Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.
Характеристика качества:
- адекватность,
- доступность,
- преемственность и непрерывность,
- действенность,
- результативность.
Адекватность - применение мер, технологий и использование ресурсов, в качественном и количественном отношении достаточных для достижения желаемых целей.
Доступность - выявляется наличие или отсутствие требуемых видов медицинской помощи и услуг.
Преемственность и непрерывность - понятие, относящееся к функционированию системы здравоохранения, отражающее степень соблюдения координации медицинской помощи пациенту (медицинское вмешательство) между практикующими специалистами, организациями, а также на протяжении во времени. Иначе говоря, это обеспечение необходимого взаимодействия в процессе оздоровления пациентов.
Действенность, сила воздействия - степень, в которой медицинские вмешательства улучшают здоровье в строго контролируемых и наблюдаемых условиях.
Результативность - степень, в которой медицинские вмешательства (учитывая современный уровень знаний) улучшают здоровье в обычных практических условиях. Обстоятельства, которые определяют различие между обычными условиями оказания помощи и контролируемыми клиническими испытаниями, включают сопутствующие заболевания пациентов, вследствие чего невозможно точно предсказать, будет ли пациент придерживаться схемы лечения, а также различия в практике представителей медицинских услуг.
Оценка качества - определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам, ожиданиям и потребностям отдельных пациентов и групп населения.
Обеспечение качества - виды деятельности и программы, имеющие целью удовлетворять имеющиеся или предполагаемые ожидания и потребности отдельных пациентов и групп населения с эффективным использованием ограниченных ресурсов.
Улучшение качества - достижение или процесс достижения нового уровня качества медицинской помощи, который превосходит предыдущие уровни качества.
Индикатор качества - показатель, который применяется для оценки качества медицинской помощи. Индикаторы качества: доля случаев повторной госпитализации, доля врачей и ЛПУ, выполняющих клинические руководства, рейтинги удовлетворенности пациентов медицинской помощью.
Управление качеством - часть функций управления в целом, которые определяют и осуществляют политику в области качества. Управление основано на оценке потребностей и степени их удовлетворенности.
Основанием для предъявления претензий и принятия управленческих решений является такое действие или бездействие медработника, которое способствовало или могло способствовать:
- увеличению риска прогрессирования исходного заболевания;
- возникновению нового патологического процесса;
- неоптимальному использованию ресурсов медицины;
- неудовлетворенности пациента от взаимодействия с системой медицинской помощи.
Система качества - сочетание ресурсов, организационной структуры и методик, которые необходимы для достижения качества.
Стандартизация лечебно - диагностического процесса - определение контрольных, реально достигнутых результатов оказания медицинских услуг стационарной и медицинской помощи по подразделениям.
Основанием для предъявления претензий и принятия правленческих решений является такое действие или бездействие медработника, которое способствовало или могло способствовать:
- увеличению риска прогрессирования исходного заболевания;
- возникновению нового патологического процесса;
- неоптимальному использованию ресурсов медицины;