Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2001 года N 97

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2001-2002 ГОДЫ

В целях исполнения Закона Республики Башкортостан "О координации внешнеторговой деятельности в Республике Башкортостан" Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития внешнеторговой деятельности Республики Башкортостан на 2001-2002 годы (далее - Программа).

2. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям и организациям республики принять меры по реализации Программы.

3. Министерству внешних связей и торговли Республики Башкортостан представлять в Кабинет Министров Республики Башкортостан информацию о ходе выполнения Программы в 2001 и 2002 годах.

Премьер - министр
Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ

Управляющий Делами
И.У.ЗАБИРОВ


Утверждена
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 8 мая 2001 года N 97

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2001-2002 ГОДЫ

Введение


Внешнеторговая деятельность Республики Башкортостан играет важную роль в развитии национальной экономики, за счет этого поддерживается финансовая стабильность, формируется доходная часть бюджета, обеспечиваются развитие производства и занятость населения в экспортно-ориентированных отраслях экономики, насыщенность внутреннего рынка потребительскими товарами.

Используя свои богатые природные ресурсы, производственный потенциал, Республика Башкортостан проводит активную политику расширения и укрепления внешнеторговой деятельности.

В настоящее время в развитии экономики республики наметились положительные тенденции, выразившиеся в росте объемов производства в ведущих отраслях промышленности и улучшении ценовой конъюнктуры на мировых рынках сырья и материалов, что позволило повысить эффективность развития внешней торговли. В 1999 году внешнеторговый оборот республики возрос на 14% по отношению к 1998 году и составил 1871,7 млн. долларов, за 2000 год его рост по отношению к 1999 году достиг 53,8% (2,9 млрд. долларов). При этом основную часть (около 90%) внешнеторгового оборота составляет экспорт.

Динамика внешнеторгового оборота Республики Башкортостан


     (млн. долларов)

┌═════════┬═════════════┬════════════┬═══════════════════════════‰
│  Годы   │   Экспорт   │   Импорт   │   Внешнеторговый оборот   │
├═════════┼═════════════┼════════════┼═══════════════════════════┤
│  1998   │   1386,0    │   251,6    │           1637,6          │
│  1999   │   1637,5    │   234,2    │           1871,7          │
│  2000   │   2566,8    │   312,0    │           2878,8          │
└═════════┴═════════════┴════════════┴═══════════════════════════…

Экспортный комплекс Республики Башкортостан характеризуется высоким уровнем диверсификации, большим количеством стран - торговых партнеров. В республике насчитывается около 600 участников внешнеэкономической деятельности.

Важным показателем состояния экспортного комплекса республики является повышение доли чистого экспорта в валовом региональном продукте - до 39% в 2000 году (в 1999 году 34,1%) и в объеме произведенной промышленной продукции соответственно до 44,1% (39%).

Эффективность экспорта продукции в экспортно-ориентированных отраслях в значительной степени зависит от спроса на внешних рынках, что объясняет высокую долю экспорта в отраслях топливно - энергетического комплекса.

Доля экспорта в объеме промышленной продукции отрасли


     (в процентах)

┌════════════════════┬══════════┬══════════┬══════════┬══════════‰
│      Отрасли       │ 1997 год │ 1998 год │ 1999 год │ 2000 год │
│  промышленности    │          │          │          │          │
└════════════════════┴══════════┴══════════┴══════════┴══════════…
Топливная                62,8       60,6       58,4       89,7
промышленность

Черная металлургия       10,2       13,8       14,6       24,1

Цветная металлургия       0,5        1,0        1,0        0,9

Химическая         и     31,6       32,7       25,9       51,8
нефтехимическая
промышленность

Машиностроение     и      6,8       24,0       40,6       18,4
металлообработка

Лесная             и     11,9       20,4       26,8       23,3
деревообрабатывающая
промышленность

Легкая                   30,9        5,6        1,6        5,7
промышленность

Пищевая                   0,5        0,2        0,1        0,8

Стабильным спросом на мировом рынке пользуются следующие конкурентоспособные товары республиканских предприятий - нефть и продукты ее переработки, продукция химии и нефтехимии, составляющие около 90% всего объема экспорта; доля экспорта машиностроительной продукции и других обрабатывающих отраслей - менее 10%.

Доля минерального топлива в республиканском экспорте продолжает расти - с 72% в 1996 году до 78,4% в 2000 году.

В течение последних трех лет рост доли экспортной продукции в общем объеме производства наблюдается и в ряде других отраслей. Так, в машиностроении этот показатель возрос с 6,8% в 1997 году до 18,4% в 2000 году (в 1999 году - 40,6%), лесной и деревообрабатывающей промышленности соответственно с 11,9% до 23,3%, в черной металлургии - с 10,2% до 24,1%.

Товарная структура экспорта и импорта Республики Башкортостан в 2000 году

┌══════════════════════════════┬═════════════════┬════════════════‰
│ Наименование группы товаров  │    Экспорт      │     Импорт     │
│                              ├══════════┬══════┼══════════┬═════┤
│                              │Стоимость,│Доля, │Стоимость,│Доля,│
│                              │млн. долл.│  %   │млн. долл.│  %  │
└══════════════════════════════┴══════════┴══════┴══════════┴═════…
Всего                             2566,8   100    312,0      100

в том числе:

Продовольственные товары     и       2,3     0,1   12,8        4,1
сельскохозяйственное сырье

Минеральные продукты, топливо     2013,5    78,4  100,3       32,1

Химические продукты, каучук        410,2    16,0   30,3        9,7

Кожевенное сырье                     0,3     0,01   0,5        0,2

Древесина и бумажные изделия        12,1     0,5    4,9        1,6

Текстиль и текстильные изделия       4,0     0,2    6,7        2,1

Металлы и изделия из них            24,5     1,0   13,7        4,4

Машины,          оборудование,      90,3     3,5  131,1       42,0
транспортные средства

Другие товары                        9,5     0,4   11,7        3,7

Доминирующее положение топливно - сырьевых ресурсов в структуре экспорта ставит республиканский экспорт в зависимость от спроса на нефть и нефтепродукты на внешнем рынке, а также от часто происходящих колебаний мировых цен.

В связи с этим для защиты экспорта продукции республики от ценовой конъюнктуры на мировых рынках сырья и материалов необходимо создать условия, обеспечивающие увеличение объемов экспорта продукции предприятий машиностроения и других обрабатывающих отраслей. Увеличение экспорта продукции машиностроения позволит стабилизировать объемы экспорта, полнее реализовать экспортный потенциал предприятий этих отраслей и сохранить минерально - сырьевую базу республики.

Программа предусматривает совершенствование структуры республиканского экспорта за счет развития перерабатывающих отраслей, определения основных направлений развития экспорта, улучшения его эффективности, повышения конкурентоспособности продукции республиканских товаропроизводителей, применения соответствующих инструментов и механизмов для реализации указанных задач.

Для увеличения объемов экспорта продукции обрабатывающих отраслей предприятиям предлагается определить ориентиры на долю экспорта в объеме производства, которые позволят определить эффективность экспортных поставок в отрасли.

Целью Программы на ближайшую перспективу является дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности, особое внимание предполагается уделять работе по следующим направлениям.

1. Расширение торгово - экономического сотрудничества


1) Со странами дальнего зарубежья.

Международные торговые связи республики охватывают более 90 стран мира, наибольшая часть товарооборота (86%) приходится на страны дальнего зарубежья. В настоящее время сотрудничество республики с этими странами рассматривается как наиболее эффективное, и дальнейшее его развитие предполагается осуществлять по следующим направлениям:

развитие топливно - энергетического комплекса;

совместное участие в инвестиционных проектах с целью привлечения средств иностранных инвесторов в сырьевые отрасли, машиностроение, энергетику и перерабатывающие отрасли;

расширение взаимного товарооборота и совершенствование структуры экспорта с увеличением в ней доли машиностроительной продукции.

2) С государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - страны СНГ).

Совершенствование торговых отношений со странами СНГ в последние годы привело к увеличению их доли в общем объеме внешнеторгового оборота республики (по итогам 2000 года товарооборот увеличился по отношению к предыдущему году на 63,4%).

Однако структура республиканского экспорта в страны СНГ в течение ряда лет остается практически неизменной, ее основу составляют товары топливно - сырьевой группы, доля которых составляет 58,4%.

Основными торговыми партнерами республики на протяжении последних лет являются Украина, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Республика Башкортостан стремится к расширению сотрудничества и с другими странами СНГ, основой для которого служат заключенные межправительственные и межведомственные соглашения с республиками Беларусь, Молдова, Таджикистан.

Для повышения эффективности экспортно - импортных операций между Республикой Башкортостан и странами СНГ осуществляется заключение договоров по вопросам регулирования взаимной торговли.

Основная цель проводимой в Республике Башкортостан внешнеторговой политики по отношению к странам СНГ - создание условий не только для увеличения объемов российского экспорта, но и преодоления его сырьевой направленности путем повышения доли готовых, технически сложных и наукоемких видов продукции.

2. Координация внешней торговли


Развитие внешнеэкономической деятельности требует координации действий всех участников этого процесса - органов исполнительной власти, промышленных предприятий, финансово - кредитных учреждений и т.д.

Совместная работа участников внешнеэкономической деятельности должна строиться с учетом приоритетов внешней торговли, наиболее выгодных направлений экспорта и импорта при соблюдении общегосударственных интересов, влияющих на экономическую независимость республики и страны в целом.

Большое значение имеет защита внутреннего рынка, его товаропроизводителей. При этом необходима эффективная поддержка предприятий, осуществляющих производство конкурентоспособной экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции, создание условий для накопления ими финансовых и иных средств, необходимых для успешной работы на внешнем рынке.

В рамках мер по защите внутреннего рынка необходимо усиление работы по предотвращению поставок из-за рубежа в Республику Башкортостан недоброкачественной и несертифицированной продукции.

Обеспечивая общегосударственные интересы, следует активизировать межрегиональные связи. Одно из направлений сотрудничества в этом вопросе - выработка совместных предложений в области таможенно - тарифной политики и нетарифного регулирования и контроля, способствующих улучшению развития внешней торговли как самих регионов, так и России в целом.

Важным элементом государственной поддержки развития внешней торговли призвана стать информационная, консультационная и правовая помощь республиканским участникам внешнеэкономической деятельности, особенно экспортерам.

Развитие экспорта является первостепенной задачей во внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан. Существенную поддержку в продвижении продукции товаропроизводителей республики на внешние рынки могут оказать посольства и торговые представительства Российской Федерации за рубежом.

Большую помощь в развитии экспорта республики оказывает привлечение иностранных инвестиций, ориентированных на организацию производства высококачественной конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

Недостаточная конкурентоспособность многих республиканских товаров в большинстве случаев связана с тем, что они не соответствуют европейским и международным стандартам качества, в первую очередь по таким сравнительно новым критериям, как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам. В результате возникают препятствия для допуска этих товаров на международные рынки. Для решения данной проблемы необходимо ускорить создание на территории республики центров международной сертификации.

3. Стимулирование промышленного экспорта


В последние годы произошло усиление экспортной ориентации республиканской экономики. Темпы прироста экспорта превосходят динамику показателей валового регионального продукта и промышленного производства, особенно в отраслях топливно - энергетического комплекса.

Главной задачей в области содействия развитию экспорта товаров и услуг является формирование основных механизмов поддержки экспорта и экспортеров.

Основой системы стимулирования экспорта на ближайшую перспективу должна стать прямая и косвенная поддержка экспортеров.

В условиях ограниченности бюджетных средств для поддержки республиканского экспорта необходимо сконцентрировать усилия на мерах торгово - политического и организационного характера:

реализация экспортного потенциала республики через посольства и торговые представительства Российской Федерации;

разработка и внедрение механизма кредитования экспорта республиканских товаропроизводителей;

стимулирование создания и развития экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;

создание системы информационной, консультационной и правовой поддержки экспортеров при Торгово - промышленной палате Республики Башкортостан и в экономических отделах посольств и торговых представительств России за рубежом;

создание системы поощрения экспортеров.

К важнейшим факторам расширения внешнеэкономических связей относится выставочная деятельность, являющаяся важным условием выхода экспортной продукции на зарубежные рынки. Для этого на республиканском уровне необходимо определить стратегию развития выставочно - ярмарочной деятельности с необходимой финансовой поддержкой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»