Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 марта 1998 года N 190-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОБОЧНЫХ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЙ В ЛЕСАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И О ПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В КУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ, ТУРИСТИЧЕСКИХ И СПОРТИВНЫХ ЦЕЛЯХ]

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 23.06.2017 N 290.
____________________________________________________________________

В соответствии с Лесным кодексом Республики Башкортостан утвердить:

1. Положение об осуществлении побочных лесопользований в лесах Республики Башкортостан согласно приложению N 1.

2. Положение о пользовании лесным фондом Республики Башкортостан в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях согласно приложению N 2.

Премьер - министр
Р.С.БАКИЕВ


Приложение N 1
к распоряжению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 3 марта 1998 года N 190-р

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОБОЧНЫХ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЙ В ЛЕСАХ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1. Общие положения


1. Настоящее Положение об осуществлении побочных лесопользований в лесах Республики Башкортостан разработано в соответствии с требованиями Лесного кодекса Республики Башкортостан, Положения об аренде участков лесного фонда в Республике Башкортостан и регулирует отношения между лесхозами и лесопользователями в целях создания условий для рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного пользования ресурсами недревесной продукции леса, их воспроизводства, охраны и защиты.

2. Осуществление побочных лесопользований предусматривает следующие виды деятельности:

сенокошение и пастьба скота;

размещение ульев и пасек;

заготовка древесных соков;

заготовка пищевых лесных ресурсов;

заготовка лекарственных растений и технического сырья;

заготовка вспомогательных лесных материалов (мха, подстилки, опавшего листа, камыша);

другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан.

3. Осуществлять побочные лесопользования могут юридические лица и граждане, обладающие этим правом, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.

4. Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственно - технического сырья.

5. Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и лекарственно - технического сырья и других пищевых лесных ресурсов могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством, в интересах пожарной безопасности, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников, национальных природных парков и на других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным в них режимом лесопользования или их статусом.

6. Граждане обязаны применять технологию сбора продукции в лесном фонде, исключающую истощение имеющихся ресурсов, сохранять информационные знаки в лесах, мосты, дороги, соблюдать установленные порядок и сроки сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод, орехов и т.п.

7. В районах, загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами, по решению Кабинета Министров Республики Башкортостан, по представлению районных (городских) администраций, лесхозов и органов охраны окружающей природной среды осуществление побочных лесопользований может быть ограничено или запрещено.

2. Сроки осуществления побочных лесопользований


8. По продолжительности осуществления побочные лесопользования могут быть краткосрочными - до 1 года (сезона) или долгосрочными (аренда до 25 лет). До истечения срока долгосрочного пользования участком лесного фонда он может быть продлен по инициативе пользователя в установленном порядке.

9. Сроки осуществления побочных лесопользований в течение года зависят от времени массового созревания урожая орехов, плодов, ягод или оптимального накопления полезных биологически активных веществ в лекарственных растениях и устанавливаются районными (городскими) администрациями по представлению лесхозов и органов охраны окружающей природной среды. Сроки заготовки доводятся до населения не позднее чем за 1 месяц до начала заготовки.

3. Принципы определения сырьевых дикорастущих ресурсов


10. Ресурсы и территориальное размещение побочных лесопользований по видам, их количественная и качественная оценка выявляются при проведении лесоустройства. Лесхозы и лесопользователи могут осуществлять текущий учет сырьевых ресурсов по ГОСТ и ОСТ и различным методикам учета урожая и определения сырьевых ресурсов.

11. Площади сенокосных угодий, размер и качество участков, пригодных для выпаса скота без нанесения ущерба лесу (подросту, лесным культурам и т.д.) и не сданных в аренду, ежегодно определяются лесхозами и представляются в районные (городские) администрации вместе с предложениями по распределению их между лесопользователями с учетом производительности сенокосов и норм выпаса скота не позднее чем за два месяца до начала сенокошения или пастьбы скота.

4. Порядок предоставления права на осуществление побочных лесопользований


12. Сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений гражданами для собственного потребления в лесных угодьях, не закрепленных за лесопользователями или сданных в аренду на другие виды пользования лесом, производится бесплатно и без оформления лесного билета, за исключением случаев, когда эти пользования предоставляются на специальных плантациях.

13. Нормы бесплатной заготовки продукции побочных лесопользований по видам для личного потребления на одного человека или на семью устанавливаются районной (городской) администрацией.

14. Участки лесного фонда для промысловой заготовки продукции побочных лесопользований или их закупка могут предоставляться на основании прямых переговоров или лесных торгов.

15. Участки лесного фонда для осуществления побочных лесопользований предоставляются на основании специальных разрешительных документов: лесного билета (краткосрочное пользование) и договора аренды (долгосрочное пользование).

Порядок оформления разрешительных документов на побочные лесопользования зависит от продолжительности пользования и системы их оплаты.

16. Заготовка или закуп древесных соков, орехов, плодов, ягод, грибов, лекарственного сырья, мха и т.д. в лесном фонде для реализации или промышленной переработки в коммерческих целях, размещение ульев, пасек в предпринимательских целях, а также сенокошение и пастьба скота производятся за плату и с оформлением разрешительных документов.

17. Лесной билет дает право на указанные виды и сроки пользования конкретному гражданину или юридическому лицу, указанному в билете. Лесной билет выдается сроком на один сезон и является документом строгой отчетности.

В лесном билете предусматриваются наименование лесопользователя, виды побочных лесопользований, место, размеры и сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных пользований, размер платежа по каждому виду побочных лесопользований.

Лесной билет на проведение побочных лесопользований выдается лесхозом или лесничеством.

Лесные билеты на побочные лесопользования выписываются в трех экземплярах, из которых один выдается лесопользователю, один остается в лесхозе (если выписка производится в лесхозе) или в лесничестве (если выписка производится в лесничестве) и один передается леснику обхода.

18. Юридические лица и граждане, желающие арендовать участки лесного фонда для осуществления побочных пользований лесом, направляют лесхозу письменное заявление. В заявлении они приводят свое полное наименование, адрес, границы, местоположение заявляемого участка, а также, при пользовании лесным фондом более 5 лет, обязательства об уплате всех расходов по проведению проектно - изыскательских работ для определения ресурсов и организации мероприятий по повышению производительности арендуемых участков лесного фонда.

19. Лесхоз в месячный срок рассматривает заявление на аренду участков лесного фонда, производит обследование участков совместно с заявителем и составляет акт с целью оценки состояния сенокосных и пастбищных угодий, зарослей лекарственных, плодово - ягодных растений и технического сырья и после согласования с администрацией района (города) заключает договор аренды участка лесного фонда.

20. Наличие договора аренды не освобождает лесопользователя от ежегодной выписки лесного билета и ежегодной оплаты тех видов побочных лесопользований, которые указаны в договоре и лесном билете. Лесопользователь (заготовитель) может приступить к осуществлению побочных лесопользований только после выписки лесного билета.

21. Договор аренды должен содержать:

сроки аренды, описание границ и схему (план) участка (участков) лесного фонда, в пределах которого осуществляется один или несколько видов побочных лесопользований, характеристику лесного фонда и сырьевых запасов продукции побочного лесопользования и требования к их состоянию по истечении срока договора, права и обязанности сторон по использованию, воспроизводству, охране и защите лесного фонда, в том числе эксплуатируемых ресурсов побочного пользования, условия и порядок финансирования лесхозами ресурсовосстановительных и лесовосстановительных мероприятий, а также лесохозяйственных работ (посадка леса и т.д.) и охранных мероприятий, взаимоотношения арендаторов, находящихся на одной территории, но осуществляющих разные виды лесопользования (например, ведение охотничьего хозяйства и заготовка древесных соков), порядок возмещения ущерба субъектами договора при невыполнении одним из них условий договорных обязательств, порядок решения споров, размеры арендной платы или лесных податей и сроки их внесения.

Договор составляется в трех экземплярах, подписывается лесхозом и арендатором. Один экземпляр договора выдается лесопользователю, второй остается в лесхозе, третий - направляется в лесничество.

22. Субаренда участков лесного фонда запрещается.

23. Заготовительные конторы, потребительские кооперации, магазины, частные заготовители, грибовары и т.д., организующие сбор продукции побочного лесного пользования у местного населения, должны оформить в лесхозах разрешительный документ (лесной билет).

24. Преимущественное право на осуществление побочных лесопользований предоставляется юридическим лицам и гражданам, длительное время осваивающим данную территорию (производящим заготовку сена, выпас скота, заготовку орехов, ягод, грибов, лекарственного сырья и т.д.) и в первую очередь комплексным промысловым хозяйствам.

25. Лесхозы осуществляют побочные лесопользования в лесном фонде без внесения лесных податей, с выпиской лесного билета.

5. Порядок осуществления побочных лесопользований


26. Порядок осуществления побочных лесопользований определяется районной (городской) администрацией.

27. При осуществлении побочных лесопользований лесопользователям на предоставляемых участках по согласованию с лесхозами разрешается строительство временных сооружений типа промысловых таежных избушек, сторожек, сушилен, навесов, складов хранения сырья и готовой продукции, грибоварен, настилов, дорог и т.д.

Местонахождение, размер, назначение, количество строений и сроки их ликвидации оговариваются в договоре или лесном билете.

28. Древесина, необходимая для возведения временных строений и сооружений, отпускается лесопользователям (заготовителям) на общих основаниях.

29. Возведение построек капитального типа в лесном фонде без соответствующего разрешения запрещено.

Сенокошение и пастьба скота


30. Сенокошение и пастьба скота в лесном фонде производятся предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в соответствии с выданным лесным билетом на побочное пользование.

31. Первоочередным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота в лесном фонде пользуются лесхозы на своей территории, инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории, а также другие категории организаций и граждан, колхозы, совхозы, фермерские хозяйства.

32. Преимущественным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота пользуются при прочих равных условиях предприятия, учреждения, организации и граждане, принимающие участие в работах по восстановлению лесов, лесоразведению и в проведении других лесохозяйственных работ.

33. Владельцы скота обязаны огораживать прогоны, пастбища и другие территории в целях избежания потрав лесных культур, питомников и других ценных участков леса.

34. Районные (городские) администрации не позднее чем за две недели до начала сенокошения или начала пастьбы скота сообщают лесхозам о распределении сенокосных и пастбищных угодий.

35. Лесхозы обеспечивают выдачу лесных билетов и определяют в натуре участки для сенокошения и пастьбы скота.

36. Участки для сенокошения или пастьбы скота, не использованные в установленные сроки, могут передаваться другим предприятиям, организациям или гражданам в установленном порядке.

37. В случае предоставления права лесопользователю на долгосрочное использование сенокосных и пастбищных угодий на него возлагается обязанность проведения мероприятий по улучшению сенокосов и пастбищ, что отражается в договоре.

38. Пастьба скота запрещается:

на территории заповедников, национальных, природных парков, лесопарков, природных памятников, государственных защитных лесных полос, противоэрозионных лесов, особо ценных лесных массивов, лесов первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, лесов первой и второй зон округов санитарной охраны курортов;

в лесах, имеющих научное или историческое значение;

на площадях лесных культур, не переведенных в покрытые лесом земли, лесосеменных плантациях, естественных молодняков и насаждений с развитым жизнеспособным подростом, не достигшим нужной высоты (1,5-2), с легкоразмываемыми и развеиваемыми почвами, на вырубках и других не покрытых лесом землях, предназначенных под естественное возобновление хвойных и твердолиственных пород, а также на участках, где проводятся мероприятия по содействию естественному возобновлению леса.

На предоставленных в лесу пастбищах запрещается пастьба скота без пастуха.

Определение участков, на которых запрещается пастьба скота, производится ежегодно лесхозами с участием представителей районных (городских) администраций с учетом изменений состояния лесов и земель лесного фонда, а также плана производства лесовосстановительных работ.

Размещение ульев и пасек, бортничество


39. В целях наилучшего использования лесных медоносов участки для размещения ульев и пасек предоставляются преимущественно на опушках леса, прогалинах и других не покрытых лесом землях без рубки леса, расчистки, распашки земель. Пасеки должны размещаться, как правило, не ближе 3 км одна от другой.

40. Пользование участком, предоставленным для размещения ульев и пасек или бортничества, в случае его изъятия для государственных или общественных нужд, либо назначения насаждений в рубку прекращается независимо от установленного срока пользования, но с предупреждением об этом лесопользователя не позднее чем за один месяц.

Взамен лесопользователю по его заявлению может быть предоставлен другой равноценный участок, пригодный для пчеловодства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»