Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов развития и наращивания экономической базы городского поселения Зарайск. Этот сектор способен быстро осваивать наиболее перспективные сегменты рынка, принося доходы в бюджет, и отчасти снимать проблему безработицы.
Количество зарегистрированных малых предприятий (включая микропредприятия) на территории городского поселения Зарайск в 2012 году составило 115 ед. Основная доля малых предприятий (включая микропредприятия) принадлежит сектору торговли.
По оценке 2013 года ожидается, что в городском поселении Зарайск количество зарегистрированных малых предприятий (включая микропредприятия) составит 117 единиц. Планируемое количество зарегистрированных малых предприятий (включая микропредприятия) в прогнозируемом периоде составит к 2018 году 130 единиц.
Малое и среднее предпринимательство города сконцентрировано в основном в 5 отраслях: торговля, промышленность, строительство, транспорт, связь.
Среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий в 2012 году ниже среднемесячной заработной платы работников в целом по городу (20514 руб.) и составляет 19175 рублей. В динамике, в сравнении с 2011 годом, уровень заработной платы в целом по городу вырос более чем на 23%.
Настоящий уровень развития малого и среднего предпринимательства в городе Зарайске имеет резерв развития.
При этом существует целый ряд барьеров, который оказывает серьезное влияние на становление и развитие малого и среднего предпринимательства в городе, а именно:
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;
- отсутствие профессиональной подготовки для организации и осуществления предпринимательской деятельности;
- высокие процентные ставки банковских кредитов и лизинговых операций для субъектов малого и среднего бизнеса;
- наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- наличие ограниченного доступа к рынкам сбыта;
- недостаточное информационно-консультационное обеспечение.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого и среднего предпринимательства, структур его поддержки и органов местного самоуправления, что позволит выстроить эффективную политику в отношении малого и среднего предпринимательства, учитывая цели и интересы социально-экономического развития города.
Необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля. В числе таких мероприятий:
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации лучших бизнес-проектов;
- информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.