отсутствием научно обоснованного долгосрочного регионально-отраслевого прогноза потребности в кадровых ресурсах, в том числе по приоритетным направлениям развития экономики области, на основе которых должен строиться региональный заказ на подготовку кадров в системе профессионального образования.

Подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, возможна только на современном высокотехнологичном оборудовании, вместе с тем в ряде профессиональных образовательных организаций наблюдается критическое отставание материально-технической и учебно-производственной базы от уровня современного производства, что также ведет к несоответствию выпускников требованиям работодателей. Вместе с тем наблюдается низкая заинтересованность работодателей и социальных партнеров во взаимодействии с профессиональными образовательными организациями по укреплению учебно-производственной базы, участию в независимой общественной оценке качества профессионального образования, в поддержке образовательного процесса квалифицированными специалистами. Отсутствуют нормативно закрепленные механизмы для выстраивания государственно-частного партнерства между работодателями и образовательными организациями.

Сложившиеся механизмы финансирования системы профессионального образования практически не стимулируют повышение качества образовательных услуг. В настоящее время предпринят ряд шагов по разработке и внедрению новых элементов финансово-экономического механизма, способствующего повышению экономической самостоятельности образовательных организаций и обеспечению соответствия системы профессионального образования актуальным и перспективным требованиям развивающегося рынка труда и экономики страны и регионов.

С целью удовлетворения потребности экономики Иркутской области в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах, снижения дисбаланса спроса и предложения Программой предусмотрено совершенствование современной образовательной инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, внедрение новых финансово-экономических механизмов обновления материально-технической базы, формирование государственного/регионального заказа на подготовку специалистов, развитие профессионально-образовательных кластеров и отраслевых ресурсных центров (центров коллективного пользования) как базовых для региональной системы сертификации квалификации.

2. Уменьшение контингента профессиональных образовательных организаций вследствие демографического спада и снижения привлекательности производств и престижа рабочих профессий среди молодежи.

На современном этапе развития системы профессионального образования области имеют место ряд проблем, связанных с отсутствием современных институциональных форм работы с молодежью: специализированные бизнес-инкубаторы, программы развития самозанятости молодежи.

Профориентационная работа носит бессистемный характер. Участие предприятий-работодателей в профориентационной работе со школьниками носит эпизодический характер. Недостаточно эффективно организована система информирования абитуриентов и их семей о ситуации на рынке труда, востребованных специальностях и профессиях. Общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации действуют как конкуренты в борьбе за обучающихся, что затрудняет проведение профориентационной работы среди обучающихся в общеобразовательных организациях.

Разрозненные профориентационные мероприятия, проводимые школой, профессиональными образовательными организациями, службами занятости, не могут изменить социальные стереотипы. Работа с современной молодежью должна строиться на современной научной и технологической основе. Для эффективной профессиональной ориентации необходимо широко использовать радио и телевидение, привлекать ресурсы киноиндустрии, Интернета, социальной рекламы.

3. Согласование квалификационных профессиональных требований между профессиональными образовательными организациями и работодателями носит бессистемный характер, что свидетельствует об отсутствии государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

Профессиональное образование приобретет востребованность только тогда, когда образовательные организации будут реализовывать программы, созданные не под свои материально-технические и кадровые возможности, а ориентированные на социального партнера. Стимулировать данный процесс можно путем изменения механизмов формирования и распределения государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров: их формирование на основе прогноза потребностей экономики и социальной сферы и распределение с учетом качества образовательных программ, уровня подготовки и востребованности выпускников той или иной образовательной организации на рынке труда.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой единственным гарантом качества профессионального образования является государство. В связи с этим исключается возможность объективного контроля готовности выпускников к выполнению профессиональных функций, оценки социально-экономической эффективности профессионального образования. Как следствие - противоречие между требованиями реального сектора экономики Иркутской области к квалификации профессионалов и уровнем подготовки выпускников системы профессионального образования. Преодоление этого противоречия возможно в результате формирования региональной системы сертификации квалификаций и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ профессионального образования.

Поэтому одним из направлений Программы является приведение содержания образования в соответствие с потребностями социально-экономического и инновационного развития Иркутской области, обеспечивающего высокое качество профессионального образования.

4. Снижение кадрового потенциала системы профессионального образования. Эффективность системы профессионального образования в условиях быстро обновляющихся технологий и техники определяется способностью ее кадрового корпуса совершенствовать свои компетенции, быть мобильным на рынке образовательных услуг, использовать новые образовательные технологии, обновлять опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, знать современную технику и уметь на ней работать.

Укомплектованность профессиональных образовательных организаций преподавателями и мастерами производственного обучения и их образовательный уровень достаточно высоки, наблюдается тенденция "старения" кадров: более 20% преподавателей профессиональных образовательных организаций - люди пенсионного возраста, высока доля преподавателей старше 50 лет. Притоку молодых специалистов препятствует низкий уровень заработной платы, который напрямую влияет на привлекательность данной сферы профессиональной деятельности для высококвалифицированных специалистов и молодежи. Отсутствует система персонифицированного финансирования повышения квалификации, что ограничивает возможность выбора педагогами программ дополнительного профессионального образования.

Недостаточная информационно-управленческая взаимосвязь элементов системы профессионального образования, отсутствие четкого сетевого взаимодействия между профессиональными образовательными организациями.

В этой связи Программой определено направление развития педагогического и управленческого потенциала системы профессионального образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»