АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2011 года N 106
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА"
(в ред. постановления администрации города Белгорода от 02.04.2013 N 84)
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", постановления Правительства Белгородской области от 20 декабря 2010 года N 446-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Белгородской области на период до 2013 года" и в целях создания условий для повышения эффективности деятельности городского округа "Город Белгород" по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития городского округа "Город Белгород"
постановляю:
1. Утвердить городскую целевую программу "Повышение эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года" (прилагается).
2. Распорядителям, прямым получателям средств бюджета городского округа "Город Белгород", муниципальным учреждениям руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при формировании и организации исполнения бюджета городского округа "Город Белгород", а также при подготовке проектов распорядительных и иных правовых актов.
2.1. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2011 - 2013 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов бюджета городского округа "Город Белгород".
(п. 2.1 введен постановлением администрации города Белгорода от 02.04.2013 N 84)
3. Комитету финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода (Дюков О.Д.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Наш Белгород".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет финансов и бюджетных отношений администрации города Белгорода (Дюков О.Д.).
Информацию о ходе исполнения постановления предоставлять ежегодно к 20 февраля, начиная с 2012 года.
Глава администрации
города Белгорода
С.БОЖЕНОВ
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА"
(в ред. постановления администрации города Белгорода от 02.04.2013 N 84)
┌══════════════┬══════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │"Повышение эффективности бюджетных расходов на период до│
│Программы │2013 года" (далее - Программа) │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для │- Послание Президента Российской Федерации Федеральному│
│разработки │Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и от 30│
│ │ноября 2010 года; │
│ │- Бюджетное послание Президента Российской Федерации│
│ │Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010│
│ │г. "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах"; │
│ │- Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении│
│ │изменений в отдельные законодательные акты Российской│
│ │Федерации в связи с совершенствованием правового положения│
│ │государственных (муниципальных) учреждений"; │
│ │- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30│
│ │июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы│
│ │Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных│
│ │расходов на период до 2012 года"; │
│ │- постановление Правительства Белгородской области от 20│
│ │декабря 2010 года N 446-пп "Об утверждении долгосрочной│
│ │целевой программы "Повышение эффективности бюджетных│
│ │расходов Белгородской области на период до 2013 года"; │
│ │- решение Совета депутатов г. Белгорода от 30 января 2007│
│ │года N 413 "Об утверждении Стратегии развития города│
│ │Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного│
│ │самоуправления на 2007 - 2011 годы" │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Муниципальный │Администрация города Белгорода │
│заказчик │ │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные │Комитет финансов и бюджетных отношений администрации│
│разработчики │города Белгорода; Комитет имущественных и земельных│
│Программы │отношений администрации города Белгорода │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи │Цель: │
│Программы │Создание условий для повышения эффективности деятельности│
│ │органов местного самоуправления городского округа "Город│
│ │Белгород" по выполнению муниципальных функций и│
│ │обеспечению потребностей граждан и общества в│
│ │муниципальных услугах, увеличению их доступности и│
│ │качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей│
│ │социально-экономического развития городского округа "Город│
│ │Белгород" при обеспечении финансовой устойчивости и│
│ │сбалансированности бюджета городского округа "Город│
│ │Белгород" в долгосрочной перспективе. │
│ │Задачи: │
│ │1. Взаимоувязка стратегического и бюджетного планирования.│
│ │2. Повышение эффективности системы предоставления│
│ │налоговых льгот по местным налогам. │
│ │3. Повышение эффективности использования муниципального│
│ │имущества городского округа "Город Белгород", включая│
│ │земельные участки. │
│ │4. Активизация работы по сокращению имеющейся недоимки по│
│ │платежам в бюджет городского округа "Город Белгород" и│
│ │повышение собираемости налоговых доходов. │
│ │5. Обеспечение доступности информации о выполнении│
│ │юридическими лицами обязательств по уплате налогов и│
│ │других платежей, поступающих в бюджет городского округа│
│ │"Город Белгород". │
│ │6. Формализация процедуры введения новых и увеличения│
│ │действующих расходных обязательств городского округа│
│ │"Город Белгород". │
│ │7. Совершенствование формы и Порядка ведения реестра│
│ │расходных обязательств (в связи с детализацией расходных│
│ │обязательств по отдельным услугам, а также ведением│
│ │правил корректировки (пересчета) объемов действующих│
│ │расходных обязательств). │
│ │8. Совершенствование порядка разработки долгосрочных│
│ │городских целевых программ, их формирования, реализации и│
│ │оценки эффективности. Внесение изменений в нормативные│
│ │правовые акты городского округа "Город Белгород" в связи с│
│ │переходом к формированию бюджета городского округа на│
│ │основе нормативно-целевого принципа. │
│ │9. Обеспечение связи между программно-целевым│
│ │планированием и программно-целевым бюджетом. Переход к│
│ │программной структуре расходов бюджета городского округа│
│ │"Город Белгород". │
│ │10. Стимулирование повышения эффективности деятельности│
│ │органов местного самоуправления, муниципальных учреждений.│
│ │11. Усиление контроля на стадии санкционирования кассовых│
│ │выплат. Повышение ответственности распорядителей, прямых│
│ │получателей и муниципальных учреждений за использованием│
│ │средств бюджета городского округа "Город Белгород". │
│ │12. Совершенствование управления муниципальным имуществом.│
│ │13. Совершенствование правового статуса муниципальных│
│ │учреждений. │
│ │14. Формирование муниципальных заданий на оказание│
│ │муниципальных услуг. │
│ │15. Повышение эффективности муниципального финансового│
│ │контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего│
│ │финансового контроля. │
│ │16. Совершенствование контроля муниципальных учреждений в│
│ │отношении их финансового состояния и хозяйственной│
│ │деятельности. │
│ │17. Развитие информационной системы управления│
│ │муниципальными финансами. │
│ │18. Совершенствование организации исполнения бюджетного│
│ │процесса городского округа "Город Белгород" посредством│
│ │программных комплексов │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки │I этап: 2011 - 2012 годы │
│реализации │II этап: 2012 - 2013 годы │
│Программы │ │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители │- структурные подразделения администрации города│
│Программы │Белгорода; │
│ │- муниципальные учреждения │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и │2011 год - 5100 тыс. рублей │
│источники │2012 год - без финансирования │
│финансирования│2013 год - без финансирования │
│ │Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется│
│ │за счет собственных средств бюджета городского округа│
│ │"Город Белгород" │
│(в ред. постановления администрации города Белгорода от 02.04.2013 N 84) │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │- долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета│
│конечные │городского округа "Город Белгород"; │
│результаты │- переход к программной структуре расходов бюджета│
│реализации │городского округа "Город Белгород"; │
│Программы │- повышение эффективности бюджетных расходов в структурных│
│ │подразделениях администрации города Белгорода и│
│ │муниципальных учреждениях; │
│ │- повышение эффективности предоставления муниципальных│
│ │услуг; │
│ │- совершенствование системы муниципального финансового│
│ │контроля │
├══════════════┼══════════════════════════════════════════════════════════┤
│Организация │Контроль за реализацией Программы осуществляется│
│контроля за │администрацией города Белгорода в лице комитета финансов и│
│исполнением │бюджетных отношений администрации города Белгорода │
│Программы │ │
└══════════════┴══════════════════════════════════════════════════════════…
Главной задачей деятельности администрации города Белгорода является обеспечение плана социального и экономического развития городского округа "Город Белгород" (далее - городской округ). Расходы местных бюджетов играют важную роль в решении социально-экономических задач муниципального образования.
Бюджет городского округа "Город Белгород" (далее - бюджет городского округа) рассматривается как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения городского округа.
Грамотное бюджетное планирование обеспечивает рациональное и экономически обоснованное определение расходов, а также бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития городского округа при соблюдении режима экономии в расходовании средств бюджета городского округа.
В рамках полномочий органов местного самоуправления, связанных с бюджетными расходами, выделяются три группы прав и обязанностей: в сфере нормативно-правового регулирования, финансового обеспечения и исполнения расходных обязательств. Одним из критериев эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа является качество предоставляемых бюджетных услуг, а не своевременность и объемы бюджетного финансирования.
В настоящее время на первый план выдвигается задача повышения эффективности бюджетных расходов, внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Бюджетирование, ориентированное на результат, является составной частью масштабной бюджетной реформы, начатой еще в 2000-х годах Правительством Российской Федерации в сфере управления государственными и муниципальными расходами.
В результате проводимых реформ была сформирована современная система управления муниципальными финансами путем:
- создания системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
- организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников участников бюджетного процесса;
- введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов;
- создания и развития казначейской системы исполнения бюджета, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджета городского округа, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств городского округа, управление единым счетом бюджета городского округа, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
- установления ограничений дефицита бюджета городского округа;
- поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (приоритетных национальных проектов, федеральных, областных и городских целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований);
- создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг;
- установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придание этому процессу публичности;
- создания системы мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей Стратегии развития города Белгорода до 2025 года;
- сохраняются условия для увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации распорядителей и прямых получателей средств бюджета городского округа в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- структура и динамика расходов слабо увязаны с целями Стратегии развития города Белгорода до 2025 года;