Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2014 года N 439


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СВИНОВОДСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2015 - 2017 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Алтайского края от 30.06.2015 N 260, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 06.07.2015).
____________________________________________________________________



В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, в соответствии с постановлением Администрации края от 11.03.2007 N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие промышленного свиноводства в Алтайском крае" на 2015 - 2017 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН



Утверждена
Постановлением
Администрации Алтайского края
от 27 сентября 2014 года N 439

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО СВИНОВОДСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2015 - 2017 ГОДЫ

Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие промышленного свиноводства в Алтайском крае" на 2015 - 2017 годы (далее - "Программа")

Наименование Программы

ведомственная целевая программа "Развитие промышленного свиноводства в Алтайском крае" на 2015 - 2017 годы

Субъект бюджетного планирования

Главное управление сельского хозяйства Алтайского края

Цель и задачи Программы

цель - создание условий для развития промышленного свиноводства в Алтайском крае;

задачи:

увеличение объемов производства свинины с высокими потребительскими качествами;

стимулирование развития промышленных свиноводческих комплексов с применением современных технологий производства свинины

Целевые индикаторы и показатели Программы

численность поголовья свиней в промышленных свиноводческих комплексах;

объем производства свинины в промышленных свиноводческих комплексах;

количество проведенных информационных и консультативных мероприятий;

количество обученных работников

Программные мероприятия

поддержка технического оснащения свиноводческих комплексов;

помощь в обеспечении промышленных свиноводческих комплексов кормами;

проведение информационных и консультативных мероприятий по вопросам инновационного развития промышленного свиноводства в Алтайском крае;

организация обучения работников промышленных свиноводческих комплексов

Сроки реализации мероприятий Программы

2015 - 2017 годы

Объемы и источники финансирования Программы по годам

общий объем финансирования Программы из краевого бюджета составляет 30,0 млн рублей, в том числе:

в 2015 году - 10,0 млн рублей;

в 2016 году - 10,0 млн рублей;

в 2017 году - 10,0 млн рублей;

(справочно: для реализации Программы будут привлечены средства из внебюджетных источников - 2618,3 млн рублей, в том числе:

в 2015 году - 835,2 млн рублей;

в 2016 году - 891,5 млн рублей;

в 2017 году - 891,6 млн рублей).

Финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

увеличение поголовья свиней в промышленных свиноводческих комплексах на 31,0%;

увеличение производства свинины в промышленных свиноводческих комплексах на 39,6%;

создание 100 новых рабочих мест в сельской местности;

ежегодное проведение не менее 7 информационных и консультативных мероприятий по вопросам инновационного развития промышленного свиноводства в Алтайском крае;

ежегодное обучение не менее 50 работников


1. Общие положения


Программа разработана в соответствии с положениями государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы и направлена на развитие промышленного свиноводства в Алтайском крае, финансовое обеспечение предусмотренных в ней мероприятий, на разработку механизмов их реализации и достижение показателей результативности.

Объектом Программы является промышленное свиноводство, которое рассматривается в качестве традиционной подотрасли сельского хозяйства региона, формирующей его аграрную экономику и агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Основания для разработки Программы:

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";

Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";

Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы";

постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р "Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года";

закон Алтайского края от 4 февраля 2008 года N 2-ЗС "О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае";

постановление Администрации Алтайского края от 27 октября 2009 года N 445 "Об утверждении схемы территориального планирования Алтайского края";

постановление Администрации Алтайского края от 3 декабря 2010 года N 539 "Об утверждении краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья";

постановление Администрации Алтайского края от 2 августа 2011 года N 420 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы;

постановление Администрации Алтайского края от 25 июня 2012 года N 330 "Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края на период до 2025 года";

постановление Администрации Алтайского края от 5 октября 2012 года N 523 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы".

За последние годы в Алтайском крае сформирован комплексный подход к развитию сельских территорий, который реализуется в рамках региональных целевых программ, в частности краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья", Программы "80 x 80", государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы. В ходе реализации указанных программ в регионе достигнуты определенные результаты по ряду наиболее важных направлений: развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов агропромышленного комплекса, реализация в сельской местности социально значимых инвестиционных проектов. За 2003 - 2013 годы улучшили жилищные условия 5,8 тыс. сельских семей, включая 2,4 тыс. молодых семей и семей молодых специалистов, построено (приобретено) 340 тыс. кв. м жилья. Наряду с этим реконструировано 369,5 км линий электропередачи, введено в эксплуатацию 612,0 км внутрипоселковых газовых сетей, газифицировано более 12 тыс. домовладений, построено 3780,0 км водопроводных сетей, приведено в нормативно-техническое состояние (построено) 70 км автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты. Однако для решения проблем развития сельских территорий еще многое предстоит сделать, в частности в плане организации производства, создания новых рабочих мест. И Программа является одним из инструментов реализации поставленных задач социально-экономического развития села.

В целях осуществления комплексного подхода к развитию сельских территорий региона и повышения эффективности проведения мероприятий Программы при ее разработке в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации учтены схемы территориального планирования Алтайского края и его муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов, определены меры, направленные на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве.

Программа учитывает также приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и Алтайского края на долгосрочный период, задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 и N 597, направлена на повышение конкурентоспособности отрасли на основе модернизации производства и рассматривается как один из инструментов стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к расширению инвестиционной и инновационной деятельности. По данному направлению в крае ведется серьезная работа.

За последние годы сформированы новые стандарты и механизмы управления инвестиционной деятельностью в регионе: принята программа "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011 - 2016 годы, утвержден план мероприятий по ее реализации, сформирован институт инвестиционных уполномоченных, создан региональный инвестиционный фонд с объемом средств порядка 600 млн рублей. Большое внимание уделяется реализации инфраструктурных проектов. Решаются вопросы энерго- и газообеспечения, создания транспортных развязок, увеличения их пропускной способности, что не только стимулирует развитие действующих производств, но и позволяет привлекать в регион инвесторов для создания новых.

Настоящая программа рассчитана на комплексное развитие аграрного сектора агропромышленного комплекса края, создание условий для роста занятости сельского населения на основе устойчивого, динамичного развития подотрасли свиноводства и повышения на основе государственно-частного партнерства ее инвестиционной привлекательности.

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию отечественным производителям сельскохозяйственной продукции приходится конкурировать с зарубежными поставщиками. Поэтому одной из важнейших стратегических задач агропромышленной политики государства является формирование конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, в том числе в подотрасли свиноводства. Кроме того, в связи с введением ответных санкций, данная программа, предусматривающая увеличение алтайскими предприятиями объемов производства свинины, становится еще более актуальной.

Ситуация осложняется тем, что в период реформирования АПК объемы производства мяса в крае значительно снизились (на 38% - с 454 тыс. тонн в 1990 году до 224,2 тыс. тонн в 2005 году), и лишь в последние годы наметился рост производства и потребления мяса, в основном свинины, мяса птицы и говядины (мяса крупного рогатого скота специализированных мясных пород). В настоящее время в крае по промышленной технологии работают четыре свиноводческих предприятия - ООО "Альтаир-Агро" Ребрихинского района, ООО "Алтаймясопром" Тальменского района, ОАО "Антипинское" Тогульского района, ООО "Система" Топчихинского района.

В целях создания условий для развития промышленного свиноводства в регионе была принята ведомственная целевая программа "Развитие промышленного свиноводства в Алтайском крае" на 2012 - 2014 годы, но в настоящее время действие программы заканчивается. Участие в программе приняли промышленные свиноводческие предприятия края, производственная мощность которых составляла не менее 1000 тонн мяса в год. За период ее действия в работу запущены два промышленных свиноводческих комплекса - ООО "Алтаймясопром" Тальменского района и ООО "Система" Топчихинского района.

Итоги реализации программы за 2012 - 2013 годы показывают высокую эффективность расходования государственных средств на поддержку промышленного свиноводства (таблица 1).

Таблица 1


Развитие свиноводства в Алтайском крае

Показатели

Единица измерения

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. в %

к 2008 г.

к 2011 г.

Поголовье свиней

тыс. голов

78,3

80,8

93,5

97,2

142,8

148,1

189,1

152,3

в том числе свиноматок

тыс. голов

7,5

8,6

9,0

13,2

13,9

14,1

188,0

106,8

Производство свинины

тыс. тонн

8,2

8,5

9,3

11,8

14,0

25,0

304,8

211,8

Выручка от реализации свинины в сельскохозяйственных организациях <*>

млн руб.

492,6

559,6

693,6

1177,6

1653,7

2348,0

476,7

199,3

в том числе в промышленных свиноводческих комплексах

млн руб.

268,5

341,0

442,5

869,8

1325,8

2216,8

825,6

254,8

Рентабельность производства свинины

%

8,4

12,9

18,9

12,7

3,9

9,2

+0,8

-3,5

________________

<*> С учетом продукции, реализованной в переработанном виде.

Но, несмотря на позитивные тенденции последних лет, существует ряд сдерживающих дальнейшее интенсивное развитие свиноводства в крае факторов, основными из которых являются следующие:

в настоящее время основную долю свинины на рынок поставляет население (до 80%). Связано это с тем, что используемая в большинстве сельскохозяйственных организаций технология содержания свиней не соответствует современным зоогигиеническим требованиям (в части применения параметров микроклимата и объемно-планировочных решений) и не создает комфортных условий для работы обслуживающего персонала. Постоянный рост затрат не позволяет обновлять основные производственные фонды. А строительство, реконструкция и модернизация свиноводческих комплексов и ферм требует значительных капитальных вложений, окупаемость которых ожидается не ранее чем через 10 - 15 лет;

недостаточно развитая инженерная инфраструктура существующих комплексов и ферм (электро- и газоснабжение, подъездные пути) требует значительных финансовых вложений со стороны инвесторов, что снижает инвестиционную привлекательность проектов;

нехватка квалифицированных рабочих кадров для работы на современном оборудовании и линиях тормозит модернизацию производства;

дефицит высокопродуктивных племенных животных, рост зависимости от импорта племенного поголовья свиней, вызванные использованием поголовья животных с недостаточно высоким генетическим потенциалом и экстенсивных, ресурсозатратных технологий производства мяса (в личных подсобных хозяйствах на производство 1 кг мяса требуется 6 - 7 кг корма, в то время как на современных свиноводческих комплексах - до 3 кг), являются причиной высокой себестоимости и не соответствующего международным стандартам качества свиноводческой продукции, что снижает ее конкурентоспособность на рынке.

В связи с этим очевидно, что со стороны государства и края необходима дальнейшая финансовая и организационная поддержка промышленных свинокомплексов, осуществляемая в рамках проведения программных мероприятий, так как для региона сегодня проблема увеличения производства ими свинины и дальнейшей модернизации их оборудования остается актуальной. И конечная цель поддержки - обеспечение устойчивого развития свиноводства, повышение доступности свинины для потребителя.

Так, например, в настоящее время ООО "Алтаймясопром" Тальменского района Алтайского края реализует инвестиционный проект по строительству свиноводческого комплекса на 300 тыс. голов производительностью 35 тыс. тонн свинины в год. На текущую дату введены в эксплуатацию I и II очереди строительства. Мощность откормочных площадок составляет 200 тыс. голов свиней в год. Завершаются работы на объектах комбикормового завода с объемом хранения 50 тыс. тонн зерна, цеха утилизации отходов, мясохладобойни на 400 голов в сутки. По итогам 2013 года обществом с ограниченной ответственностью получено 12,1 тыс. тонн свинины. В структуре ее производства сельхозорганизациями края доля ООО "Алтаймясопром" составляет 48,4%.

Такой результат обусловлен тем, что начиная с 2011 года предприятием были завезены из Германии и Ирландии свиньи крупной белой породы в количестве 5766 голов и породы ландрас в количестве 273 голов для внутрипородной селекции, а также хряки синтетической линии для использования в качестве третьей породы при получении гибридного молодняка. Применение промышленной технологии гибридизации позволило значительно увеличить производство высококачественной свинины и улучшить показатели гибридного молодняка.

Развитие промышленного свиноводства в регионе имеет хорошие перспективы, которые обусловлены:

наличием кормовой базы (зерновое производство и комбикормовая промышленность);

потребностью мясоперерабатывающей промышленности в качественной свинине;

заинтересованностью инвесторов в развитии данной подотрасли;

обеспеченностью трудовыми ресурсами (в Алтайском крае более 46% населения проживает в сельской местности);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»