ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 4 февраля 2015 года N 31-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.11.2013 N 450-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области", в целях плановой корректировки государственной программы "Развитие образования Ивановской области" Правительство Ивановской области

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 450-п "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Признать утратившими силу постановления Правительства Ивановской области:

от 25.04.2013 N 147-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов на софинансирование расходов, связанных с поэтапным доведением средней заработной платы педагогическим работникам иных муниципальных учреждений дополнительного образования детей до средней заработной платы в Ивановской области";

от 14.06.2013 N 226-п "О предоставлении из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области субсидий на софинансирование расходов, связанных с поэтапным доведением средней заработной платы педагогическим работникам муниципальных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства до средней заработной платы в Ивановской области";

от 04.07.2013 N 259-п "О предоставлении из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, городских округов Ивановской области субсидий на софинансирование расходов, связанных с поэтапным доведением средней заработной платы педагогическим работникам муниципальных учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта до средней заработной платы в Ивановской области";

от 17.12.2013 N 526-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области по организации питания обучающихся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций";

от 19.02.2014 N 42-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 14.06.2013 N 226-п "О предоставлении из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области субсидий на софинансирование расходов, связанных с поэтапным доведением средней заработной платы педагогическим работникам муниципальных детских музыкальных, художественных школ и школ искусств до средней заработной платы в Ивановской области";

от 03.12.2014 N 500-п "О внесении изменения в постановление Правительства Ивановской области от 17.12.2013 N 526-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ивановской области по организации питания обучающихся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций".

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

Губернатор Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 04.02.2015 N 31-п

     
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 450-п

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Развитие образования Ивановской области" (далее - Программа)

     

Наименование Программы

Развитие образования Ивановской области

Срок реализации Программы

2014 - 2018 годы

Администратор Программы

Департамент образования Ивановской области

Ответственные исполнители Программы

Департамент образования Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области

Исполнители Программы

Департамент образования Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области, Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области

Перечень подпрограмм

Специальные подпрограммы: 1. Развитие общего образования. 2. Развитие профессионального образования. 3. Модернизация дополнительного образования. 4. Выявление и поддержка одаренных детей. 5. Государственная поддержка молодых учителей общеобразовательных организаций Ивановской области в сфере ипотечного жилищного кредитования. Аналитические подпрограммы: 1. Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. 2. Реализация адаптированных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения и подготовки. 3. Реализация основных общеобразовательных программ. 4. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. 5. Реализация дополнительных общеобразовательных программ. 6. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям. 7. Дополнительное профессиональное образование. 8. Финансовое обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного образования в муниципальных и в частных образовательных организациях. 9. Финансовое обеспечение предоставления мер социальной поддержки в сфере образования. 10. Организация областных мероприятий в сфере образования. 11. Контроль качества образования, лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности, надзор и контроль за соблюдением законодательства в области образования. 12. Обеспечение проведения аттестации педагогических работников областных государственных, муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории. 13. Реализация государственной молодежной политики

Цель (цели) Программы

Обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики. Повышение качества образовательных услуг и обеспечение возможности для всего населения области получить доступное образование, обеспечивающее потребности экономики региона

Объем ресурсного обеспечения Программы

Общий объем Программы: 2014 год - 6792174081,00 руб., 2015 год - 6456707543,83 руб., 2016 год - 5593681536,38 руб., 2017 год - 5373371854,32 руб., 2018 год - 48644300,00 руб. Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 6788174081,00 руб., 2015 год - 6452707543,83 руб., 2016 год - 5593681536,38 руб., 2017 год - 5373371854,32 руб., 2018 год - 48644300,00 руб.; - областной бюджет: 2014 год - 6326912900,00 руб., 2015 год - 6444973343,83 руб., 2016 год - 5586122636,38 руб., 2017 год - 5365091454,32 руб., 2018 год - 48644300,00 руб.; - федеральный бюджет: 2014 год - 460926360,00 руб., 2015 год - 7734200,00 руб., 2016 год - 7558900,00 руб., 2017 год - 8280400,00 руб., 2018 год - 0,00 тыс. руб. Средства физических и юридических лиц: 2014 год - 4334821,00 руб., 2015 год - 4000000,00 руб.

     

2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы

     

2.1. Общее образование


2.1.1. Дошкольное образование

Предоставление дошкольного образования в Ивановской области по состоянию на начало 2014 года осуществляли 457 образовательных организаций (далее по тексту Программы термины "образовательная организация" и "образовательное учреждение" используются как имеющие идентичное значение) - 376 муниципальных детских садов, 5 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 70 общеобразовательных организаций, а также 6 частных образовательных учреждений.

В структуре дошкольных образовательных организаций действуют учреждения компенсирующего вида (12 детских садов), общеразвивающего вида (49), комбинированного вида (32), центры развития ребенка (17), детские сады присмотра и оздоровления (2 учреждения).

Численность детей, обучающихся по программам дошкольного образования, ежегодно увеличивается, что объясняется ростом рождаемости в Ивановской области (см. таблицу 1). Как следствие, доступность дошкольного образования и охват детей дошкольным образованием на настоящий момент далеки от желательного уровня, хотя и превышают среднероссийские показатели.

Охват дошкольным образованием детей от 1 до 7 лет с учетом развития вариативных форм составляет 85,1%, охват детей от 3 до 7 лет - 99,9%. Все дети в возрасте от 5 до 7 лет имеют возможность посещать детские сады.

Инерционный сценарий развития ситуации предполагает сохранение и даже усиление напряженности с доступностью дошкольного образования.

Таблица 1. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере дошкольного образования

N п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2010

2011

2012

2013

2014, оценка

1

Численность обучающихся в муниципальных дошкольных образовательных организациях

чел.

43982

44591

47636

50613

51385

2

Численность обучающихся в частных дошкольных образовательных организациях

чел.

н.д.

н.д.

н.д.

н.д.

278

3

Охват детей в возрасте 1 - 7 лет дошкольным образованием (на начало учебного года)

%

75,3

76,5

83,5

84,0

85,1

4

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях)

%

96,0

98,0

99,2

99,7

100

5

Отношение средней заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования в Ивановской области

%

н.д.

н.д.

н.д.

92,9

100


В последние годы основные усилия органов государственной власти Ивановской области были направлены на повышение доступности дошкольного образования.

Активно осуществлялось строительство, реконструкция, капитальный ремонт детских садов, открывались дополнительные группы в образовательных организациях. В 2010 году было дополнительно создано 460 мест в дошкольных организациях, реализующих программы дошкольного образования, в 2011 году - 940 мест, в 2012 году - 1261 место, в 2013 году - 1806 мест. В 2014 году планируется ввести еще 1693 места. Основным инструментом решения проблемы доступности дошкольного образования выступали реконструкция, капитальный и текущий ремонт существующих учреждений и открытие групп краткосрочного пребывания. Для решения указанных задач бюджетам муниципальных образований предоставлялись субсидии из областного бюджета.

Кроме того, для повышения доступности дошкольного образования осуществляется поддержка развития альтернативных форм предоставления дошкольного образования, в том числе семейных и частных детских садов. В 2011 году в г. Шуя открылся частный центр развития ребенка "Виктория" (на 18 детей), в г. Иваново и Ивановском муниципальном районе созданы 2 семейные дошкольные группы.

В рамках поддержки развития вариативных форм дошкольного образования проводится областной конкурс "Детский сад года", победители которого получают грант Губернатора Ивановской области. Организована и действует стажировочная площадка, связанная с реализацией вариативных форм и моделей муниципальных систем дошкольного образования. С 2013 года негосударственным организациям, реализующим программы дошкольного образования, предоставляются субсидии на реализацию данных программ.

Благодаря запланированным и осуществленным мерам до конца 2014 года будет обеспечена практически полная доступность дошкольного образования для детей возрастной группы от 3 до 7 лет.

Значительные усилия были также направлены на повышение качества дошкольного образования. Наиболее значимыми мероприятиями в данной области явились:

- материально-техническое оснащение дошкольных образовательных организаций в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования";

- повышение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в Ивановской области (в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").

Значительное увеличение уровня оплаты труда педагогических работников дошкольного образования является базовым инструментом, призванным поднять престиж профессии педагогического работника, обеспечить приток квалифицированных кадров в образовательные организации и на этой основе повысить качество предоставляемого дошкольного образования.

В средне- и долгосрочной перспективе основными проблемами, стоящими перед органами государственной власти Ивановской области в сфере дошкольного образования, являются:

- наличие очередности на зачисление в организации дошкольного образования, нарушающей гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

- недостаточно высокое качество оказываемых услуг в сфере дошкольного образования, в том числе обусловленное планируемым внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2.1.2. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование

Начальное общее, основное общее, среднее общее образование в Ивановской области предоставляется в 298 образовательных организациях, из которых 124 находятся в сельской местности. В Ивановской области работает 85 базовых школ, такие школы являются ресурсными центрами муниципалитетов, муниципальными и региональными опорными и экспериментальными площадками по внедрению новых педагогических технологий.

Контингент учащихся в общеобразовательных организациях составил на начало 2013 - 2014 учебного года 88,2 тыс. человек и, по демографическим причинам, будет иметь в среднесрочной перспективе тенденцию к увеличению.

Сеть общеобразовательных организаций позволяет реализовать потребности школьников в получении качественного образования. Из 185 средних общеобразовательных школ в Ивановской области работают 10 лицеев, 8 гимназий и 1 школа с углубленным изучением предметов, кроме того, 8 вечерних школ, 20 специальных (коррекционных) учреждений и санаторная общеобразовательная школа-интернат (1 учреждение). На начало 2014 - 2015 учебного года функционирует 10 частных общеобразовательных организаций.

На начало 2014 года 92,3% школьников Ивановской области обучаются в школах, обеспечивающих от 80 до 100% основных видов современных условий обучения:

- 57,2% обучающихся в школах имеют возможность пользоваться оборудованными спортивными площадками и универсальными спортивными залами; 71,9% - современными библиотеками; 82% - медиатеками;

- 95% учащихся получают в общеобразовательных учреждениях горячее питание, охват горячим питанием учащихся 1 - 4 классов составляет 100%;

- 87,8% школ оборудованы современными столовыми;

- 92% школ имеют лицензированные медицинские кабинеты, в 45% школ ведется автоматизированный мониторинг здоровья школьников;

- 100% школ области оборудованы системами автоматизированной пожарной сигнализации и системами оповещения о пожаре и тревожной сигнализацией.

Программно-аппаратные комплексы "Стрелец-Мониторинг" установлены в 6 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (23,8%), 132 дошкольных образовательных учреждениях (36%), 53 муниципальных общеобразовательных учреждениях (20%);

- кнопкой экстренного вызова (КЭВ) с выходом на пульт централизованной охраны обеспечено 195 (67%) общеобразовательных организаций;

- достигнут достаточно высокий уровень обеспеченности школ компьютерной техникой. Во всех школах имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, современное компьютерное оборудование. Доля учащихся, которым обеспечена возможность выхода в Интернет на скорости не менее 2 Мб/с, выросла с 3,3% в 2010 году до 71,5% в 2013 году;

- для организации обучения сельских школьников организуется их подвоз к месту учебы и обратно к месту жительства - работают 244 автобуса по 280 школьным маршрутам.

С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию применяются формы дистанционного обучения для учащихся малокомплектных сельских школ. С применением данных форм обучения обучаются школьники 52 из 79 малокомплектных школ области. С использованием дистанционных технологий также осуществляется образование 100% детей-инвалидов, которым по медицинским показаниями рекомендовано обучение на дому.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия как для инклюзивного образования в обычных классах общеобразовательных учреждений, так и в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

В Ивановской области достигнут высокий уровень качества общего образования, о чем свидетельствует превышение среднероссийских показателей на едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ) по большинству учебных предметов по результатам государственной итоговой аттестации 2013 года.

За последние годы система общего образования Ивановской области динамично развивалась, в том числе в рамках реализации федерального проекта модернизации региональных систем общего образования. Накопленный потенциал и темп внедрения преобразований позволяют прогнозировать сохранение позитивных тенденций в ближайшие годы. Вместе с тем, без финансовой поддержки из бюджетов всех уровней, организационно-методической поддержки со стороны органов управления образованием, без реализации межшкольных и муниципальных проектов темпы модернизации общего образования не смогут обеспечить соответствие качества и доступности образования современным требованиям и условиям.

Таблица 2. Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере общего образования

N п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2010

2011

2012

2013

2014, оценка

1

Численность обучающихся (1 - 11 классы) в муниципальных общеобразовательных организациях (на начало учебного года)

чел.

83071

83969

84643

84717

86616

2

Численность обучающихся в дошкольных группах муниципальных общеобразовательных организаций (на начало учебного года)

чел.

3529

3231

3163

3064

2465

3

Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100%

%

53,0

71,0

87,2

92,3

92,5

4

Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами единого государственного экзамена

раз

н.д.

н.д.

1,85

2,17

2,0

5

Количество школьных предметов, по которым результаты единого государственного экзамена по Ивановской области превышают среднероссийские показатели

предмет

11

8

3

12

12

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»