Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 9. Классификация должностей гражданской службы

1. Частью 1 комментируемой статьи устанавливается классификация должностей государственной гражданской службы. Классификация должностей гражданской службы представлена двумя срезами - делением на категории и на группы. Общая цель классификации должностей государственной гражданской службы заключается в упорядочении основных элементов (должности, взаимосвязи) должностной структуры государственного органа, различающихся по сложности управленческого труда, целям и задачам, предметной области.

Необходимость иерархической дифференциации должностей гражданской службы продиктована разделением труда, разделением компетенции органа государственного управления, выраженной в закреплении функциональных обязанностей по той или иной должности гражданской службы.

Дифференциация должностей гражданской службы на категории характеризует деление труда государственных служащих по содержанию, роли и месту в иерархии управленческих функций. Так, например, должности категории "руководители" четко ориентированы на стратегический уровень управления. Лица, замещающее должности категории "руководители", призваны выполнять пять основных функций - стратегическую (планирование), администраторскую (организация), коммуникативно-регулирующую; мотивационную; контролирующую. Стратегическая функция заключается в планировании и формировании общей концепции деятельности организации (цели, задачи, направлений деятельности). Администрирование руководителя заключается в организации деятельности своих подчиненных - распределение обязанностей, организация трудового процесса, организация рабочего времени, принятие решений о наложении дисциплинарных взысканий и т.д. Коммуникативно-регулирующая функция руководителя нацелена на создание в организации эффективной системы коммуникации, а также благоприятного психологического климата межличностных взаимоотношений. Функция мотивации включает в себя мероприятия, осуществляемые руководителем и направленные на подчинение деятельности сотрудников целям и задачам организации. Функция контроля предполагает определенные действия руководителя, направленные на оценку деятельности подчиненных. Безусловно, что кроме общих функций лица, замещающие должности категории "руководители" выполняют целый ряд функций, обусловленных спецификой деятельности государственного органа.

Деление должностей государственной гражданской службы на группы представляет собой иерархическую дифференциацию должностей, обусловленную спецификой выполняемых обязанностей, сложностью и степенью ответственности по той или иной должности. Дифференциация должностей гражданской службы на группы определяет разные квалификационные требования к замещению должностей. Чем больше объем полномочий, а соответственно и ответственности, чем выше должность государственной гражданской службы располагается в иерархии должностей, тем больший объем квалификационных требований (знания, навыки и умения) предъявляется к ее замещению.

Установленная классификация распространяется как на федеральных гражданских служащих, так и на гражданских служащих субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ обязательно руководствоваться установленной классификацией для разработки реестров должностей гражданской службы субъектов РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностей гражданской службы. Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории:

- руководители;

- помощники (советники);

- специалисты;

- обеспечивающие специалисты.

К должностям руководителей согласно определению, данному комментируемой статьей, (см. п.1 ч.2) относятся:

- должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений;

- должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

- должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

Распространенной является ситуация, когда должность руководителя государственного органа не включена в систему должностей государственной гражданской службы. Например, должности федеральных министров, должность Генерального прокурора РФ, должность Председатель Счетной палаты РФ и другие не являются должностями государственной гражданской службы, а лица их замещающие по статусу государственным служащими.

При разработке реестров должностей гражданской службы субъекты РФ обязаны руководствоваться наименованиями, группами и категориями должностей федеральной государственной гражданской службы, содержащихся в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.

При разработке реестров должностей гражданской службы у некоторых субъектов Российской Федерации возникли определенные трудности с отнесением должностей к категории "руководители" (см., например, определение Верховного Суда РФ от 12 октября 2011 года N 64-Г11-31).

Должности руководителей замещаются на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

Пунктом 2 ч.2 комментируемой статьи определено, что должности "помощников (советников)" учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности и лицам, замещающим должности категории "руководители" государственной гражданской службы. Особенностью категории "помощники (советники)" является то, что срок их замещения ограничены сроком полномочий должностных лиц, замещающих государственные должности или должности категории "руководители" и с ними заключается срочный служебный контракт. К должностям помощников (советников) например, относятся: помощник Президента РФ, помощник Председателя Государственной Думы, помощник федерального министра, помощник Руководителя Администрации Президента РФ, помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ по работе в Совете Федерации Федерального Собрания РФ и другие. Перечень должностей категории "помощники (советники)" федеральных органов государственной власти утвержден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574, перечни должностей категории "помощники (советники)" субъектов РФ утверждены законодательством субъекта РФ.

Профессиональная служебная деятельность лиц, замещающих должности категории "помощники (советники)", прежде всего связана с обеспечением исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности и должности государственной службы категории "руководители" и может включать в себя:

- информационно-аналитическая деятельность, участие в подготовке проектов решений государственных органов;

- участие в подготовке и проведении официальных мероприятий (приемов, визитов, поездок);

- выполнение поручений лица, деятельность которого обеспечивается.

В судебной практике встречаются примеры оспаривания отнесения определенных должностей к категории "помощники (советники)" (см., например, определение Верховного Суда РФ от 10 февраля 2011 года N КАС11-16). Должности помощников (советников) замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Пунктом 3 ч.2 комментируемой статьи определен организационно-правовой статус должностей категории "специалисты". По численному составу категория "специалисты" является самой многочисленной, основная цель учреждения которой заключается в профессиональном обеспечении выполнения государственными органами установленных задач и функций. К данной категории могут быть отнесены должности начальника отдела в департаменте, ведущего консультанта, консультанта главного специалиста эксперта и другие. Перечень должностей категории "специалисты" установлен Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574. Перечень должностей категории "специалисты" гражданской службы субъектов РФ учреждены реестрами, утвержденными законодательством субъектов РФ.

Должности специалистов замещаются без ограничения срока полномочий.

Пунктом 4 ч.2 комментируемой статьи определен организационно-правовой статус должностей категории "обеспечивающие специалисты".

Должности категории "обеспечивающие специалисты" учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Перечень должностей категории "обеспечивающие специалисты" федеральной государственной гражданской службы учрежден Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574. Перечень должностей категории "обеспечивающие специалисты" гражданской службы субъектов РФ учреждены реестрами, утвержденными законодательством субъектов РФ.