Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Данная статья определяет в самом общем виде сферу (предмет) регулирования комментируемого Закона. Во-первых, это отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением. Во-вторых, это отношения, связанные с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ. В целом, это довольно широкий круг общественных отношений, связанных с практическим осуществлением государственной гражданской службы в государственных органах.

Входящие в предмет регулирования комментируемого Закона отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, обусловлены осуществлением гражданами Российской Федерации конституционного права на равный доступ к государственной гражданской службе (ч.4 ст.32 Конституции РФ). В комментируемом Законе эти отношения регулируются ст.21 и 22. Порядку прохождения государственной службы посвящены нормы ст.23-32 комментируемого Закона, а вопросы прекращения государственной гражданской службы регулируются ст.33-41 Закона.

Общественные отношения, связанные с поступлением на государственную службу, ее практическим осуществлением и прекращением профессиональной служебной деятельности гражданскими служащими, достаточно сложны и разнообразны. Это, в частности, такие как: поступление и оформление на службу, заключение трудового договора (контракта); прохождение гражданской службы и ее документирование; перемещение по службе (переводы); выполнение гражданскими служащими должностных обязанностей и реализация предоставленных им прав; присвоение гражданским служащим классных чинов; прохождение гражданскими служащими профессиональной подготовки, стажировок, повышение квалификации; проведение аттестации гражданскими служащими; досудебное урегулирование служебных разногласий и споров в административном порядке; прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы и др.

Не менее разнообразны отношения, связанные с установлением и реализацией правового положения (статуса) гражданского служащего, возникают в связи с: реализацией прав и обязанностей гражданского служащего; соблюдением ограничений и запретов, связанных с гражданской службой; выполнением требований к служебному поведению гражданского служащего; урегулированием конфликта интересов при исполнении гражданским служащим должностных обязанностей; предоставлением гарантий и компенсаций гражданским служащим; установлением оснований и реализацией мер юридической ответственности; предоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и т.д.

Нормы Закона, определяющие общие условия поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения, а также определяющие основы правового статуса государственного гражданского служащего, распространяются как на федерального гражданского служащего, так и на гражданского служащего субъекта РФ. Поэтому они находят свое развитие и конкретизацию в региональных законах и иных нормативных актах о государственной гражданской службе субъектов РФ. Но при этом важно иметь в виду, что принимая соответствующие законы и иные нормативные акты о государственной гражданской службе, субъекты РФ обязаны обеспечить законодательное воплощение и практическую реализацию норм Закона в отношении: - основных прав и обязанностей государственных гражданских служащих, ограничений и запретов, связанных с гражданской службой; - требований к служебному поведению гражданского служащего; порядка урегулирования конфликта интересов на гражданской службе; - представления сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. Фактически предмет регулирования настоящего Закона шире, чем это обозначено в комментируемой статье. Как отмечено в преамбуле, комментируемым Законом устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Такие отношения неизбежно связаны не только с государственными гражданскими служащими, но и иными государственными органами и должностными лицами, от которых непосредственно зависит: установление юридического статуса должностей гражданской службы; подразделение их на категории и группы; включение должностей гражданской службы в реестр должностей федерального или регионального уровней; установление квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы; установление классных чинов гражданских служащих; определение условий и порядка проведения квалификационных экзаменов и аттестации гражданских служащих; ведение личных дел гражданских служащих; проведение кадровой политики и формирование кадрового состава гражданской службы; организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение гражданской службы; осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о гражданской службе и др.

Комментируемый Закон расширил предмет регулирования гражданской службы по сравнению с Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Комментируемый Закон (в отличие от старого) содержит ряд принципиально новых правовых норм, в нем определены более широкие требования к служебному поведению гражданских служащих, предусмотрена возможность установления оплаты труда отдельных категорий служащих в зависимости от показателей эффективности их служебной деятельности, установлена периодичность (один раз в три года) профессиональной переподготовки, а также порядок формирования кадрового резерва и работы с ним, введены механизмы урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и др.