Недействующий

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 17 апреля 2002 года N 184-орг


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ  О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ  НА ПОДСТАНЦИЯХ (ОТДЕЛЕНИЯХ) СКОРОЙ ПОМОЩИ  В ЧАСТИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ  НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" от 05.11.1997 N 1387, Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2000 N 1202-р и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" от 17.12.1997 N 374, в целях повышения качества и эффективности медицинской помощи и совершенствования системы контроля качества медицинской помощи,

приказываю:

1. Утвердить Временное положение о системе управления качеством медицинской помощи в части ведомственного контроля на подстанциях (в отделениях) скорой помощи на территории Красноярского края (далее по тексту - Временное положение) (прилагается).

2. Главному внештатному специалисту по скорой помощи управления здравоохранения администрации края Ю.Н. Бурмистрову:

2.1. Организовать работу по повышению качества медицинской помощи в соответствии с Временным положением.

2.2. Осуществлять контроль за проведением мониторинга качества медицинской помощи по критериям эффективности работы службы скорой помощи в органах и учреждениях здравоохранения края.

2.3. Проводить мониторинг качества медицинской помощи на территории Красноярского края по критериям эффективности работы служб скорой медицинской помощи в соответствии Временным положением.

2.4. Вносить предложения о внесении изменений и дополнений во Временное положение с прилагаемым к ним обоснованием в отдел аккредитации, стандартизации и контроля качества медицинской помощи ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным месяца.

3. Руководителям органов и учреждений здравоохранения края:

3.1. Разработать и утвердить положения о системе управления качеством медицинской помощи на подстанциях (отделениях скорой медицинской помощи) в части ведомственного контроля с учетом специфики учреждений в соответствии с Временным положением в срок до 1 июня 2002 года.

3.2. Проводить мониторинг качества медицинской помощи по критериям эффективности работы службы скорой помощи в соответствии с Временным положением, представлять информацию о качестве медицинской помощи по результатам мониторинга и предложения о внесении изменений и дополнений во Временное положение в отдел аккредитации медицинских учреждений, стандартизации и контроля качества медицинской помощи управления здравоохранения администрации края ежеквартально до 10 числа следующего за отчетным периодом месяца.

4. Заместителю начальника управления здравоохранения администрации края по аккредитации медицинских учреждений, стандартизации и контролю качества медицинской помощи И.С. Сычевой: продолжить работу в соответствии с настоящим приказом над Временным положением с учетом предложений руководителей органов и учреждений здравоохранения в 2002 году.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возлагаю на заместителя начальника управления здравоохранения администрации края по мобилизационной работе и экстремальной медицине Московчука Б.Ф. и заместителя начальника управления здравоохранения администрации края по аккредитации, стандартизации и контролю качества медицинской помощи И.С. Сычеву.

Начальник управления
И.А.ШНАЙДЕР




ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ПОДСТАНЦИЯХ (В ОТДЕЛЕНИЯХ) СКОРОЙ ПОМОЩИ В ЧАСТИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


г. Красноярск 2002 г.

ВВЕДЕНИЕ


В последние годы во всем мире, а в нашей стране особенно, в связи с экономическими преобразованиями и реформированием системы здравоохранения, значительно возрос интерес к проблеме обеспечения качества медицинской помощи.

Введение системы обязательного медицинского страхования, развитие рынка медицинских услуг, расширение правовой основы для защиты прав пациентов на высококачественную медицинскую помощь - все это обусловливает необходимость более эффективного использования ресурсов здравоохранения с одновременным повышением качества медицинского обслуживания.

Создание действенной системы контроля качества медицинской помощи и поиск наиболее оптимальных форм взаимодействия участков медицинского страхования для принятия согласованных решений будут обеспечивать гарантии прав граждан в области охраны здоровья.

В то же время следует подчеркнуть многогранность проблемы обеспечения качества медицинской помощи. Обеспечение качества включает в себя следующие аспекты:

- методические подходы и организационные технологии оценки качества медицинской помощи;

- организация ведомственного и вневедомственного контроля качества;

- использование стандартов для оценки качества медицинской помощи;

- ресурсное обеспечение учреждений здравоохранения как условие обеспечения качества медицинской помощи;

- лицензирование и аккредитация медицинской деятельности;

- уровень квалификации врача и аттестация медицинских кадров;

- стимулирование высокого качества и интенсивности труда медицинского персонала.

Система контроля позволяет улучшить качество медицинской помощи населению, способствует более рациональному и эффективному использованию ресурсов, структурной реорганизации служб здравоохранения, лучшему технологическому оснащению лечебно - диагностического процесса в учреждениях здравоохранения.

Действенность контроля качества и всех усилий по поводу качества оказания медицинской помощи в значительной степени зависит от критериев и методики, которые используются при оценке проводимых мероприятий и их результатов.

Обеспечение качества медицинской помощи ставит задачи (ВОЗ):

- выполнение профессиональной функции (технологическое качество);

- использование ресурсов (техническое качество);

- контроль степени риска (опасность травмы или возникновение другого заболевания в результате медицинских вмешательств);

- удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием.

Качество медицинской помощи, оказываемой населению конкретным медицинским учреждением, характеризуют:

- разнообразие ассортимента медицинских услуг пациентам;

- уровень медицинской результативности услуг;

- качество обслуживания (отношение к больному, качество оборудования, комфортность и т.д.).

Обеспечить повышение качества и эффективность медицинской помощи возможно только посредством оптимизации управления объектами здравоохранения. Для этого необходимо правильно выполнить сложнейший комплекс управленческих функций, среди которых ключевую роль играет оценка деятельности управляемых объектов. В связи с этим актуальность создания систем оценки деятельности объектов здравоохранения (от отдельного работника до отрасли в целом) не вызывает сомнений.

Главным является метод сравнительного количественного анализа данных, отражающих фактическую производственную деятельность оцениваемого объекта, и нормативных, стандартных, средних показателей.

Стандарты требуют, чтобы в каждом учреждении постоянно функционировала система обеспечения качества медицинской помощи. Она включает процедуры выявления разнообразных отклонений качества, анализ их причин, а также разработку и внедрение механизмов по их устранению и предотвращению новых нарушений.

Программа обеспечения качества пересматривается ежегодно. Этим, как правило, руководит контрольно - экспертная подкомиссия, лечебно - контрольная подкомиссия или экспертный совет, координирующий деятельность по обеспечению качества в каждом из подразделений лечебно - профилактического учреждения.

Основной позицией современного управления качеством является корректное выполнение всех требований одновременно.

Это позволяет:

- сократить расходы на экспертизу (инспекцию), уменьшив общий объем проводимой работы до 20 - 30%;

- увеличить усилия и объем работы, направленные на профилактику и выявление недостатков (контроль процесса);

- предупреждать появление дефектов прежде, чем их придется устранять;

- развивать и поддерживать надежные процессы, обеспечивая минимальные усилия инспекции на конечных результатах, сведя ее к минимуму.

Следует отметить, что чем более развита и совершенна система ведомственного контроля, тем менее затратна и более эффективна система вневедомственного контроля.

Влиять на качество оказываемой медицинской помощи населению, добиваться исправления дефектов возможно через ряд рычагов:

- финансовый рычаг - гибкая, четкая легитимная система "штрафных санкций" за нарушения, дефекты и система поощрения;

- лицензионно - аккредитационный рычаг - дает возможность ходатайствовать перед соответствующей комиссией, органами здравоохранения о повышении категории соответствия, в т.ч. по конкретным видам (службам), или о снижении категории ЛПУ при наличии серьезных дефектов, в т.ч. об исключении ряда манипуляций, уменьшении объема оказываемой медицинской помощи при выявлении серьезных нарушений и др., в соответствии с законодательством;

- "паблисити" - обнародование рейтингов ЛПУ и специалистов с точки зрения профессиональной компетенции и добросовестности. Ведомственный контроль должен занять свое определенное место в общегосударственных программах, обеспечивающих контроль всех составляющих медицинской помощи по структуре, процессу, результату, и затрагивать все направления деятельности.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ


Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.

Характеристика качества:

- адекватность,

- доступность,

- преемственность и непрерывность,

- действенность,

- результативность.

Адекватность - применение мер, технологий и использование ресурсов, в качественном и количественном отношении достаточных для достижения желаемых целей.

Доступность - выявляется наличие или отсутствие требуемых видов медицинской помощи и услуг.

Преемственность и непрерывность - понятие, относящееся к функционированию системы здравоохранения, отражающее степень соблюдения координации медицинской помощи пациенту (медицинское вмешательство) между практикующими специалистами, организациями, а также на протяжении во времени. Иначе говоря, это обеспечение необходимого взаимодействия в процессе оздоровления пациентов.

Действенность, сила воздействия - степень, в которой медицинские вмешательства улучшают здоровье в строго контролируемых и наблюдаемых условиях.

Результативность - степень, в которой медицинские вмешательства (учитывая современный уровень знаний) улучшают здоровье в обычных практических условиях. Обстоятельства, которые определяют различие между обычными условиями оказания помощи и контролируемыми клиническими испытаниями, включают сопутствующие заболевания пациентов, вследствие чего невозможно точно предсказать, будет ли пациент придерживаться схемы лечения, а также различия в практике представителей медицинских услуг.

Оценка качества - определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам, ожиданиям и потребностям отдельных пациентов и групп населения.

Обеспечение качества - виды деятельности и программы, имеющие целью удовлетворять имеющиеся или предполагаемые ожидания и потребности отдельных пациентов и групп населения с эффективным использованием ограниченных ресурсов.

Улучшение качества - достижение или процесс достижения нового уровня качества медицинской помощи, который превосходит предыдущие уровни качества.

Индикатор качества - показатель, который применяется для оценки качества медицинской помощи. Индикаторы качества: доля случаев повторной госпитализации, доля врачей и ЛПУ, выполняющих клинические руководства, рейтинги удовлетворенности пациентов медицинской помощью.

Управление качеством - часть функций управления в целом, которые определяют и осуществляют политику в области качества. Управление основано на оценке потребностей и степени их удовлетворенности.

Основанием для предъявления претензий и принятия управленческих решений является такое действие или бездействие медработника, которое способствовало или могло способствовать:

- увеличению риска прогрессирования исходного заболевания;

- возникновению нового патологического процесса;

- неоптимальному использованию ресурсов медицины;

- неудовлетворенности пациента от взаимодействия с системой медицинской помощи.

Система качества - сочетание ресурсов, организационной структуры и методик, которые необходимы для достижения качества.

Стандартизация лечебно - диагностического процесса - определение контрольных, реально достигнутых результатов оказания медицинских услуг стационарной и медицинской помощи по подразделениям.

Основанием для предъявления претензий и принятия правленческих решений является такое действие или бездействие медработника, которое способствовало или могло способствовать:

- увеличению риска прогрессирования исходного заболевания;

- возникновению нового патологического процесса;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»