КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 августа 1997 года N 814-р

[О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ, ТРУДОВЫМ АРБИТРАЖЕМ И С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКОВ]

1. В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 2 июня 1997 года N 94-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан" одобрить прилагаемые Рекомендации по организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, трудовым арбитражем и с участием посредников.

2. Предложить Совету Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Федерации товаропроизводителей Республики Башкортостан, главам администраций районов, городов обновить список кандидатур для формирования банка данных на посредников и членов трудового арбитража на случаи возникновения коллективных трудовых споров и представить его в Министерство труда и занятости населения Республики Башкортостан.

3. Признать утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 марта 1995 года N 347-р.

Премьер - министр
Р.С.БАКИЕВ


Утверждены
распоряжением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 25 августа 1997 года N 814-р

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАССМОТРЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ, ТРУДОВЫМ АРБИТРАЖЕМ И С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА


Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан" и предназначены примирительным комиссиям, посредникам, трудовым арбитрам для применения при разрешении коллективных трудовых споров.

1. Общие положения


Коллективному трудовому спору предшествует выдвижение требований работниками работодателю в соответствии со статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О порядке разрешения коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан". Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

Коллективный трудовой спор, возникший в связи с отклонением требований работников (полностью или частично) работодателем, рассматривается с проведением примирительных процедур.

Последовательное рассмотрение коллективного трудового спора в примирительной комиссии и в трудовом арбитраже называется примирительными процедурами. К примирительным процедурам относится также рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Цель примирительных процедур - урегулирование коллективного трудового спора, недопущение забастовки.

Содействие работникам и работодателям в урегулировании ими коллективных трудовых споров осуществляется Министерством труда и занятости населения Республики Башкортостан, а также соответствующими уполномоченными органами министерства в городах и районах.

2. Организация работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией


Рассмотрение спора в примирительной комиссии является обязательным для сторон этапом урегулирования коллективных трудовых споров.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора между работниками и работодателем.

Моментом начала коллективного трудового спора считается дата письменного сообщения работодателем об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения по истечении трех рабочих дней со дня получения требований, или дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Дата вручения требований в письменном виде работодателю должна быть зафиксирована в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

В том случае, когда требования работников работодателем отклонены, он одновременно с письменным ответом об этом может направить представителю работников предложения об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе (со своей стороны).

Если работодатель не сообщает своего решения, то представителю работников по истечении трех рабочих дней со дня вручения работодателю требований работников следует направить ему свое предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе (со своей стороны).

Вопрос о создании примирительной комиссии в случае составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров сторонам коллективного трудового спора (далее - сторона) следует решать одновременно с его подписанием.

Сторона (представитель работников либо работодатель или его представитель), получив предложение об образовании примирительной комиссии, подготавливает свои встречные предложения о ее количественном и персональном составе.

Примирительная комиссия формируется из равного числа представителей сторон на основе равноправия сторон и членов комиссии.

Представителями работодателя могут выступать руководитель организации, его заместители, руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи и др.).

Представителями работников могут выступать члены профсоюзных комитетов организаций, а также юристы, экономисты, социологи и другие.

После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников или совместным решением сторон.

Место, время начала переговоров и порядок их ведения определяются представителями сторон по согласованию.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа или принятия совместного решения о ее создании.

В ходе рассмотрения коллективных трудовых споров следует обратить внимание сторон на необходимость соблюдения процедуры выдвижения требований работников и наличия полномочий у сторон.

Полномочия сторон коллективного трудового спора могут быть закреплены в уставе организации, ином правовом акте организации; в уставе профсоюза или решении собрания (конференции) работников, уполномочивших представителя работников на участие от их лица в процедурах по урегулированию коллективного трудового спора.

Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии: обеспечивает предоставление помещения, оборудованного соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи), информации, необходимой для рассмотрения выдвинутых работниками требований.

Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.

Конкретные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может превышать трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий входит в их должностные обязанности.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, подписывается членами примирительной комиссии, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, предусмотренные протоколом.

Если согласие не достигнуто, то в протоколе (приложение N 1 - примерная форма) следует четко отразить существо разногласий и позиции сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

3. Организация работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника


Основная цель привлечения посредника - разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, возникших между ними по поводу установления, изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений по вопросам социально - трудовых отношений.

Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора привлекается по соглашению сторон при недостижении ими согласия в примирительной комиссии.

Посредник может быть приглашен по предложениям сторон как независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров <*> (далее - Службы), так и по ее рекомендации.

________________

<*> В Республике Башкортостан функции Службы по урегулированию коллективных трудовых споров возложены на Министерство труда и занятости населения Республики Башкортостан и его органы в городах и районах.

Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного согласования с этим лицом, руководителем организации, где он работает, и органом Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан следует оформить протоколом (приложение N 2 - примерная форма).

Если в течение трех дней с момента обращения в Службу стороны не достигнут соглашения относительно рекомендуемой кандидатуры посредника, он назначается этим органом. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней с момента обращения в соответствующий орган.

Лица, привлеченные в качестве посредников, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на период рассмотрения коллективного трудового спора, но не более трех месяцев в течение года.

Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в качестве посредника. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных споров не может превышать трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в качестве посредника входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его привлечения и завершается принятием согласованного решения, оформленного протоколом, который подписывается представителями сторон и посредником (приложение N 3 - примерная форма).

4. Организация работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже


Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создается с целью его разрешения в следующих случаях:

- при недостижении сторонами коллективного трудового спора согласия после его рассмотрения примирительной комиссией и (или) с участием посредника;

- уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии.

Трудовой арбитраж создается сторонами и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником, а в случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии - шести рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.

Трудовой арбитраж создается по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров.

Кандидатуры трудовых арбитров могут быть предложены непосредственно сторонами или из числа лиц, рекомендуемых в качестве трудовых арбитров Службой.

В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон.

Лица, привлеченные к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на период работы в составе трудового арбитража, но не более трех месяцев в течение года.

Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может превышать трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются протоколом (приложение N 4 - примерная форма), подписанным представителями работодателя, представителями работников, представителем Службы. В решении следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с ними, руководителями организаций, где они работают, и представителем Службы.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, информирует в случае необходимости соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора оформляются протоколом (приложение N 5 - примерная форма) и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

5. Заключительные положения


В целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников и трудовых арбитров органы Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан совместно с администрацией районов, городов составляют списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве посредников и трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров, и должны содержать сведения: фамилия, имя, отчество, возраст, образование, место работы, специальность, занимаемая должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально - трудовых отношений, урегулирования трудовых споров. Списки обновляются регулярно (ежегодно, по мере необходимости). В них могут быть включены хозяйственные руководители, научные работники, специалисты (экономисты, юристы и т.д.) организаций, представители органов исполнительной власти, представители Службы.

Статус, опыт практической работы, а также личные качества посредника, трудового арбитра придают весомость их предложениям и рекомендациям.

Посредник, трудовой арбитр должны обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения согласия. Большое значение имеют их стремление к пониманию позиций сторон, заинтересованность, умение выслушать оппонента, снять напряженность.

Посредник, трудовой арбитр должны знать нормативные акты по вопросам трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, а также методы ведения договорного процесса. Желательно также знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»