ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2014 года N 507


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.10.2013 N 575 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"



В соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области

постановляет:

1. Внести в Постановление правительства Тульской области от 24.10.2013 N 575 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" следующее изменение:

приложение к Постановлению изложить в новой редакции (приложение).

2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.


Первый заместитель губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
Ю.М.АНДРИАНОВ



Приложение
к Постановлению правительства
Тульской области
от 13.10.2014 N 507


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"


Паспорт государственной программы Тульской области

Ответственный исполнитель программы

Министерство труда и социальной защиты Тульской области

Соисполнители программы

Министерство здравоохранения Тульской области; министерство образования Тульской области; министерство культуры и туризма Тульской области; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области; министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области; комитет Тульской области по спорту и молодежной политике; комитет Тульской области по делам записи актов гражданского состояния; комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию; государственные образовательные организации, подведомственные министерству образования Тульской области (по согласованию); государственные учреждения, подведомственные министерству труда и социальной защиты Тульской области, министерству здравоохранения Тульской области, комитету Тульской области по спорту и молодежной политике (по согласованию); государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию); государственные и муниципальные оздоровительные организации (по согласованию); Фонд поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (по согласованию)

Программно-целевые инструменты программы

Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей в Тульской области"; подпрограмма "Обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области"; подпрограмма "Улучшение демографической ситуации в Тульской области"; подпрограмма "Улучшение положения детей в Тульской области"; подпрограмма "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области"; подпрограмма "Никому не отдам"

Цели программы

Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области; создание благоприятных условий для всестороннего развития детей в Тульской области

Задачи программы

Создание условий для повышения рождаемости и поддержка семей, воспитывающих детей; повышение качества предоставляемых услуг и уровня удовлетворенности семей с детьми в востребованных социальных услугах; снижение темпов убыли населения; обеспечение условий для всестороннего развития детей; совершенствование системы организации отдыха и оздоровления детей; повышение эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Тульской области и министерству труда и социальной защиты Тульской области, по пропаганде материнства, по профилактике абортов и отказов матерей от новорожденных детей в родильных домах, женских консультациях и детских больницах Тульской области

Показатели программы

Суммарный коэффициент рождаемости (единицы); доля детей, родившихся третьими и последующими, в общей численности родившихся в Тульской области (проценты); доля детей из семей со среднедушевым доходом семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной в Тульской области, в общей численности детей, проживающих в Тульской области (проценты); доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детей, проживающих в Тульской области (проценты); доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов (проценты); доля семей, находящихся в социально опасном положении, где родители ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, от общей численности семей, воспитывающих детей, в Тульской области (проценты);

доля несовершеннолетних в возрасте от 3 до 17 лет, охваченных социальными услугами в государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей Тульской области, от общей численности детей данного возраста, проживающих в Тульской области (проценты); удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей Тульской области, в общей численности детей-инвалидов, проживающих в Тульской области (проценты); соотношение средней заработной платы педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области к средней заработной плате по экономике в Тульской области (проценты); общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения); темп убыли населения (проценты); численность населения (среднегодовая), (тыс. человек); ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет); количество пунктов неотложной помощи в лечебно-профилактических учреждениях области, обеспеченных санитарным транспортом (единицы);

численность беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получивших комплексную медико-социальную помощь (человек); доля государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области, повысивших качество предоставляемых социальных услуг за счет оснащения коррекционным и реабилитационным оборудованием (проценты); доля муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Тульской области, в которых условия для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям (проценты); доля муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Тульской области, в которых условия для организации питания обучающихся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям (проценты); уровень заболеваемости органов дыхания детей, проживающих в домах ребенка (число случаев на 1000 детей);

доля государственных образовательных организаций Тульской области, подведомственных министерству образования Тульской области, в которых содержатся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными возможностями здоровья, повысивших качество предоставляемых услуг за счет укрепления материально-технической базы (проценты); численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Тульской области (человек); численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по состоянию на начало финансового года, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями (человек); удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения (проценты); численность одаренных детей - победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и иных олимпиад школьников, получивших материальное поощрение (человек);

доля приемных и опекунских семей, воспитывающих 6 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и многодетных семей, воспитывающих 6 и более детей, получивших адресную социальную помощь для приобретения колесных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и имеющих помимо места водителя не менее 7 мест для сидения, от общего числа нуждающихся (проценты); доля детей в возрасте от 7 до 17 лет, вовлеченных в различные формы организованного отдыха и оздоровления, от общей численности детей данной возрастной группы, проживающих в Тульской области (проценты); доля детей в возрасте от 7 до 17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, вовлеченных в различные формы организованного отдыха и оздоровления, от общего количества детей данной категории (проценты); количество государственных и муниципальных оздоровительных организаций, в которых выполнены планируемые работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (единицы); эффективность оздоровительной работы в летний период в муниципальных оздоровительных организациях Тульской области (по организациям, являющихся участниками подпрограммы) (проценты);

удельный вес случаев отказа от новорожденных от общего числа детей, родившихся живыми (проценты); доля матерей из числа намеревавшихся отказаться от новорожденного ребенка и изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка (забравших ребенка) от общей численности матерей, с которыми была проведена профилактическая работа (проценты); число искусственных прерываний беременности в Тульской области (единицы); доля государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Тульской области и министерству труда и социальной защиты Тульской области, повысивших эффективность деятельности по пропаганде материнства, по профилактике абортов и отказов матерей от новорожденных детей в родильных домах, женских консультациях и детских больницах Тульской области, от общего количества учреждений - участников подпрограммы (проценты)

Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в один этап: 2014 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общий объем финансирования программы: 29188745,00 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 4107108,8 тыс. руб.; 2015 год - 4221337,7 тыс. руб.; 2016 год - 4463169,9 тыс. руб.; 2017 год - 4698763,6 тыс. руб.; 2018 год - 3899455,0 тыс. руб.; 2019 год - 3899455,0 тыс. руб.; 2020 год - 3899455,0 тыс. руб. Из них: средства федерального бюджета - 2205092,5 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 636446,8 тыс. руб.; 2015 год - 501190,5 тыс. руб.; 2016 год - 524321,9 тыс. руб.; 2017 год - 543133,3 тыс. руб.; средства бюджета Тульской области - 26914982,5 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 3449647,0 тыс. руб.; 2015 год - 3713817,2 тыс. руб.; 2016 год - 3928913,0 тыс. руб.; 2017 год - 4147640,3 тыс. руб.; 2018 год - 3891655,0 тыс. руб.; 2019 год - 3891655,0 тыс. руб.; 2020 год - 3899655,0 тыс. руб.;

средства местных бюджетов - 63911,0 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 16256,0 тыс. руб.; 2015 год - 6330,0 тыс. руб.; 2016 год - 9935,0 тыс. руб.; 2017 год - 7990,0 тыс. руб.; 2018 год - 7800,0 тыс. руб.; 2019 год - 7800,0 тыс. руб.; 2020 год - 7800,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 4759,0, в том числе: 2014 год - 4759,0 тыс. руб. В том числе: подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей в Тульской области": общий объем финансирования подпрограммы - 18877959,6 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 2594905,5 тыс. руб.; 2015 год - 2668951,0 тыс. руб.; 2016 год - 2771447,4 тыс. руб.; 2017 год - 2799171,8 тыс. руб.; 2018 год - 2681161,3 тыс. руб.; 2019 год - 2681161,3 тыс. руб.; 2020 год - 2681181,3 тыс. руб.;

из них: средства федерального бюджета - 1993080,9 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 555728,3 тыс. руб.; 2015 год - 457891,4 тыс. руб.; 2016 год - 480064,6 тыс. руб.; 2017 год - 499396,6 тыс. руб. средства бюджета Тульской области - 16884878,7 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 2039177,2 тыс. руб.; 2015 год - 2211059,6 тыс. руб.; 2016 год - 2291382,8 тыс. руб.; 2017 год - 2299775,2 тыс. руб.; 2018 год - 2681161,3 тыс. руб.; 2019 год - 2681161,3 тыс. руб.; 2020 год - 2681161,3 тыс. руб.; подпрограмма "Обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области": всего по подпрограмме: 3299224,4 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 431351,7 тыс. руб.; 2015 год - 454241,4 тыс. руб.; 2016 год - 488575,4 тыс. руб.; 2017 год - 539625,3 тыс. руб.; 2018 год - 461810,2 тыс. руб.; 2019 год - 461810,2 тыс. руб.; 2020 год - 461810,2 тыс. руб.,

из них: средства федерального бюджета: 675,5 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 386,0 тыс. руб.; 2015 год - 96,5 тыс. руб.; 2016 год - 96,5 тыс. руб.; 2017 год - 96,5 тыс. руб.; средства бюджета Тульской области: 3298548,9 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 430965,7 тыс. руб.; 2015 год - 454144,9 тыс. руб.; 2016 год - 488478,9 тыс. руб.; 2017 год - 539528,8 тыс. руб.; 2018 год - 461810,2 тыс. руб.; 2019 год - 461810,2 тыс. руб.; 2020 год - 461810,2 тыс. руб.; подпрограмма "Улучшение демографической ситуации в Тульской области": всего по подпрограмме: 216659,3 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 38300,1 тыс. руб.; 2015 год - 8307,8 тыс. руб.; 2016 год - 8789,6 тыс. руб.; 2017 год - 9281,8 тыс. руб.; 2018 год - 50660,0 тыс. руб.; 2019 год - 50660,0 тыс. руб.; 2020 год - 50660,0 тыс. руб.;

из них: средства бюджета Тульской области - 215141,3 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 36782,1 тыс. руб.; 2015 год - 8307,8 тыс. руб.; 2016 год - 8789,6 тыс. руб.; 2017 год - 9281,8 тыс. руб.; 2018 год - 50660,0 тыс. руб.; 2019 год - 50660,0 тыс. руб.; 2020 год - 50660,0 тыс. руб.; средства местных бюджетов - 1518,0 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 1518,0 тыс. руб.; подпрограмма "Улучшение положения детей в Тульской области": всего по подпрограмме: 3341027,6 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 473398,2 тыс. руб.; 2015 год - 652969,2 тыс. руб.; 2016 год - 728913,0 тыс. руб.; 2017 год - 861676,7 тыс. руб.; 2018 год - 208023,5 тыс. руб.; 2019 год - 208023,5 тыс. руб.; 2020 год - 208023,5 тыс. руб.;

из них: средства федерального бюджета - 153595,3 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 22591,7 тыс. руб.; 2015 год - 43202,6 тыс. руб.; 2016 год - 44160,8 тыс. руб.; 2017 год - 43640,2 тыс. руб.; средства бюджета Тульской области - 3187432,3 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 450806,5 тыс. руб.; 2015 год - 609766,6 тыс. руб.; 2016 год - 684752,2 тыс. руб.; 2017 год - 818036,5 тыс. руб.; 2018 год - 208023,5 тыс. руб.; 2019 год - 208023,5 тыс. руб.; 2020 год - 208023,5 тыс. руб.; подпрограмма "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области": всего по подпрограмме: 3425705,1 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 540984,3 тыс. руб., 2015 год - 436868,3 тыс. руб., 2016 год - 465444,5 тыс. руб. 2017 год - 489008,0 тыс. руб.; 2018 год - 497800,0 тыс. руб.; 2019 год - 497800,0 тыс. руб.; 2020 год - 497800,0 тыс. руб.;

из них: средства федерального бюджета - 57740,8 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 57740,8 тыс. руб.; средства бюджета Тульской области - 3305571,3 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 468505,5 тыс. руб., 2015 год - 430538,3 тыс. руб., 2016 год - 455509,5 тыс. руб. 2017 год - 481018,0 тыс. руб.; 2018 год - 490000,0 тыс. руб.; 2019 год - 490000,0 тыс. руб.; 2020 год - 490000,0 тыс. руб.; средства местных бюджетов - 62393,0 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 14738,0 тыс. руб., 2015 год - 6330,0 тыс. руб., 2016 год - 9935,0 тыс. руб., 2017 год - 7990,0 тыс. руб., 2018 год - 7800,0 тыс. руб., 2019 год - 7800,0 тыс. руб., 2020 год - 7800,0 тыс. руб.; подпрограмма "Никому не отдам": всего по подпрограмме: финансирования подпрограммы - 28169,0 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 28169,0 тыс. руб.;

из них: средства бюджета Тульской области - 23410,0 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 23410,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 4759,0 тыс. руб., в том числе: 2014 год - 4759,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

Повышение суммарного коэффициента рождаемости с 1,33 до 1,57; увеличение доли детей, родившихся третьими и последующими в общем числе родившихся в Тульской области, с 11,0% до 11,7%; снижение доли детей из семей со среднедушевым доходом семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной в Тульской области, в общей численности детей, проживающих в Тульской области, с 22,2% до 20,6%; сокращение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Тульской области, с 2,262% до 1,300% от общей численности детей, проживающих в Тульской области; увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, с 97,738% до 98,700%; снижение доли семей, находящихся в социально опасном положении, где родители ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, от общей численности семей, воспитывающих детей, в Тульской области, с 1,42% до 1,34%;

обеспечение не менее 4,4% несовершеннолетних в возрасте от 3 до 17 лет социальными услугами в государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей Тульской области от общей численности детей данного возраста, проживающих в Тульской области; увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей Тульской области, в общей численности детей-инвалидов, проживающих в Тульской области, с 12,3% до 20,0%; достижение целевых показателей Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Тульской области на 2013 - 2018 годы" в части доведения соотношения средней заработной платы педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области с 68,64% до 100,0% к средней заработной плате в экономике Тульской области; увеличение общего коэффициента рождаемости (числа родившихся на 1000 человек населения) с 9,9 до 10,5; снижение темпа убыли населения с 0,8% до 0,6%; обеспечение стабилизации численности населения Тульской области (среднегодовой) на уровне 1485,0 тыс. человек;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 68,7 года до 72,6 года; увеличение количества пунктов неотложной помощи в лечебно-профилактических учреждениях области, обеспеченных санитарным транспортом, с 4 до 56 единиц; предоставление не менее 2960 беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, комплексной медико-социальной помощи ежегодно; увеличение доли государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области, повысивших качество предоставляемых социальных услуг за счет оснащения коррекционным и реабилитационным оборудованием, с 35% до 100%; увеличение доли муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Тульской области, в которых условия для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, с 61% до 100%; увеличение доли муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Тульской области, в которых условия для организации питания обучающихся соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, с 45% до 100%;

снижение уровня заболеваемости органов дыхания детей, проживающих в домах ребенка, с 823 до 620 случаев на 1000 детей; увеличение до 100% доли государственных образовательных организаций Тульской области, подведомственных министерству образования Тульской области, в которых содержатся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограниченными возможностями здоровья, повысивших качество предоставляемых услуг за счет укрепления материально-технической базы; обеспечение не менее 2632 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Тульской области; сокращение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по состоянию на начало финансового года, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями, с 372 до 250 человек; снижение удельного веса безнадзорных детей в общей численности детей, проживающих в Тульской области, с 1,6% до 1,53%;

поощрение материально не менее 50 одаренных детей - победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и иных олимпиад школьников, получивших материальное поощрение, ежегодно; предоставление адресной социальной помощи для приобретения колесных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и имеющих помимо места водителя не менее 7 мест для сидения, не менее 80% приемных и опекунских семей, воспитывающих 6 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и многодетных семей, воспитывающих 6 и более детей, от общего числа нуждающихся; обеспечение организованным отдыхом и оздоровлением не менее 72% детей в возрасте от 7 до 17 лет от общей численности детей данной возрастной группы, проживающих в Тульской области; обеспечение организованным отдыхом и оздоровлением не менее 85% детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от общей численности детей данной категории; укрепление материально-технической базы 2 государственных и 8 муниципальных оздоровительных организаций Тульской области и улучшение их деятельности на рынке оздоровительных услуг;

повышение до 95% эффективности оздоровительной работы в летний период в муниципальных оздоровительных организациях Тульской области (по организациям, являющимся участниками программы); сокращение удельного веса случаев отказа от новорожденных с 0,49% до 0,4% от общего числа детей, родившихся живыми; сокращение доли матерей из числа намеревавшихся отказаться от новорожденного ребенка и изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка (забравших ребенка) от общей численности матерей, с которыми была проведена профилактическая работа, с 62,5% до 50,0%; снижение числа искусственных прерываний беременности в Тульской области на 450 случаев или 5% ежегодно; увеличение до 100% доли государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Тульской области и министерству труда и социальной защиты Тульской области, повысивших эффективность деятельности по пропаганде материнства, профилактике абортов и отказов матерей от новорожденных детей в родильных домах, женских консультациях и детских больницах Тульской области, от общего количества учреждений - участников подпрограммы

1. Характеристика текущего состояния, основные показатели, основные проблемы в сфере демографического развития Тульской области


По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации в Тульской области численность постоянного населения Тульской области на 1 января 2014 года составила 1521,5 тыс. человек (на 01.01.2013 - 1532,4 тыс. человек, на 01.01.2012 - 1544,5 тыс. чел.). С начала года численность населения уменьшилась на 10,9 тыс. человек или на 0,7% (за 2012 год - на 11,6 тыс. человек, или на 0,8%).

Численность городских жителей - 1166032 чел. - 76,6% (Российская Федерация - 74,2%, ЦФО - 81,8%), сельские жители - 355465 чел. - 23,4% (РФ - 25,8%; ЦФО - 18,2%).

Наряду с общими демографическими проблемами, характерными в целом для Российской Федерации, Тульская область имеет свои особенности, которые накладывают отпечаток на развитие демографических процессов.

Численность населения в возрасте моложе трудоспособного (0 - 15 лет) составила 210617 человек, увеличившись на 1,5%, удельный вес данной возрастной группы в общей численности населения - 13,8% (в среднем по РФ - 17,2%; в среднем по ЦФО - 14,8%).

Численность трудоспособного населения сократилась на 17361 человек по сравнению с 2012 годом или на 1,96%.

Численность населения в трудоспособном возрасте составила 868764 человека, доля населения данной возрастной группы к началу 2014 года в среднем по области - 57,1% (в среднем по РФ - 59,3%; в среднем по ЦФО - 59,3%).

Численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 0,77% и составила на 01.01.2014 - 442116 человек или 29,2% в общей численности населения (рост на 0,6 процентных пункта).

Это самый высокий показатель среди всех субъектов Российской Федерации (в среднем по РФ - 23,5%; в среднем по ЦФО - 25,9%).

Численность населения в возрасте 65 лет и старше - 258133 человека или 17,0% в общей численности населения (в среднем по РФ - 13,1%; в среднем по ЦФО - 15,1%). Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (число лиц моложе и старше трудоспособного возраста приходится на 1000 человек трудоспособного возраста) вырос за 2013 год с 729,1 до 751,34 (в среднем по РФ - 686,99; в среднем по ЦФО - 686,17). Средний возраст населения Тульской области - 42,69 лет (в среднем по РФ - 39,37 года; в среднем по ЦФО - 41,26 года). Средний возраст населения в трудоспособном возрасте - 37,77 года (в среднем по РФ - 37,04 года; в среднем по ЦФО - 37,5 года).

Рождаемость играет главную роль в процессе воспроизводства населения.

За последние 20 лет (1992 - 2012 гг.) самый высокий уровень рождаемости - 10,1 промилле зарегистрирован в 2012 году, в сравнении с 2011 годом он вырос на 0,7 промилле, в сравнении с 2000 годом увеличение составило 3,3 промилле.

По итогам 2013 года общий коэффициент рождаемости составил 9,9 на 1000 человек населения (в среднем по РФ и по ЦФО данный показатель остается на уровне 2012 года - 13,3 и 11,4 соответственно).

Снижение числа родившихся обусловлено, в основном, изменением численности женского населения наиболее активного репродуктивного возраста вследствие низкой рождаемости в предшествующие десятилетия.

Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,424 условных рождения на 1 женщину репродуктивного возраста (в среднем по РФ - 1,707; в среднем по ЦФО - 1,477).

Доля повторных рождений в 2013 году составила 50,9%, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 4,1 процентных пункта (2012 год - 46,8%), доля третьих и последующих по очередности рождений составила 13,4%, что по сравнению с 2012 годом (11,0%) больше на 2,4 процентных пункта.

Вместе с тем, в области сохраняется высокая естественная убыль населения. Величина ежегодной естественной убыли в решающей степени определяется уровнем смертности.

Несмотря на отмечаемые в последние годы определенные позитивные сдвиги, положение со смертностью населения в Тульской области остается крайне неблагоприятным. Численность умерших составила 26569 человек в 2013 году и уменьшилась по сравнению с 2012 годом - на 735 человек (на 2,7%) (в среднем по РФ снижение составило 1,5%, по ЦФО - 1,4%).

Общий коэффициент смертности на 1000 человек населения снизился по сравнению с 2009 годом с 19,1 промилле до 17,4 или на 8,9%, по сравнению с 2012 годом - с 17,7 до 17,4 промилле, на 1,7% (в среднем по РФ снижение составило 1,5%, по ЦФО - 1,4%).

Численность умерших в трудоспособном возрасте сократилась с 7714 человек в 2009 году до 5879 человек в 2013 году или на 23,8%.

Сохраняющийся высокий уровень общей смертности населения в значительной степени обусловлен болезнями системы кровообращения, новообразованиями и неестественными причинами смерти, на долю которых пришлось 74,3% всех смертей (в 2012 г. - 82,5%, в 2011 г. - 82,7%, в 1990 г. - 84,3%).

За счет роста рождаемости и стабилизации показателей смертности удалось сократить естественную убыль населения.

В 2013 году естественная убыль населения составила - 11518 человек, что на 269 человек меньше, чем в 2012 году. Коэффициент естественной убыли населения составил - 7,5 на 1000 человек населения (2012 год - 7,6). Это самое низкое значение за последний 21 год (в 1992 году естественная убыль составляла 7,6 промилле, максимальное значение данного показателя наблюдалось в 2003 году - 14,7 на 1000 человек населения).

Темп снижения коэффициента естественной убыли по отношению к предыдущему году составил 1,3%.

Для оздоровления демографической ситуации правительством Тульской области принят комплекс мер. Введены дополнительные механизмы материального стимулирования семей к рождению детей за счет увеличения единовременных выплат при рождении ребенка, ежемесячных пособий, осуществляются меры, направленные на повышение гарантированных социальных выплат семьям.

Снижение смертности населения в Тульской области обусловило рост ожидаемой продолжительности предстоящей жизни. За последние годы данный показатель неуклонно растет. В 2013 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Тульской области составила 69,41 года. Это на 0,55 года больше, чем в 2012 году, и на 2,5 года больше, чем в 2009 году. (В среднем по РФ показатель ожидаемой продолжительности жизни увеличился по итогам 2013 года на 0,53 года, в среднем по ЦФО - увеличение составило 0,5 года).

Наметившаяся стабилизация демографических показателей не означает перелома сложившихся тенденций.

В условиях неблагоприятной демографической ситуации создание условий для повышения качества жизни семей с детьми является одним из приоритетных направлений социальной политики в Тульской области.

В регионе реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячных денежных выплат при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста трех лет. Социальная поддержка семей с детьми имеет особое значение, поскольку стимулирование вторых и последующих рождений создает основу для обеспечения в будущем расширенного воспроизводства населения.

В области действует многопрофильная сеть учреждений социального обслуживания семей с детьми, проводятся мероприятия по комплексной модернизации и развитию инфраструктуры социального обслуживания семьи и детей, применяются новые социальные технологии.

Вместе с тем, ряд учреждений социального обслуживания семьи и детей нуждается в капитальном и текущем ремонтах, замене мебели, приобретении оборудования и инвентаря.

Повышение статуса и ценности семьи в обществе, роли материнства и отцовства в воспитании подрастающего поколения является непременным условием для полноценного развития детей. Мероприятия, направленные на поддержку воспитательного потенциала семьи и ее социализирующей функции, способствуют укреплению института семьи, устранению таких асоциальных явлений, как социальное сиротство и безнадзорность несовершеннолетних.

В области сложилась межведомственная система, направленная на улучшение положения детей, следствием чего является тенденция к сокращению количества безнадзорных детей.

Важную роль в региональной системе поддержки семей с детьми играют мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей.

Вместе с тем, наиболее важной проблемой детства остается социальное сиротство. В связи с этим требуется совершенствование межведомственного механизма по профилактике семейного неблагополучия, созданию условий для внедрения в практику учреждений социального обслуживания семьи и детей современных социальных технологий.

Накопленный опыт управления в сфере демографической политики, сохраняющиеся позитивные тенденции, сложившиеся в результате реализации демографической политики, подтверждают целесообразность и необходимость применения комплексного подхода к осуществлению мер демографического развития области и системного решения демографических задач в их взаимосвязи на основе программно-целевого метода.

2. Цели и задачи государственной программы, прогноз развития в сфере демографической политики, прогноз конечных результатов государственной программы


Целями государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" (далее - программа) являются:

улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области;

создание благоприятных условий для всестороннего развития детей в Тульской области.

Задачи программы:

создание условий для повышения рождаемости и поддержка семей, воспитывающих детей;

повышение качества предоставляемых услуг и уровня удовлетворенности семей с детьми в востребованных социальных услугах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»