Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2013 года N 364

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА, КУРОРТОВ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 апреля 2019 года, на основании Постановления Правительства КЧР от 31.01.2019 N 34.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.06.2014 N 197, от 28.04.2015 N 108, от 17.06.2015 N 167, от 06.04.2016 N 77, от 20.12.2016 N 338, от 09.02.2017 N 22, от 14.03.2017 N 64, от 12.09.2017 N 240, от 19.12.2017 N 356, от 31.01.2018 N 26, от 31.05.2018 N 151)


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2013 N 61 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Карачаево-Черкесской Республики" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:

1. Утвердить государственную программу "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы" согласно приложению.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016 N 338)

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего финансово-экономические вопросы.

Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
М.Я.КАРДАНОВ



Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 31.10.2013 N 364

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА, КУРОРТОВ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.05.2018 N 151)

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА, КУРОРТОВ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

Наименование Программы

"Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа)

Подпрограммы Программы

Подпрограмма 1 "Развитие туризма на 2016 - 2020 годы".
Подпрограмма 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы".
Подпрограмма 3 "Содействие занятости молодежи и молодежному предпринимательству в Карачаево-Черкесской Республике на 2016 - 2020 годы".
Подпрограмма 4 "Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Карачаево-Черкесской Республике на 2016 - 2020 годы".
Подпрограмма 5 "Финансовое обеспечение условий реализации Программы".
Подпрограмма 6 "Развитие социального предпринимательства, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2016 - 2020 годы"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство)

Соисполнители Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство промышленности и торговли Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию)

Цели Программы

Формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения;
создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества в Карачаево-Черкесской Республике для дальнейшей молодежной политики и патриотического воспитания граждан в республике;
поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем;
достижение и поддержка продуктивной занятости молодежи;
популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, создание предпринимательской среды

Задачи Программы

Обеспечение деятельности Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики как ответственного исполнителя (государственного заказчика) Программы;
правовое и аналитическое сопровождение реализации Программы;
обеспечение эффективного управления кадровыми ресурсами в сфере реализации Программы;
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;
развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей;
реконструкция существующих и создание новых туристских объектов;
рекламно-информационное, имиджевое продвижение Карачаево-Черкесской Республики как субъекта, благоприятного для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
повышение качества туристских и сопутствующих услуг;
обеспечение условий для личной безопасности туристов;
поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений и организаций, иных некоммерческих организаций, деятельность которых осуществляется в сфере молодежной политики;
поддержка социально значимых молодежных проектов, инициатив, программ в области досуга, занятости, здоровья, спорта, общественной жизни;
поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем;
информационное обеспечение работы с детьми и молодежью;
популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, создание предпринимательской среды

Основные целевые индикаторы и показатели Программы

Объем платных туристических услуг населению и услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;
Внутренний туристический поток;
численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях;
инвестиции в сферу туризма в рамках реализации Программы;
доля туризма во внутреннем валовом продукте Карачаево-Черкесской Республики;
въезд иностранных граждан в Карачаево-Черкесскую Республику;
количество коллективных средств размещения (в том числе экономического класса (категории 1 <*> - 3 <*>);
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета (софинансирования на конкурсной основе), республиканского бюджета и (или) местных бюджетов;
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета (софинансирования на конкурсной основе), республиканского бюджета и (или) местных бюджетов в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств на приобретение жилья в общем количестве свидетельств на приобретение жилья, выданных молодым семьям;
количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами молодежного предпринимательства, получившими государственную поддержку;
количество субъектов малого предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченными в реализацию мероприятий;
количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение, направленное на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий;
количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий;
количество проведенных социально значимых мероприятий, акций, проектов, реализованных партнерскими некоммерческими объединениями в течение года, на территории Карачаево-Черкесской Республики;
количество проведенных мероприятий, направленных на творческое развитие, эстетическое воспитание, физическое развитие детей, молодежи, формирование здорового образа жизни, патриотического воспитания граждан и профилактику асоциального поведения в молодежной среде;
количество ОССУ в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
количество участников каникулярного отдыха детей и подростков;
количество трудоустроенной безработной молодежи

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2016 - 2020 годах

Объем бюджетных ассигнований Программы

Объем бюджетных ассигнований Программы составляет 5881328,43 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета (определяется на основе конкурсного отбора, по согласованию) составляет 5184665,75 тыс. рублей, в том числе по годам:
2016 год - 173849,20 тыс. рублей
2017 год - 594628,52 тыс. рублей
2018 год - 946404,20 тыс. рублей
2019 год - 2070050,00 тыс. рублей
2020 год - 1399733,80 тыс. рублей
за счет средств республиканского бюджета составляет 696662,68 тыс. рублей, в том числе по годам:
2016 год - 42259,87 тыс. рублей
2017 год - 149999,90 тыс. рублей
2018 год - 160931,99 тыс. рублей
2019 год - 255512,92 тыс. рублей
2020 год - 87958,00 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Увеличение числа прибывающих в Карачаево-Черкесскую Республику иностранных и российских туристов к концу реализации Программы более чем в два раза по отношению к 2016 году;
увеличение номерного фонда средств размещения туристов за годы реализации Программы в полтора раза по отношению к 2016 году;
увеличение платных услуг субъектов туриндустрии населению к концу реализации Программы более чем в полтора раза по отношению к 2016 году;
создание дополнительных рабочих мест в сфере обслуживания туристской инфраструктуры и смежных отраслях не менее чем для 12 тыс. человек;
увеличение количества молодых семей, получивших социальную выплату на улучшение жилищных условий до 700 семей;
увеличение количества органов молодежного самоуправления в учреждениях высшего, среднего специального, начального профессионального образования с 15 до 25;
рост количества субъектов малого предпринимательства и рост числа вновь созданных рабочих мест


 1. Характеристика сферы реализации Программы


К характеристикам сферы реализации государственной программы "Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики на 2016 - 2020 годы" относятся сфера взаимодействия производителей и потребителей туристских услуг, а также эффективная государственная молодежная политика.

Туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона, способствует эффективному использованию богатейшего природного и культурно-исторического наследия, которое влияет на формирование более высокого культурного уровня, оздоровление и отдых населения региона, но также использование туристского потенциала определяет экономическое развитие региона, содействует решению проблемы занятости в регионе.

Сегодня Карачаево-Черкесская Республика является одним из перспективных промышленно-сельскохозяйственных регионов Российской Федерации, обладает выгодным географическим положением, развитой транспортной инфраструктурой.

Бурно развивающаяся туристская отрасль является на сегодняшний день одной из основных составляющих региональной экономики Карачаево-Черкесской Республики.

Карачаево-Черкесия имеет следующие туристско-рекреационные ресурсы:

лечебно-оздоровительные местности и курорты: курорт Теберда, курорт Домбай, курорт Архыз;

природные ресурсы: зарегистрировано около 200 пещер размером не менее 4 метров, 10 из них отнесены к памятникам природы, сотни водопадов, более 400 озер, большое количество ботанических и ландшафтных памятников природы;

минеральные источники республики: известно более 400 минеральных источников, большинство из них обладают целебными свойствами, многие из них находятся в транспортной доступности;

научно-производственные ресурсы: Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук - САО РАН;

культурно-исторические ресурсы: Адиюхское городище, Шоанинский храм, Сентинский храм, Нижне-Архызское городище;

ресурсы спортивного и экстремального туризма: горный, альпинизм, водный, пешеходный, путешествие на горных велосипедах, конный, горнолыжный, heli-ski, парапланеризм, бэккантри, ски-тур, рафтинг, джипинг, снегоходный спорт, скалолазание.

Туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристских услуг.

Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, то есть отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, возможность занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях. Туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, которая рассматривается как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны.

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. Молодежь обладает широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам.

Разработка данной Программы обусловлена необходимостью формирования условий для поддержки, самореализации и гражданского становления более 130 тысяч молодых жителей Карачаево-Черкесской Республики, что составляет около 30% от общего количества населения Карачаево-Черкесской Республики, которые в будущем определят перспективы развития Карачаево-Черкесской Республики.


1.1. Анализ текущего состояния сферы реализации Программы


Карачаево-Черкесская Республика по праву считается одним из старейших регионов России по развитию. Официальная статистика говорит о том, что развитие туризма на территории Карачаево-Черкесской Республики начинается с 1923 года. В туристском отношении этот красивейший горный край представляет исключительный интерес.

Удобное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, обилие природных туристических ресурсов, густая населенность предгорий и гостеприимство местного населения делают Карачаево-Черкесию регионом, одним из наиболее интересных для посещения туристами.

В Карачаево-Черкесской Республике сотни прекрасных, неповторимых мест. Одно не похоже на другое. Заповедные уголки позволят увидеть все красоты и чудеса, которые навсегда запомнятся своей самобытностью.

Удивительной красоты пейзажи, поражающие своей грацией и величественностью, горные массивы вкупе с завораживающей тишиной и полезными свойствами горного воздуха.

В республике имеется изобилие водных ресурсов: множество горных водопадов, около 200 высокогорных озер, среди которых - озеро Хурла-Кель, которое называют патриархом среди озер, по мнению исследователей, ему не менее 10 - 15 тыс. лет и самое большое озеро - Голубое, Уллу-Муруджинское. Протекают 172 реки. Крупнейшие из них: Кубань, Учкулан, Уллу-Кам, Теберда, Аксаут, Маруха, Большой и Малый Зеленчук, Кяфар, Уруп, Большая Лаба. В республике имеется Кубанское водохранилище. Действующая в республике система Большого Ставропольского канала, является источником водоснабжения для Ставропольского края.

В больших запасах - лечебные минеральные воды, присутствуют множество термальных источников.

Уникальные возможности Карачаево-Черкесской Республики способствовали созданию широкой сети туристских комплексов, гостиниц, баз отдыха, пансионатов, альплагерей, бюро путешествий и экскурсий, канатных дорог и предприятий общественного питания.

В Карачаево-Черкесии находится один из самых популярных и известных горнолыжных курортов - Домбай. Курортный поселок, расположенный в самом центре Тебердинского государственного биосферного заповедника. С середины ноября до начала мая на трассах лежит устойчивый снежный покров, и это самое лучшее время в году для активного зимнего туризма. Рельефы здесь разнообразны, поэтому для туристов предлагаются горнолыжные трассы на любой вкус и уровень подготовки.

Самая высокая посещаемость летом - у курорта Архыз, поэтому в теплое время года гостиницы и базы отдыха Архыза наиболее заполнены, кроме того пребывает большое количество самодеятельных туристов.

На склонах Архыза также можно попробовать свои силы в горнолыжном спорте.

В районе Архыза, можно совершить горные походы от первой до четвертой категории сложности.

В последние годы в республике также развивается конный туризм, рафтинг, велосипедный, культурно-познавательный и другие виды активного отдыха и туризма.

В список достопримечательностей, которые можно посетить в туристических маршрутах, включены такие уникальные уголки природы, как Теберда, Домбай, Архыз, Аксаут, Лаба, Мара, также Чучхурские водопады, ущелье Аманауз, река София, Турье озеро, Алибекский ледник и многие другие.

В лечебно-питьевом и бальнеологическом отношениях воды Карачаево-Черкесии во всем мире заслуженно считаются одними из наиболее ценных и дефицитных, они обладают очень высокими концентрациями свободной углекислоты.

Правительством республики ведется активная работа по развитию эффективной и конкурентоспособной туристской индустрии.

Большие перспективы на территории республики имеет развитие курортного дела, так как природно-климатические условия ее, при многообразии и высоком качестве минеральных вод, по-настоящему уникальны.

На территории Малокарачаевского муниципального района реализуется инвестиционный проект "Создание туристско-рекреационного кластера "Эко-курорт Кавминводы", Карачаево-Черкесская Республика", в состав которого включены субкластер "Медовые водопады" и субкластер "Русская поляна".

В последние годы в республике отмечается устойчивая тенденция роста количества отдыхающих. Количество туристов, посетивших республику, в 2015 году составило 900 тыс. человек, в 2016 году - 1000 тыс. человек. По прогнозам в 2017 году ожидается увеличение внутреннего туристического потока более чем на 15%. Ежегодно за счет реконструкции и строительства объектов туристской инфраструктуры увеличивается общее количество объектов коллективного размещения.

В республике имеется мощная курортная база, которая может одновременно принять свыше 8 тыс. человек.

Трудоустройство молодежи является одной из первостепенных проблем. Ситуация на молодежном рынке труда не отражается в полной мере статистикой. Молодежь реже, чем люди других возрастов регистрируется на бирже труда, поэтому служба занятости регистрирует лишь часть спроса и предложения рабочей силы. При высоком общеобразовательном цензе молодых людей возможность реализации полученных знаний на практике невелика. Доля участников программ по профессиональной ориентации и трудоустройству от общего количества молодежи в Карачаево-Черкесской Республике составляет 4%.

Несоответствие предлагаемых образовательных услуг рыночному спросу и низкая самостоятельная активность на рынке труда молодежи, не имеющей специального образования, ведут к увеличению доли молодых людей среди граждан, не имеющих работы.

Происходит деформация рынка труда, искажение трудовой мотивации молодежи. Падает престижность социально значимых профессий. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена, перераспределения товаров и услуг.

Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.

Как правило, большая часть молодых семей не может получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения жилищного кредита или займа, в том числе ипотечного, они не могут оплатить первоначальный взнос при его получении. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита или займа, в том числе ипотечного.

Требуют решения вопросы информационного, кадрового и методического обеспечения реализации государственной молодежной политики. Остается низким уровень информированности молодых граждан о своих правах, возможностях обучения, трудоустройства, организации досуга. Необходимо обеспечить подготовку квалифицированных кадров для муниципальных органов по делам молодежи, молодежных служб, общественных организаций.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что принимаемые меры все еще не соответствуют масштабам перемен, происходящим в обществе. Одной из основных проблем по реализации государственной молодежной политики на республиканском уровне является неустойчивое и слабое финансирование всей отрасли "Молодежная политика".

Политика по отношению к молодежи в Карачаево-Черкесской Республике формируется на уровне республиканских органов власти. Именно республиканские органы исполнительной власти обладают ресурсами для проведения данной программы, направленной на решение проблем молодежи.


1.2. Основные направления решения проблем


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 N 1485-р и Стратегией социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.08.2014 N 239, определены следующие основные направления решения вышеназванных проблем:

создание современной туристической инфраструктуры;

улучшение имиджа и организация активного продвижения туристического потенциала;

повышение транспортной доступности перспективных туристических центров;

обеспечение высокого уровня безопасности для туристов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»