МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 30 июля 2014 года N 930


Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Волгоградской области

(с изменениями на 16 декабря 2020 года)

(в ред. приказов комитета образования и науки Волгоградской области от 24.02.2015 N 211, от 08.06.2015 N 816, от 08.09.2015 N 1245, приказов комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 02.04.2018 N 41, от 16.12.2020 N 148)




В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях создания необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на территории Волгоградской области приказываю:


1. Утвердить Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Волгоградской области согласно приложению.


2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, осуществляющим управление в сфере образования, обеспечить исполнение мероприятий по организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в подведомственных образовательных организациях.


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области М.А. Тетерук.


(в ред. приказа комитета образования и науки Волгоградской области от 24.02.2015 N 211, приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 02.04.2018 N 41)


4. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.



Министр образования и науки
Волгоградской области
А.М.КОРОТКОВ



Приложение
Утверждено
приказом
министерства
образования и науки
Волгоградской области
от 30 июля 2014 г. N 930



ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. приказов комитета образования и науки Волгоградской области от 24.02.2015 N 211, от 08.06.2015 N 816, от 08.09.2015 N 1245, приказов комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 02.04.2018 N 41, от 16.12.2020 N 148)



1. Настоящее Положение определяет основы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в образовательных организациях Волгоградской области (далее - лица с ОВЗ).


2. Создание условий для инклюзивного образования лиц с ОВЗ на территории Волгоградской области осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", Законом Волгоградской области от 04 октября 2013 г. N 118-ОД "Об образовании в Волгоградской области".


(в ред. приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 16.12.2020 N 148)


3. Для организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ на территории Волгоградской области:


3.1. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области:


(в ред. приказа комитета образования и науки Волгоградской области от 24.02.2015 N 211, приказа комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 02.04.2018 N 41)


обеспечивают разработку и утверждение нормативных правовых актов по организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ;


осуществляет анализ представленной информации по результатам мониторинга, проведенного органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, осуществляющими управление в сфере образования, по вопросам организации инклюзивного образования на территории муниципального образования;


(в ред. приказа комитета образования и науки Волгоградской области от 08.06.2015 N 816)


осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, образовательными организациями, реализующими общеобразовательные программы, обеспечивающими совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;


организует обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам предоставления образовательных услуг.


(абзац введен приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 08.09.2015 N 1245)


3.2. Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области:


создают условия для формирования и функционирования безбарьерной доступной среды для лиц с ОВЗ в образовательных организациях;


обеспечивает подготовку и повышение квалификации руководителей и педагогических работников подведомственных образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования.


3.3. Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, осуществляющие управление в сфере образования:


обеспечивают разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов по организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в муниципальном районе (городском округе) Волгоградской области;


определяют образовательные организации, в которых организуется инклюзивное образование для лиц с ОВЗ;


инициируют включение в муниципальные программы мероприятий, направленных на создание доступной среды в образовательных организациях;


выявляют потребность в прохождении курсов повышения квалификации педагогов, работающих с лицами с ОВЗ, в рамках инклюзивного образования;


инициируют и организуют проведение мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ в образовательных организациях, с привлечением общественных организаций инвалидов;


проводят мониторинг по вопросам организации инклюзивного образования на территории муниципального района (городского округа) Волгоградской области;


(абзац введен приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 08.06.2015 N 816)


организуют обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам предоставления образовательных услуг.


(абзац введен приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 08.09.2015 N 1245)


3.4. Образовательные организации:


реализуют основные общеобразовательные программы, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;


организуют проведение мероприятий по формированию благоприятного психологического климата для лиц с ОВЗ в образовательной организации;


формируют заявку педагогов на прохождение курсов повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования и направляют ее в органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, осуществляющие управление в сфере образования;


организуют работу тьюторов, обеспечивающих сопровождение образовательного процесса в рамках инклюзивного образования;


организуют обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам предоставления образовательных услуг.


(абзац введен приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 08.09.2015 N 1245)


4. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, допускается:


совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;


совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).


Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.


Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.


5. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы).


В классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.


6. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:


учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ;


учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ;


педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ;


тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ.



Заместитель министра
образования и науки
Волгоградской области
Л.М.САВИНА

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»