КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 1999 года N 387

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития медицинской промышленности в Республике Башкортостан.

2. Республиканским органам исполнительной власти организовать работу по реализации Концепции развития медицинской промышленности в Республике Башкортостан.

Премьер - министр
Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ

Управляющий Делами
И.У.ЗАБИРОВ


Одобрена
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 22 декабря 1999 года N 387

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Содержание


I. Введение

II. Государственная политика в сфере обеспечения лекарственными средствами, аппаратурой и оборудованием

III. Производство лекарственных средств

IV. Производство оборудования и изделий медицинского назначения

V. Механизмы реализации Концепции

I. Введение


Медицинская промышленность - одна из социально значимых отраслей, включающая производство фармацевтических субстанций, готовых лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Изменения в экономической и политической ситуации в стране привели к резкому сокращению производства. Так, с 1991 г. по 1998 г. общий объем выпуска продукции медицинского назначения сократился в 2-3 раза, в том числе фармацевтических субстанций, составляющих основу медицинской промышленности, - в 3 раза, при этом полностью прекращено производство 158 наименований лекарственных средств. Предприятия, выпускающие готовые лекарственные средства, перешли в основном на переработку импортных фармацевтических субстанций.

За этот период бюджетное финансирование капитальных вложений в медицинскую промышленность уменьшилось в 19 раз, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ - в 15 раз, что значительно снизило возможность разработки и внедрения передовых технологий, современного оборудования, проведения технического перевооружения производств и реконструкции предприятий.

Спад производства и финансово - экономическая нестабильность медицинской промышленности отрицательно сказались на положении с лекарственным обеспечением. По сравнению с 1990 г. сокращены объемы производства противоопухолевых препаратов на 89,6%, антибиотиков - на 73,9%, противотуберкулезных препаратов - на 65,3%. На фармацевтическом рынке отсутствуют отечественные препараты для лечения заболеваний щитовидной железы, иммунодепрессивных средств, генно - инженерного инсулина. Удельный вес готовых лекарственных средств отечественного производства в общем объеме их потребления в России в 1998 г. составил около 30%. Доля производства отечественных фармацевтических субстанций в объеме выпуска лекарственных средств снизилась с 36 до 7%, что привело к зависимости от зарубежных поставщиков. В результате иностранные фармацевтические фирмы получили возможность увеличения объемов реализации продукции на российском рынке, создав тем самым конкуренцию отечественной продукции.

Потребность учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности в отечественной медицинской технике и технологическом оборудовании удовлетворяется на 45%, в том числе по медицинским инструментам - на 35%, приборам и аппаратам - на 51%, лабораторной технике - на 16%. Импорт медицинской техники вырос в 4-5 раз.

В условиях экономического кризиса, резкого снижения курса рубля по отношению к американскому доллару многие зарубежные производители, не имея гарантий по погашению задолженности и уверенности в оплате, приостановили поставку лекарств и изделий медицинского назначения на условиях товарного кредитования и перешли на их продажу только по предоплате.

В результате на внутреннем фармацевтическом рынке из-за повышения цен возник дефицит ряда лекарственных средств, а многие импортируемые лекарства не имеют международно признанной клинической ценности.

Таким образом, сложившаяся ситуация с обеспечением населения лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения остается сложной и является источником социальной напряженности. Она непосредственно сказывается на состоянии рынка лекарственных средств и медицинского обслуживания в Республике Башкортостан.

Реализация Концепции позволит более эффективно, с меньшими затратами улучшить обеспечение системы здравоохранения и населения Республики Башкортостан продукцией медицинского назначения и выйти на мировой рынок.

II. Государственная политика в сфере обеспечения лекарственными средствами, аппаратурой и оборудованием


Охрана здоровья граждан гарантируется Конституцией Республики Башкортостан, Кодексом Республики Башкортостан об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами.

Объем фармацевтического рынка Республики Башкортостан в 1997 г. оценивался в 60 млн. долларов в год, что составляло до 2% от общероссийского рынка. В 1998 г. российский фармацевтический рынок сократился на 22%, и эта ситуация не могла не затронуть рынок нашей республики.

В создавшихся условиях требуется государственная поддержка производителей лекарств.

С учетом производственных возможностей отрасли, а также ограниченности финансовых ресурсов в Федеральной целевой программе "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года" определены приоритетные направления развития производства жизненно важных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. В связи с этим на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 478 "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно - правовых форм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению" (с изменениями и дополнениями) утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В целях обеспечения государственного контроля за установлением цен на лекарственные средства Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года N 347 и Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 сентября 1999 года N 282 введена государственная регистрация отпускных цен производителей на лекарственные средства.

Указом Президента Республики Башкортостан от 31 мая 1999 года N УП-340 "О мерах по регулированию цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и расширению их производства в Республике Башкортостан" Кабинету Министров Республики Башкортостан поручено разработать республиканскую целевую программу улучшения лекарственного обеспечения населения и расширения производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в том числе импортозамещающих медикаментов из местных сырья и полуфабрикатов.

III. Производство лекарственных средств


В настоящее время ни одна страна мира не производит все необходимые лекарства и не ставит такой задачи. Поэтому при определении ассортимента следует руководствоваться потребностями населения республики и утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. При этом надо иметь в виду, что указанный перечень, во-первых, не является исчерпывающим и, во-вторых, доля импортных лекарственных средств в нем велика.

В связи с этим Министерству здравоохранения Республики Башкортостан и специализированному государственному производственному предприятию "Башфармация" необходимо разработать республиканский список жизненно важных лекарственных препаратов с включением в него максимального количества препаратов, производимых в республике.

Дополнительным и сравнительно экономичным путем увеличения выпуска лекарственных форм является создание в республике совместных с зарубежными инвесторами предприятий. В связи с этим при закупке импортных лекарств следует отдавать предпочтение фирмам, готовым к сотрудничеству в сфере производства лекарственных препаратов в республике.

Вместе с тем в республике имеются благоприятные условия для создания новых оригинальных лекарственных средств. Нефтехимическая и химическая промышленность располагает широким ассортиментом сырья и полупродуктов для синтеза лекарственных препаратов. Успешно функционируют академические и отраслевые научно - исследовательские институты, химические кафедры высших учебных заведений, где сосредоточен научный потенциал, способный внести существенный вклад в разработку новых лекарственных средств. Однако ведомственная и организационная разрозненность сил и средств ведет к удорожанию и увеличению сроков разработок лекарственных препаратов, что особенно ощутимо проявляется в условиях финансового дефицита. В целях ускорения разработки новых лекарственных средств целесообразно открыть в республике институт фармакологии. Положительный опыт организации таких институтов имеется в городах Волгограде, Томске и Санкт - Петербурге.

В настоящее время в Республике Башкортостан функционируют два крупнейших предприятия по изготовлению лекарственных средств. Открытое акционерное общество "УфаВИТА" выпускает витамины и фармацевтические препараты более 60 наименований, государственное унитарное предприятие "Иммунопрепарат" производит медицинские иммунобиологические препараты (вакцины, антитоксические сыворотки, бактериофаги), препараты из крови человека и лекарственные средства более 100 наименований. Кроме того, открытым акционерным обществом "Белебеевский молочный комбинат" освоено производство солевых растворов. В обществе с ограниченной ответственностью "Травы Башкирии" организовано производство лекарственных средств растительного происхождения, общество с ограниченной ответственностью "Бионорм" и производственно - коммерческое объединение "Прополис" развивают производство лекарственных средств и пищевых добавок из пчелиных продуктов.

Однако в республике отсутствует единая система медицинской индустрии. В связи с этим необходимо наращивание производственных мощностей средних и малых предприятий по выпуску и освоению широкого ассортимента лекарственных препаратов. В мировом сообществе, несмотря на успехи в области химии, давшей медицине много новых лекарственных средств, использование целебных растений приобретает все большие масштабы. С учетом опыта практической медицины необходимо принять меры по разработке и производству эффективных лекарственных средств на основе растительного сырья и биологически активных продуктов пчеловодства.

В этом плане интерес к апитерапии обусловлен, с одной стороны, большим набором природных соединений, производимых пчелами в результате жизнедеятельности, обладающих высокой физиологической активностью, с другой - повсеместностью обитания пчел и относительной простотой получения продуктов пчеловодства.

Для получения современных фитопрепаратов с более высокой фармакологической активностью и широким спектром действия необходимо создание галеновых фабрик, а учитывая то, что биологические запасы целебных растений на территории республики ограничены, существует необходимость создания плантаций в экологически чистых районах с использованием базы плодопитомников, опытных хозяйств Башкирского научно - исследовательского института сельского хозяйства, Башкирского государственного аграрного университета, Ботанического сада - института Уфимского научного центра Российской академии наук.

Для конструктивного решения проблемы развития медицинской промышленности Башкортостана необходимо, в первую очередь, развивать следующие направления.

1) Создание иммунобиологических и фармацевтических лекарственных препаратов:

увеличение объема и расширение ассортимента продукции, внедрение новых технологий;

анализ научного потенциала научно - исследовательских институтов, кафедр высших учебных заведений и их лабораторий по синтезу новых фармацевтических субстанций;

изучение возможности использования имеющегося на нефтехимических и химических заводах ассортимента сырья и полупродуктов для получения фармацевтических субстанций;

экспертиза всех химических предприятий с целью выявления отвечающих мировым стандартам условий проведения синтеза фармацевтических субстанций и их частичного перепрофилирования;

использование сырьевой нефтехимической базы республики для производства применяемых в медицинской промышленности вспомогательных веществ, консервантов, ароматизаторов, красителей, полимерных упаковочных материалов.

2) Создание растительных лекарственных препаратов:

корректировка сведений о запасах дикорастущего лекарственного сырья;

создание системы заготовки дикорастущих лекарственных растений;

открытие галеновых фабрик, разработка современных лекарственных средств в виде гранул, капсул, аэрозолей и других, изготовление лекарственных препаратов из растительного сырья (фитопрепаратов);

стимулирование создания новых производств лекарственного сырья в экологически чистых районах республики;

активизация разработки биотехнологических методов получения лекарственного растительного сырья.

3) Создание лекарств и пищевых биологически активных добавок на основе продуктов пчеловодства:

анализ и инвентаризация продукции пчеловодства;

стимулирование деятельности пчеловодов по сбору продукции для изготовления лекарственных средств;

поддержка инициативы предприятий всех форм собственности в вопросах производства лекарственных средств и пищевых добавок из пчелиных продуктов.

4) Производство упаковочно - расфасовочных материалов:

развитие мощностей упаковочно - расфасовочных производств;

стимулирование малых и средних предприятий по производству специальной фасовочной и упаковочной продукции;

расширение ассортимента изделий из медицинского стекла.

5) Создание стимулирующей системы налогообложения и предоставление целевых кредитов для предприятий, выпускающих сырье для производства фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств.

IV. Производство оборудования и изделий медицинского назначения


С 1990 г. к разработке и производству медицинской техники начали подключаться конверсионные предприятия оборонного комплекса и других отраслей промышленности. Вклад их в общий объем производства медицинской техники ежегодно возрастал и в 1998 г. сравнялся с объемом производства специализированных предприятий медицинской промышленности. Однако научно - технический потенциал крупных предприятий машиностроительного и оборонного комплексов, технических высших учебных заведений не используется для выпуска оборудования и изделий медицинского назначения.

Несмотря на то, что рыночная стоимость отечественной медицинской техники в среднем в 3-5 раз ниже зарубежных аналогов, производимая в стране медицинская техника неконкурентоспособна. Необходимыми условиями развития и эффективного функционирования медицинской промышленности являются создание нового технологического фундамента для наращивания производства на основе высоких технологий, совершенствование налоговой и таможенной политики в целях поддержки отечественных производителей и сокращение сроков внедрения принципиально новых разработок.

При определении номенклатуры медицинской техники и оборудования, которые целесообразно производить в республике, следует исходить из технического уровня разработок, обеспечения стандартов диагностики и лечения наиболее распространенных и тяжелых заболеваний, а также степени оснащения лечебно - профилактических учреждений. Конкурентоспособность отечественной продукции должна обеспечиваться высокими качественными показателями и новизной потребительских свойств, отсутствием аналогов за рубежом.

В целях решения проблемы надежного технического обеспечения здравоохранения республики крайне важной становится задача создания современной ремонтно - технической базы, обеспечивающей эффективную эксплуатацию парка медицинской техники.

V. Механизмы реализации Концепции


Положения Концепции могут быть успешно реализованы только в рамках республиканской целевой программы развития медицинской промышленности в Республике Башкортостан (государственный заказчик работ по программе - Министерство здравоохранения Республики Башкортостан).

Исходя из анализа экономической ситуации, в Программе должны быть определены тактические (на период 2000-2001 гг.) и стратегические задачи (на период 2002-2005 гг.). Необходима увязка программных мероприятий республиканской программы и аналогичной федеральной программы.

Одним из важнейших вопросов политики Республики Башкортостан в области медицинской промышленности является выход республики на внешний рынок и прежде всего - стран Содружества Независимых Государств, что предполагает выпуск конкурентоспособной продукции, соответствующей международным стандартам надлежащей производственной практики (GMP).

Финансирование и кредитование капитальных вложений в развитие медицинской промышленности должны осуществляться за счет всех источников финансирования.

Для осуществления управления и контроля за реализацией программы развития медицинской промышленности в Республике Башкортостан необходимо создание современной системы информационного обеспечения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»