СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июня 2014 года Дело N 33-22005

Судья Жедачевская И.Н. Гр.д. N33-22005

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

В составе председательствующего Харитонова Д.М.

Судей Вишняковой Н.Е., Лукьянченко В.В.

При секретаре Р* М.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишняковой Н.Е.

гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента жилищной политики и жилищного фона г. Москвы на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2014 г., которым постановлено:

Признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 22 января 2014 года (протокол N 104) по жилищному вопросу Борисовой А*С*, * года рождения незаконным.

Обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос Борисовой А* С* на однократное представление благоустроенное жилое помещение в городе Москве в соответствии с действующим законодательством.

УСТАНОВИЛА:

Борисова А.С. обратилась с заявлением об оспаривании решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылаясь на то обстоятельство, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилищный вопрос заявителя был рассмотрен на заседании Городской межведомственной комиссии от 22.01.2014 и протоколом N 104 принято решение о предоставлении по договору социального найма на семью из 2-х человек (заявитель, попечитель-тетя) жилого помещения как внеочередникам, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания. Основанием принятия Городской межведомственной комиссией вышеуказанного решения стало то обстоятельство, что Окружная межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда СЗАО г. Москвы 17.01.2014 г. приняла решение, которое впоследствии было утверждено распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 23.01.2014 N 11-рп: признать жилое помещение, расположенное по адресу: *, непригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту. Просить УДЖП и ЖФ СЗАО г. Москвы рассмотреть вопрос о предоставлении жителям квартир * жилых помещений маневренного фонда на время проведения ремонтных работ. После получения письменного согласия жителей квартир * на переезд в жилые помещения маневренного фонда на время проведения ремонтных работ комиссии вернуться к рассмотрению вопроса о сроках выполнения капитального ремонта жилых помещений. Полагает, что решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа от 22.01.2014 г. о предоставлении заявителю с тетей (бывшим попечителем) жилого помещения по договору социального найма на семью из 2-х человек не соответствует (противоречит) требованиям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", Положению об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП, регулирующих данные правоотношения и является незаконным, ущемляющим права заявителя. В связи с чем, просит суд признать решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 22 января 2014 года (протокол N 104) по жилищному вопросу заявителя - незаконным и обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа принять меры по восстановлению в полном объеме нарушенного права заявителя на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель заявителя и заявитель доводы заявления поддержали.

Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением не согласна. Пояснила, что заявитель злоупотребляет своим правом, поскольку заявитель и ее опекун были зарегистрированы совместно, в настоящее время квартира признана непригодной для проживания и ей решением уполномоченных органов принято решение о предоставлении квартиры по договору социального найма, а не по договору найма специализированного жилого помещения.

Представитель Правительства Москвы с заявлением не согласен по доводам, изложенным стороной ДЖП и ЖФ г. Москвы.

Представитель Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, возражений не представил.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, в своей жалобе просит Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.

Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы на заседание судебной коллегии не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав Борисову А.С., её представителя Головань А.И., представителя Правительства г.Москвы - Ламкова Д.Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Борисова А.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Борисова Г.С. и отец Борисов С.В. решениями судов г. Москвы лишены в отношении нее родительских прав (л.д. 16,17,18,19-20).

Распоряжением главы районной управы района "Хорошево-Мневники" СЗАО г. Москвы от 16.06.2000 г. N 455 ей был назначен опекун - * Кочетова С.С, также была закреплена жилая площадь по адресу: * в которой были зарегистрированы: заявитель, ее мать Борисова Г.С. (лишенная родительских прав), тетя - опекун Кочетова С.С, дедушка -Колычев С.В. (л.д.21).

Из-за невозможности проживания в квартире с матерью, лишенной родительских прав, заявитель с попечителем Кочетовой С.С. фактически проживали по адресу: * (л.д.25).

Постановлениями руководителя муниципалитета ВМО Хорошево-Мневники в городе Москве от .2.12.2008 N 264, от 16.12.2008 N 280 заявитель была снята с учета в органах опеки и попечительства ВМО Хорошево-Мневники в городе Москве, личное дело направлено в ВМО Северное Измайлово, местом жительства определено место жительства попечителя Кочетовой С.С. по адресу: * (л.д.22,23,24).

Постановлением руководителя муниципалитета ВМО Хорошево-Мневники в городе Москве от 11.05.2011 N 103 в распоряжение от 16.06.2000 N 455 внесены дополнения, а именно: "Признать невозможным проживание Борисовой А.С. в закрепленном за ней жилом помещении. Закрепить за ней право на внеочередное - однократное получение отдельного жилого помещения в городе Москве по достижении совершеннолетия" (л.д.26). 01.02.2012 г. умерла мать заявителя - Борисова Г.С(л.д.26). В тот же день, 01.02.2012 г., в закрепленной за заявителем квартире произошел пожар; в результате которого погиб ее дедушка Колычев С.В., квартира фактически пришла в непригодное для проживания состояние (л.д.27,29-30,31).

На заседании Городской межведомственной комиссия от 13.09.2012 г. был рассмотрен жилищный вопрос и принято решение отказать заявителю в предоставлении квартиры (л.д. 13).

По инициативе Кочетовой С.С. летом 2013 года ЗАО "Независимое агентство строительных экспертиз" провело оценку технического состояния несущих и ограждающих конструкций квартиры по адресу: *, после пожара на предмет соответствия действующим нормативным требованиям.

Жилищный вопрос заявителя был повторно рассмотрен на заседании Городской межведомственной комиссии от 22.01.2014 и протоколом N 104 принято решение: предоставить по договору социального найма на семью из 2-х человек (заявитель, попечитель-тетя) жилого помещения как внеочередникам, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания.

Основанием принятия Городской межведомственной комиссией вышеуказанного решения стало то обстоятельство, что Окружной межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда СЗАО г. Москвы 17.01.2014 г. приняла решение, которое впоследствии было утверждено распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 23.01.2014 N 11-рп: признать жилое помещение, расположенное по адресу: *, непригодным для проживания и подлежащим капитальному ремонту.

Удовлетворяя заявление Борисовой А.С., суд исходил из того, что порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа определен в Положении об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, лиц из их числа, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 N854-ПП, который заинтересованными лицами был нарушен. Судом также установлено, что в течение двух лет не разрешается жилищный вопрос Борисовой А.С, что является грубым нарушением вышеуказанного законодательства.

При этом, предоставление заявителю и его попечителю жилого помещения по договору социального найма, в связи с признанием жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, *, непригодным для проживания , будет осуществлено из маневренного фонда на время проведения ремонтных работ, однако письменного согласия на переезд в жилое помещение маневренного фонда заявитель не давала. Решения Окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда СЗАО г. Москвы от 17.01.2014 г. и Городской межведомственной комиссии от 22.01.2014 г. не соответствуют друг другу, поскольку одно решение Окружной межведомственной комиссии предусматривает предоставление жилого помещения маневренного фонда и заключение договора найма специализированного жилого помещения, а решение Городской межведомственной комиссии - заключение договора социального найма жилого помещения. Решения о предоставлении жилого помещения в порядке ст. 8 ФЗ N 159 и ст. 13 Закона города Москвы N 61 Городская межведомственная комиссия не приняла. Городская межведомственная комиссия вышла за рамки своих полномочий, что делает неисполнимым её решение.

В своей жалобе Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы указывает на то, что своим решением Городская комиссия не нарушила прав Борисовой А.С.

Однако с данным доводом судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", Правительства Москвы от 02.10.2007 г. N 854-ПП "Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа", города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве".

Подробно проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции правильно признал, что согласно действующему законодательству жилые помещения предоставляются достигшим совершеннолетия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленной жилой площади, или в случае невозможности возвращения на закрепленную жилую площадь.

Также судебная коллегия обращает внимание на то, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений исполнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Вступившим в действие с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ изложена в новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами Российской Федерации.

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

В гл. 9 ЖК РФ "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ч. 1 ст. 92 дополнена п. 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и введена новая ст. 98.1 "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В гл. 10 ЖК РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" введена новая ст. 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Статья 103 гл. 10 ЖК РФ "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" дополнена новой ч. 5 о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно указанным законодательным изменениям на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для реализации нового порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральным законодателем предписано разработать соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором определить порядок формирования специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории и порядок формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

До 1 января 2013 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.

С 1 января 2013 г. таким гражданам в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Для этой цели согласно п. 3 этой же статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список должно осуществляться на основании:

заявления законных представителей несовершеннолетних (попечителей, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В случае несвоевременной подачи заявления законными представителями детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за формирование Списка, самостоятельно принимает меры по включению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Список;

заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объявленных полностью дееспособными (эмансипированными), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если указанные лица не были включены в Список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 12013 г.

По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Приобретение дееспособности ранее достижения 18 лет ГК РФ связывает со вступлением несовершеннолетнего в брак (п. 2 ст. 21) или его эмансипацией (п. 1 ст. 27). С момента заключения включенным в Список ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, брака или принятия органом опеки и попечительства либо судом решения о его эмансипации такой гражданин вправе получить жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации. К таким случаям могут, в частности, относиться окончание пребывания ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с завершением обучения (получением общего образования), признание органом опеки и попечительства возможным раздельного проживания ребенка по достижении 16 лет с законным представителем.