ЗАКОН

 РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

от 13 ноября 2014 года N 765-V

О ДЕПУТАТСКОМ РАССЛЕДОВАНИИ НАРОДНОГО ХУРАЛА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

(в ред. Закона Республики Бурятия от 30.06.2016 N 1854-V)

 

Принят
Народным Хуралом
Республики Бурятия
5 ноября 2014 года

 Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением Народным Хуралом Республики Бурятия контрольных полномочий в форме депутатского расследования Народного Хурала Республики Бурятия.

2. Настоящим Законом устанавливаются принципы, цели и задачи депутатского расследования Народного Хурала Республики Бурятия, его предмет, а также основные положения, касающиеся осуществления процедуры депутатского расследования Народного Хурала Республики Бурятия.

 Статья 2. Правовая основа депутатского расследования Народного Хурала Республики Бурятия


Депутатское расследование Народного Хурала Республики Бурятия (далее - депутатское расследование) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия с соблюдением требований федерального законодательства.

 Статья 3. Принципы депутатского расследования


1. Депутатское расследование проводится на основе принципов конституционности, законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.

2. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство.

 Статья 4. Цели и задачи депутатского расследования


1. Целями депутатского расследования являются:

1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия прав и свобод человека и гражданина;

2) обеспечение контроля Народного Хурала Республики Бурятия в отношении деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, в том числе по устранению причин и последствий, послуживших основанием для инициирования процедуры депутатского расследования в пределах предмета депутатского расследования, установленного статьей 5 настоящего Закона;

3) обеспечение контроля Народного Хурала Республики Бурятия в отношении деятельности государственных органов, не являющихся органами государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и организаций в Республике Бурятия, в пределах предмета депутатского расследования, установленного статьей 5 настоящего Закона, если осуществление такого контроля не противоречит требованиям федерального законодательства и законов Республики Бурятия;

4) оказание содействия в устранении причин и условий, способствующих событию, послужившему основанием для инициирования процедуры депутатского расследования.

2. Задачами депутатского расследования являются:

1) выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для оценки депутатами Народного Хурала Республики Бурятия события (событий), послужившего (послуживших) основанием для инициирования процедуры депутатского расследования;

2) выявление причин и условий, способствующих событию (событиям), послужившему (послуживших) основанием для инициирования процедуры депутатского расследования;

3) информирование общества об обстоятельствах, послуживших основанием инициирования процедуры депутатского расследования.

3. К задачам депутатского расследования не может быть отнесено установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.

 Статья 5. Предмет депутатского расследования


1. Народный Хурал Республики Бурятия осуществляет контрольные полномочия в форме депутатского расследования в отношении:

1) фактов и обстоятельств, связанных с нарушением закона Республики Бурятия;

2) фактов и обстоятельств, связанных с ненадлежащим исполнением бюджета и (или) бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Бурятия;

3) фактов и обстоятельств, связанных с нарушением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Бурятия.

2. Депутатскому расследованию не подлежат:

1) деятельность суда;

2) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия;

3) деятельность других органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и организаций, в отношении которых в соответствии с требованиями федерального законодательства Народный Хурал Республики Бурятия не вправе осуществлять контрольные полномочия.

3. В случае принятия судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе депутатского расследования, депутатское расследование не проводится в отношении обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированных в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основание для судебного спора;

4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол был составлен (данное постановление вынесено).

4. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются специальной комиссией, сформированной для проведения депутатского расследования (далее - специальная комиссия), без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

 Статья 6. Сроки депутатского расследования


1. Срок депутатского расследования не может превышать шести месяцев со дня создания специальной комиссии.

2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Народного Хурала Республики Бурятия соответствующего созыва.

3. Днем создания специальной комиссии считается день утверждения Народным Хуралом Республики Бурятия состава специальной комиссии для проведения депутатского расследования в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона.

 Статья 7. Возбуждение депутатского расследования


1. Основанием для возбуждения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Народного Хурала Республики Бурятия и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Закона.

2. При наличии основания группа депутатов Народного Хурала Республики Бурятия количеством не менее пяти человек вправе направить Председателю Народного Хурала Республики Бурятия письменное обращение о возбуждении депутатского расследования.

3. В обращении о возбуждении депутатского расследования должны быть отражены факты и обстоятельства, подлежащие расследованию, указаны цели и задачи, а также обоснование необходимости его проведения, предложения по формированию специальной комиссии.

 Статья 8. Порядок принятия решения о возбуждении депутатского расследования


1. Вопрос о возбуждении депутатского расследования должен быть рассмотрен на ближайшем заседании Народного Хурала Республики Бурятия, но не позднее чем через 30 дней со дня поступления обращения в Народный Хурал Республики Бурятия.

2. В случае если обращение невозможно рассмотреть в срок, указанный в части 1 настоящей статьи, вопрос о возбуждении депутатского расследования рассматривается на внеочередной сессии Народного Хурала Республики Бурятия. При этом необходимые документы вносятся инициатором проведения депутатского расследования в Народный Хурал Республики Бурятия не позднее чем за 10 дней до дня проведения внеочередной сессии Народного Хурала Республики Бурятия.

3. Решение о возбуждении депутатского расследования оформляется постановлением Народного Хурала Республики Бурятия и считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия.

4. Решение о возбуждении депутатского расследования не может быть принято в течение последних трех месяцев полномочий Народного Хурала Республики Бурятия, а также в период избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия.

Статья 8.1. Приостановление депутатского расследования и его досрочное прекращение

(введена Законом Республики Бурятия от 30.06.2016 N 1854-V)


1. Если при проведении депутатского расследования возникнут обстоятельства, установленные частью 3 статьи 5 настоящего Закона, проведение депутатского расследования приостанавливается до вступления в законную силу решения (приговора) суда, принятого по делу, касающемуся обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе депутатского расследования, либо принятия иного решения по делу.

2. В случае установления вступившим в законную силу решением (приговором) суда обстоятельств, которые стали предметом возбужденного депутатского расследования, Народный Хурал Республики Бурятия на ближайшей сессии большинством голосов от числа избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия принимает постановление о досрочном прекращении депутатского расследования.

3. В случае принятия иного решения по делу депутатское расследование продолжается.

 Статья 9. Порядок формирования специальной комиссии для проведения депутатского расследования


1. В случае принятия решения о возбуждении депутатского расследования на том же заседании Народного Хурала Республики Бурятия формируется специальная комиссия из числа депутатов Народного Хурала Республики Бурятия.

2. В состав специальной комиссии должно входить по равному числу представителей депутатских объединений в Народном Хурале Республике Бурятия. Сведения о кандидатах в члены специальной комиссии должны быть направлены депутатскими объединениями Председателю Народного Хурала Республики Бурятия в течение 2 часов с момента принятия постановления Народного Хурала Республики Бурятия о возбуждении депутатского расследования. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав специальной комиссии не является препятствием для ее создания.

3. В случае отказа депутатского объединения от направления своих представителей в состав специальной комиссии вакантные места членов специальной комиссии замещаются по согласованию между депутатскими объединениями, направившими своих представителей в состав специальной комиссии, представителям этих депутатских объединений.

4. В случае если количество депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, не входящих ни в одно из депутатских объединений в Народном Хурале Республики Бурятия, превышает 10 человек, данные депутаты выдвигают представителей в состав специальной комиссии в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, а также участвуют в замещении вакантных мест в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи и частью 5 статьи 11 настоящего Закона.

5. После принятия всех предложений состав специальной комиссии утверждается Народным Хуралом Республики Бурятия большинством голосов от числа избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия и оформляется постановлением.

6. При формировании специальной комиссии Народный Хурал Республики Бурятия должен утвердить председателя специальной комиссии из числа членов специальной комиссии. Председателем специальной комиссии считается кандидат, набравший при голосовании наибольшее число голосов от числа избранных депутатов.

7. В случае если специальную комиссию не удалось сформировать в сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, депутатское расследование не проводится.

8. Специальная комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.

 Статья 10. Требования, предъявляемые к членам специальной комиссии


Членом специальной комиссии не может быть депутат Народного Хурала Республики Бурятия:

1) являющийся участником расследуемых специальной комиссией фактов и обстоятельств;

2) состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого специальной комиссией события;

3) в отношении которого имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе депутатского расследования.

 Статья 11. Прекращение полномочий члена специальной комиссии и замещение вакантных мест


1. Член специальной комиссии может выйти из ее состава по собственному желанию.

2. Полномочия члена специальной комиссии прекращаются в случае прекращения в соответствии с федеральным законодательством, законами Республики Бурятия его полномочий депутата Народного Хурала Республики Бурятия.

3. Полномочия члена специальной комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Народного Хурала Республики Бурятия в случае несоответствия члена специальной комиссии требованиям, установленным статьей 10 настоящего Закона.

4. Решение о прекращении полномочий члена специальной комиссии по основаниям, предусмотренным частями 1 - 3 настоящей статьи, принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия и оформляется постановлением Народного Хурала Республики Бурятия.

5. В случаях, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, вакантное место представителя от депутатского объединения замещается другим представителем соответствующего депутатского объединения. Вакантное место представителя от депутатов, указанных в части 4 статьи 9 настоящего Закона, замещается другим их представителем. Для этого депутатское объединение либо депутаты, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Закона, должны представить соответствующую кандидатуру Председателю Народного Хурала Республики Бурятия в течение двух часов с момента принятия постановления Народного Хурала Республики Бурятия о прекращении полномочий члена специальной комиссии. По вопросу о замещении вакантного места принимается постановление Народного Хурала, которое считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия.

6. В случае замещения вакантного места члена специальной комиссии, являющего председателем специальной комиссии, новый председатель специальной комиссии избирается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 9 настоящего Закона.

 Статья 12. Председатель, заместитель председателя специальной комиссии

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»