Недействующий

ЗАКОН

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

от 17 июля 2001 года N 15-1438

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" НА 2002 - 2006 ГОДЫ


(с изм., внесенными Законами Красноярского края
от 29.03.2002 N 2-144, от 20.12.2002 N 5-771,
от 25.12.2003 N 9-1655, от 24.12.2004 N 13-2854)

 Статья 1.


Утвердить краевую целевую программу "Медицинские кадры системы здравоохранения Красноярского края" на 2002 - 2006 годы согласно приложению.

 Статья 2.


Настоящий Закон вступает в действие с 1 января 2002 года.

Губернатор
Красноярского края
А.И.ЛЕБЕДЬ





Приложение
к Закону Красноярского края
от 17 июля 2001 года N 15-1438

ПАСПОРТ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" НА 2002 - 2006 ГОДЫ


Наименование    краевая целевая   программа   "Медицинские   кадры
программы       системы  здравоохранения  Красноярского  края"  на
                2002 - 2006 годы

Основание для   постановление администрации Красноярского края  от
разработки      23.04.2001   N  271-п  "Об   утверждении   перечня
программы       краевых целевых программ"

Государственный администрация Красноярского края
заказчик
программы

Основные        управление здравоохранения           администрации
разработчики    Красноярского  края,  Красноярская государственная
программы       медицинская  академия,  совет  директоров  средних
                медицинских       образовательных       учреждений
                Красноярского края,  комитет профсоюза  работников
                здравоохранения  Красноярского  края,  коллегия по
                здравоохранению "Союз красноярцев"

Цель программы  обеспечение высококвалифицированными  медицинскими
                кадрами в соответствии с потребностями медицинских
                учреждений, формирование благоприятных условий для
                занятости медицинских работников, развитие системы
                подготовки   и   профессиональной   переподготовки
                специалистов   с   высшим  и  средним  медицинским
                образованием приоритетно для сельских  и  северных
                территорий края

Задачи          создание в  крае  системы  подготовки  медицинских
программы       кадров на основе целевой контрактной подготовки;
                создание и  техническое  оснащение  системы  учета
                кадрового потенциала для обеспечения  занятости  и
                рационального      трудоустройства     медицинских
                работников;
                развитие и  улучшение  материально  -  технической
                базы     средних    медицинских    образовательных
                учреждений;
                обеспечение непрерывного   обучения    медицинских
                кадров   и  организация  выездных  форм  повышения
                квалификации медицинских работников;
                обеспечение мер,   направленных    на    улучшение
                социально - бытовых условий медицинских работников

Сроки           2002 - 2006 годы
реализации
программы

Основные        выделение субвенций на финансирование расходов  по
мероприятия     целевой  контрактной подготовке медицинских кадров
программы       для сельских и северных районов края;
                выделение денежных    средств     на     повышение
                квалификации  медицинских  кадров и преподавателей
                средних медицинских образовательных учреждений;
                выделение денежных   средств   на    создание    и
                техническое      оснащение      системы     учета,
                прогнозирования и мониторинга медицинских кадров;
                укрепление и поддержка материально  -  технической
                базы     средних    медицинских    образовательных
                учреждений;
                выделение денежных средств на  капитальный  ремонт
                средних медицинских образовательных учреждений;
                выделение субвенций     на     строительство     и
                приобретение жилья для работников здравоохранения;
                выделение денежных      средств     на     выплату
                единовременных  денежных  компенсаций  в  связи  с
                получением   травмы  или  заражения  инфекционными
                заболеваниями;
                выделение денежных    средств    на     проведение
                профессиональных   конкурсов   и   праздника   Дня
                медицинского работника

Исполнители     управление здравоохранения   администрации   края,
основных        медицинские       образовательные       учреждения
мероприятий     Красноярского   края,  учреждения  здравоохранения
программы       края

Объемы и        объемы финансирования  за  счет  средств  краевого

источники       бюджета составляют:
финансирования
программы       всего по программе на 2002 - 2006 годы
                385721,00 тыс. руб.

                в т.ч.:
                2002 г.,  2003 г.,  2004 г.,  2005 г.,  2006 г.,

                93097,00  81234,00  77639,00  66509,00  67242,00
                тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.

Главные         Главное финансовое     управление    администрации
распорядители   Красноярского  края,  управление   здравоохранения
                администрации Красноярского края

Ожидаемые       обеспечение учреждений здравоохранения краевого  и
конечные        муниципального  подчинения медицинскими кадрами не
результаты      ниже среднего показателя обеспеченности: врачами -
программы       41,0 и средними медицинскими работниками - 95,0 на
                10 тыс. населения;
                обеспечение потребности   медицинских   кадров   в
                повышении профессионального уровня,  подготовке  и
                переподготовке не реже 1 раза в 5 лет;
                материально - техническое обеспечение и  оснащение
                учреждений  среднего  медицинского  образования на
                уровне установленных нормативов;
                привлечение специалистов   с   высшим   и  средним
                медицинским образованием для работы в  учреждениях
                здравоохранения    краевого    и    муниципального
                подчинения (сельских и северных территориях  края)
                посредством  улучшения социально - бытовых условий
                медицинских кадров (обеспечение жильем);
                выплаты единовременных  денежных  компенсаций  при
                получении  травмы  или   заражении   инфекционными
                заболеваниями   для   восстановления   здоровья  и
                реабилитации;
                решение основных социально - экономических проблем
                и  повышение  общественного  статуса   медицинских
                работников

Контроль над    комитет по взаимодействию  с  органами  социальной
исполнением     сферы администрации края
мероприятий
программы

Раздел I. ОБОСНОВАНИЕ ОБЩЕКРАЕВОЙ ПРОБЛЕМЫ, АНАЛИЗ ЕЕ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ


Основанием для разработки программы является критическая ситуация с обеспечением медицинскими кадрами системы здравоохранения края.

Анализ заболеваемости населения края, демографическая ситуация требуют принятия действенных мер к формированию кадровой политики в крае, так как медицинские кадры - наиболее значимая часть ресурсов здравоохранения, определяющая эффективность деятельности как отдельных структурных подразделений медицинских учреждений, так и всей системы в целом.

На начало 2001 года состояние кадрового потенциала в крае выглядит следующим образом: в учреждениях здравоохранения краевого и муниципального подчинения работают 9285 врачей (78,1% от территориального показателя - 11891 врач) и 23323 средних медицинских работника (86,7% от территориального показателя - 26886 средних медицинских работников).

Дефицит медицинских кадров в лечебно - профилактических учреждениях края: 5043 врача и 10036 средних медицинских работников. Серьезность сложившейся ситуации по обеспечению медицинскими кадрами состоит в том, что 51% приходится на долю дефицита врачебных кадров и 28% - на долю дефицита средних медицинских работников в учреждениях здравоохранения отдаленных городов и районов края.

Средний показатель обеспеченности в учреждениях здравоохранения (без учета ведомственной системы здравоохранения) составляет: врачами - 39,0 на 10 тысяч населения, средними медицинскими работниками - 88,8 на 10 тысяч населения (для сравнения показатель обеспеченности врачами: С-Петербург - 67,5; Томская область - 53,7; Омская область - 50,0 на 10 тысяч населения).

Средний показатель обеспеченности на 10 тысяч сельского населения врачами - 12,8 и средними медицинскими работниками - 58,1.

Укомплектованность врачами составляет 70,2%, средними медицинскими работниками - 72,8%, 4 территории имеют укомплектованность врачебными кадрами 50% и ниже (Боготольский - 48,2%, Партизанский - 50,0%, Тасеевский - 34,4%, Тюхтетский - 41,6%), 15 территорий - в пределах 50 - 60%. Врачами не укомплектовано 5 (5,2%) участковых больниц из 95 в 4 районах края и 30 (28,8%) врачебных амбулаторий из 104 в 15 районах края, средними медицинскими работниками не укомплектовано 75 ФАПов из 1076 в 24 районах края. На сегодняшний день существует сложность в укомплектовании врачебных должностей основных (базовых) специальностей. Так, например, в 9 районах работают по 1 врачу - хирургу, в 6 районах - по 1 акушеру - гинекологу при минимальной потребности не менее 2-х специалистов по основной (базовой) специальности. По-прежнему не представляется возможным укомплектовать врачебные должности ряда узких специальностей: в 12 районах отсутствуют врачи - фтизиатры и врачи - психиатры, в 29 районах - врачи - наркологи, в 13 районах - врачи - офтальмологи, в 19 районах - врачи - дерматовенерологи, в 18 районах - врачи - инфекционисты и т.д. Из-за отсутствия специалистов должности занимаются по совместительству (совмещению) врачами других специальностей, большая часть из которых не повышали профессиональный уровень длительное время или вообще не имеет подготовки по совмещаемой специальности. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 года N 610, повышение профессионального уровня специалистов с высшим и средним медицинским образованием должно обеспечиваться не реже одного раза в пять лет. В Красноярском крае система дополнительного профессионального образования специалистов отрасли, предназначенная для повышения квалификации и профессиональной переподготовки медицинских кадров, не в полной мере решает стоящие перед ней задачи. Это связано с недостаточным уровнем ассигнований, ухудшением материально - технической базы образовательных медицинских учреждений края. Количество специалистов, не прошедших повышение квалификации в течение последних 5 лет, составляет: врачей - 736 (7,1%), средних медицинских работников - 3615 (15,4%). Основной формой подготовки специалистов, особенно сельских и северных территорий, позволяющей решить существующую проблему повышения квалификации медицинских кадров и уменьшить расходы бюджетных средств (проезд к месту обучения), могут стать выездные бюджетные циклы повышения квалификации с привлечением преподавателей Красноярской государственной медицинской академии и центральных учебных заведений последипломного образования.

Рынок труда в здравоохранении характеризуется интенсивным движением кадров. Остается по-прежнему большая текучесть кадров в медицинских учреждениях края. В среднем за один год выбывают из учреждений здравоохранения краевого и муниципального подчинения около 12 тысяч работающих, в том числе 792 врача и 1806 средних медицинских работников. Сменяемость состава работающих в учреждениях здравоохранения за 2000 г.: врачебных кадров - 8,5%, средних медицинских работников - 7,7%.

Количество лиц, достигших в течение года пенсионного возраста, значительно превышает число увольняющихся пенсионеров. Это приводит к постепенному накоплению среди работающих доли пожилых врачей и как результат - "старение" кадров. Доля специалистов пенсионного возраста среди врачей 14,6%, средних медицинских работников 12,7%. Эта негативная тенденция особенно выражена в специализированных службах: фтизиатрия, психиатрия, рентгенология, дермато - венерология, онкология, офтальмология. Отмена существовавшей системы государственного распределения выпускников высших и средних образовательных учреждений, отсутствие экономической заинтересованности, неудовлетворенность социально - бытовыми условиями привели к проблеме пополнения учреждений здравоохранения медицинскими кадрами категории "молодые специалисты", особенно сельских и северных территорий. Доля ежегодного пополнения учреждений здравоохранения выпускниками медицинских учебных заведений невелика и составляет около 290 врачей (2,1%) и около 670 средних медицинских работников (2,2%), как минимум ежегодно должно прибывать в медицинские учреждения края не менее 360 врачей (3,8%) и 850 средних медицинских работников (3,6%). Для содействия в подготовке медицинских кадров краевой целевой программой предусматривается через систему подготовки специалистов на основе целевой контрактной подготовки обучить в Красноярской государственной медицинской академии 40 человек и 80 человек - в средних медицинских образовательных учреждениях края за счет средств краевого бюджета для сельских и северных территорий края.

Важнейшая роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых медицинских услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико - социальной помощи отводится специалистам со средним медицинским образованием. Соотношение количества врачей к средним медицинским работникам 1 : 2,2 является диспропорцией в кадровой структуре. Недостаточное количество средних медицинских работников, основной функцией которых является квалифицированное и в полном объеме выполнение назначенного лечения, неблагоприятно влияет на процесс выздоровления больных.

Решение проблемы доведения соотношения врач - средний медицинский работник 1 : 3,0 возможно при увеличении количества приема абитуриентов в средние медицинские образовательные учреждения (в том числе на основе целевой контрактной подготовки). Уровень профессионализма выпускников во многом зависит от уровня обеспеченности средних медицинских учебных заведений современными средствами обучения, литературой, оргтехникой, уровня организации практики студентов, условий обучения (в краевых средних медицинских образовательных учреждениях и общежитиях в течение 10 лет не производился капитальный ремонт). В связи с чем в мероприятиях программы планируется приобретение необходимого медицинского оборудования и аппаратуры для средних медицинских образовательных учреждений, приобретение оргтехники для оснащения компьютерных классов, приобретение необходимого программного обеспечения и финансирование капитального ремонта учебных корпусов и общежитии.

К числу наиболее актуальных проблем, позволяющих обеспечить учреждения здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами, относится обеспечение специалистов жильем.

В учреждениях здравоохранения работают 64198 человек. Нуждаются в получении и улучшении жилья 8829 человек (7,3%), из них 1829 врачей (5,1%) и 3835 средних медицинских работников (6%). В настоящее время проживают в общежитиях - 2617 чел., на частных квартирах - 978, в неблагоустроенных квартирах - 1673 чел. Учитывая тот факт, что здравоохранение не ведет собственного жилищного строительства и не имеет возможности участия в долевом строительстве, 50% очередников на получение или улучшение жилищных условий стоят на очереди более 10 лет. Решение в ходе реализации краевой целевой программы проблемы обеспечения жильем медицинских работников будет являться стимулом для специалистов с высшим и средним медицинским образованием к работе в учреждениях здравоохранения краевого и муниципального подчинения и уменьшит отток высококвалифицированных специалистов в частную систему здравоохранения.

Высокая степень травматизма при осуществлении профессиональной деятельности (130 случаев за последний год, высокий риск заболеваемости инфекционными заболеваниями при исполнении профессионального долга (туберкулез - 13 случаев за последний год, вирусный гепатит и пр.) требует повышенного внимания к пострадавшим медицинским работникам. В этих случаях мероприятиями краевой целевой программы предлагается производить единовременные денежные компенсационные выплаты медицинским работникам, получившим профессиональные заболевания.

Назрела потребность в проведении краевых конкурсов профессионального мастерства, как совершенствования профессионального уровня, стремления развивать и внедрять новые методы лечения, что позволит улучшить качество оказания медицинской помощи населению края. Проведение профессионального праздника Дня медицинского работника является моральным стимулом, повышает общественную значимость медицинских работников.

Раздел II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цель краевой целевой программы - обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами в соответствии с потребностями медицинских учреждений, формирование благоприятных условий для занятости медицинских работников, развитие системы подготовки и профессиональной переподготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием приоритетно для сельских и северных территорий края.

Программа предусматривает решение следующих задач:

обеспечение учреждений здравоохранения медицинскими кадрами в соответствии потребностями;

подготовка специалистов для учреждений здравоохранения края на основе целевой контрактной подготовки;

создание и техническое оснащение системы учета, прогнозирования и мониторинга использования кадрового потенциала здравоохранения края;

повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки и переподготовки;

содействие развитию высших и средних медицинских образовательных учреждений края;

укрепление и поддержка материально - технической базы средних медицинских образовательных учреждений;

улучшение социально - бытовых условий медицинских работников;

проведение краевых конкурсов профессионального мастерства и профессионального праздника с целью морального стимулирования труда медицинских работников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»