• Текст документа
  • Статус


Проект


УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии
от "____" ________ 2016 года N _____



Настоящий документ устанавливает назначение, принципы, структуру и правила Национальной Системы сертификации (далее - Система). Система действует в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации, к объектам регулирования которых относится оценка (подтверждение) соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг, систем менеджмента.

Настоящий документ предназначен для проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия третьей стороной.

Настоящий документ разработан с учетом положений ГОСТ Р ИСО/МЭК 17007-2011 "Оценка соответствия. Методические указания по разработке нормативных документов, предназначенных для применения при оценке соответствия".

I. Общие положения

1.1 Оценка (подтверждение) соответствия в Системе направлена на достижение следующих целей:

удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов документам по стандартизации, условиям договоров;

создания условий для маркирования продукции, работ, услуг, соответствующих национальному стандарту, и (или) эксплуатационной или иной документации, прилагаемой к такой продукции, работам, услугам, знаком национальной системы стандартизации;

содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международных рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров на территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

1.2 Оценка (подтверждение) соответствия в Системе осуществляется на основе следующих принципов:

доступности информации о порядке осуществления оценки (подтверждения) соответствия заинтересованным лицам;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении оценки (подтверждения) соответствия.

1.3 Проведение оценки (подтверждения) соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг обеспечивается на территории Российской Федерации путем формирования в Системе сети назначенных в установленном порядке органов по оценке соответствия (органов по сертификации, органов инспекции и испытательных лабораторий (центров)).

1.4 Объектами оценки (подтверждения) соответствия в Системе могут быть продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы, услуги, любые виды систем менеджмента, предлагаемые заявителем и входящие в область аккредитации назначенных органов по оценке соответствия.

1.5 Нормативную базу оценки (подтверждения) соответствия составляют нормативные правовые документы Российской Федерации, нормативные документы Российской Федерации, правовые документы Евразийского экономического союза, документы по стандартизации, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другая документация на продукцию, работы, услуги, предложенная заявителем.

1.6 В Системе предусматриваются единые правила оценки (подтверждения) соответствия отечественной и импортной продукции.

1.7 Координация деятельности участников Системы осуществляется посредством координационного механизма, который включает взаимодействие координационных комитетов Системы, в деятельности которого принимают участие федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные организации, признающие и выполняющие правила Системы, в том числе назначенные органы по оценке соответствия, производители, импортеры, а также потребители продукции.

1.8 Система может осуществлять взаимодействие с международными, региональными и национальными системами оценки (подтверждения) соответствия других стран по вопросам оценки (подтверждения) соответствия.

1.9 Система включает в качестве подсистем системы сертификации однородной продукции, работ, услуг, систем менеджмента (далее - схемы сертификации), в которых осуществляется сертификация определенной продукции, работы, услуги с учетом специфики ее проектирования, производства и использования, а также с учетом требований международных, региональных и национальных систем оценки (подтверждения) соответствия и соглашений, участником которых является Российская Федерация.

1.10 Объективность и достоверность оценки (подтверждения) соответствия обеспечивается аккредитацией органов по оценке соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, с последующим назначением их на проведение работ в Системе в порядке, установленном руководящими документами Системы.

1.11 Система имеет собственные формы сертификатов и знаки соответствия, утверждаемые руководящими документами Системы.

Требования к знакам соответствия устанавливаются руководящими документами Системы в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17030-2007 "Общие требования к знакам соответствия при оценке, проводимой третьей стороной".

Требования к знаку соответствия Системы, применяемого для информирования потребителя и других заинтересованных сторон о соответствии продукции, работы, услуги национальному стандарту, устанавливаются приказом Росстандарта от 23 июня 2016 года N 795 "Об утверждении изображения и описания знака национальной системы стандартизации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июля 2016 года, регистрационный N 42739).

1.12 Информация о продукции, работах, услугах, маркированной знаком национальной системы стандартизации, размещается в свободном доступе на официальном сайте Росстандарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме соответствующего реестра.

II. Структура Системы и функции ее участников

2.1 Организационную структуру Системы образуют:

владелец Системы (Росстандарт);

владельцы схем сертификации;

оператор Системы (управляющий орган Системы);

руководящий комитет;

комитет оценок;

координационные комитеты;

технические комитеты по стандартизации;

назначенные органы по оценке соответствия (органы по сертификации, органы инспекции, испытательные лаборатории/центры);

эксперты, осуществляющие выполнение работ по проведению оценивания органов по оценке соответствия в целях их последующего назначения;

комиссия по апелляциям.

2.2 Владелец системы (Росстандарт) выполняет следующие функции:

формирует и утверждает состав руководящего комитета, координационных комитетов, комитета оценок;

определяет оператора Системы;

утверждает схемы сертификации в Системе;

утверждает правила проведения сертификации в схемах сертификации;

утверждает требования к органам по оценке соответствия, претендующим на получение статуса назначенных;

утверждает порядок назначения органов по оценке соответствия для целей проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе;

утверждает правила проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе;

утверждает порядок взаимодействия Системы с международными организациями;

утверждает порядок проведения внеплановых проверок назначенных органов по оценке соответствия;

утверждает требования к компетентности экспертов, осуществляющих выполнение работ по проведению оценивания органов по оценке соответствия в целях их последующего назначения, а также порядок оценки компетентности таких экспертов;

утверждает формы сертификатов, знаков соответствия и правила их применения;

утверждает формат и правила ведения реестров Системы;

утверждает положение о Комиссии по апелляциям;

утверждает иные руководящие и организационно-методические документы Системы.

2.3 Владелец схемы несет ответственность за разработку и поддержание в работоспособном состоянии схемы сертификации.

2.4 Оператор Системы осуществляет функции администрирования и организации основных процедур, действующих в Системе:

формирует сеть назначенных органов по оценке соответствия, ведет мониторинг их деятельности и учет путем ведения соответствующего реестра;

принимает участие в руководящем комитете Системы;

разрабатывает (в том числе с привлечением аутсорсинга) схемы сертификации в соответствии со своей сферой компетентности;

проводит оценку адекватности схем сертификации и постоянный мониторинг с целью выявления потребности в их актуализации;

разрабатывает требования к экспертам, осуществляющим выполнение работ по проведению оценивания органов по оценке соответствия в целях их последующего назначения, проводит мониторинг их деятельности и учет путем ведения реестра;

разрабатывает требования к органам по оценке соответствия, претендующим на получение статуса назначенных;

разрабатывает порядок назначения органов по оценке соответствия;

разрабатывает правила проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе;

разрабатывает правила проведения сертификации в схемах сертификации;

рассматривает заявки на проведение назначения органов по оценке соответствия, проводит проверку выполнения требований к органам по оценке соответствия для получения статуса назначенных;

ведет реестр продукции, работ, услуг, маркированных знаком национальной Системы стандартизации;

ведет реестр испытательных лабораторий (центров), осуществляющих выполнение работ в Системе;

ведет реестр выданных сертификатов соответствия;

разрабатывает формат и правила ведения реестров Системы;

организует координацию участников Системы;

разрабатывает и актуализирует иные руководящие и организационно-методические документы Системы;

разрабатывает формы сертификатов, знаков соответствия и правила их применения;

разрабатывает порядок взаимодействия Системы с международными организациями;

взаимодействует с соответствующими органами других стран и международными органами по вопросам оценки (подтверждения) соответствия.

2.5 Руководящий комитет принимает все решения, связанные с назначением органов по оценке соответствия. В состав руководящего комитета могут быть включены представители Росстандарта, национального органа по аккредитации (Росаккредитации), оператора Системы, профильных федеральных органов исполнительной власти при условии, что при проведении назначения органов по оценке соответствия каждое решение принимается компетентными лицами, отличными от тех, которые проводили оценку.

Руководящий комитет выполняет следующие функции:

принимает решение о назначении органов по оценке соответствия в соответствии с порядком, утверждаемым Росстандартом;

принимает решение об отзыве назначения органов по оценке соответствия на основании результатов мониторинга их деятельности и внеплановых проверок;

утверждает решения координационных комитетов.

2.6 Комитет оценок включает представителей Росстандарта, владельцев схем, оператора Системы, а также может включать представителей Росаккредитации, представителей промышленности (производителей продукции, исполнителей работ, услуг, владеющих наиболее передовыми практиками производства и оценки соответствия продукции, работ, услуг).

Комитет оценок выполняет следующие функции:

проводит оценивание (аттестацию) экспертов, осуществляющих выполнение работ по проведению оценивания органов по оценке соответствия в целях их последующего назначения;

участвует в проведении взаимных (паритетных) оценок назначенных органов по оценке соответствия (при необходимости).

2.7 В целях координации работ участников Системы, а также для подготовки предложений, касающихся функционирования Системы, совершенствования деятельности ее участников, нормативно-методического обеспечения формируются координационные комитеты, которые через координационный механизм Системы осуществляют взаимодействие друг с другом и другими участниками Системы.

Координационные комитеты осуществляют:

выработку единых подходов при оценке (подтверждении) соответствия, проводимой участниками Системы;

методическую помощь участникам схем сертификации;

разработку единых методов испытаний (программ испытаний) по отдельным видам продукции.

2.8 Технические комитеты по стандартизации в соответствии с их областью технической компетентности (отраслевой спецификой) принимают участие в разработке и актуализации схем сертификации по запросу Росстандарта. В состав таких технических комитетов могут быть включены представители назначенных органов по оценке соответствия, владеющих наилучшими практиками оценки соответствия, представители промышленности (производители продукции, владеющие наиболее передовыми практиками производства и оценки соответствия продукции), потребителей продукции (союзы и общества защиты прав потребителей).

2.9 Организации, претендующие на участие в Системе в качестве органов по оценке соответствия, назначаются в порядке, установленном руководящими документами Системы.

Право на проведение работ в Системе имеют назначенные органы по оценке соответствия, включенные оператором Системы в соответствующий реестр.

Функции, выполняемые органами по оценке соответствия, включенными в соответствующий реестр, определяются правилами проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе, утверждаемые Росстандартом.

2.10 Эксперты, осуществляющие выполнение работ по проведению оценивания органов по оценке соответствия в целях их последующего назначения, оценивают адекватность процедур оценки (подтверждения) соответствия, разработанных в органе по оценке соответствия в развитие документов Системы, а также уровень владения схемами сертификации в рамках оценки компетентности персонала органа по оценке соответствия.

Эксперты должны быть оценены Комитетом оценок и входить в состав экспертной группы при проведении аккредитации в национальной системе аккредитации (подтверждения компетентности аккредитованных лиц) органов по оценке соответствия, претендующих на право проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе.

2.11 Для рассмотрения жалоб участников Системы, связанных с деятельностью назначенных органов по оценке соответствия, экспертов и заявителей формируется комиссия по апелляциям, действующая в соответствии с положением, утверждаемым Росстандартом.

III. Основные требования к органам по оценке соответствия для получения статуса назначенных органов

3.1 В целях получения статуса назначенных органы по оценке соответствия должны соответствовать требованиям, установленным в пунктах 3.2-3.6 настоящего положения.

3.2 Органы по оценке соответствия должны быть учреждены в соответствии с законодательством Российской Федерации и иметь статус юридического лица.

3.3 Органы по оценке соответствия должны быть аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. В состав утвержденной экспертной группы для проведения аккредитации в национальной системе аккредитации (подтверждения компетентности аккредитованных лиц) органов по оценке соответствия, претендующих на право проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе должны быть включены эксперты, отвечающие установленным в Системе требованиям, оцененные Комитетом оценок и включенные оператором Системы в соответствующий реестр.

3.4 Органы по оценке соответствия и их персонал должны соответствовать установленным в Системе требованиям и осуществлять деятельность по оценке соответствия, демонстрируя наивысшую степень профессиональной добросовестности и необходимой технической компетентности в определённой области, а также свободу от всякого рода давления и поощрения, в частности, финансового характера, которое может повлиять на их выводы или результаты их деятельности по оценке соответствия, особенно со стороны лиц или групп лиц, заинтересованных в результатах этой деятельности.

3.5 Персонал органа по оценке соответствия должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, полученной в ходе осуществления работ по оценке (подтверждению) соответствия, за исключением раскрытия такой информации компетентным органам.

3.6 Органы по сертификации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг".

Испытательные лаборатории (центры) должны соответствовать требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".

Органы инспекции должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции".

Органы по сертификации систем менеджмента, проводящие аудит и сертификацию систем менеджмента, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента".

3.7 Назначенные органы по оценке соответствия должны:

участвовать в деятельности по стандартизации или обеспечивать информированность своего персонала, проводящего оценку (подтверждение) соответствия, о деятельности в области стандартизации;

участвовать в деятельности координационных комитетов Системы или обеспечивать информированность своего персонала, проводящего оценку (подтверждение) соответствия, о деятельности координационных комитетов Системы;

применять при осуществлении деятельности по оценке (подтверждению) соответствия решения и документы, разработанные координационными комитетами и утвержденные руководящим комитетом Системы.

IV. Назначение органов по оценке соответствия

4.1 Назначение органов по оценке соответствия для работы в Системе проводится в соответствии с порядком назначения органов по оценке соответствия для целей проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе, утверждаемым Росстандартом, и является допуском к проведению работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе.

Процедура назначения не заменяет собой аккредитацию, проводимую в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

4.2 С целью получения статуса назначенного орган по оценке соответствия подает заявку на проведение его назначения в национальный орган по аккредитации одновременно при подаче заявки для аккредитации органа по оценке соответствия (подтверждения компетентности аккредитованных лиц).

К заявке прилагается описание деятельности по оценке соответствия, одной или нескольких схем сертификации, одного или нескольких видов продукции, в отношении которой орган заявляет свою компетентность, а также аттестат аккредитации (при наличии), выданный в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и подтверждающий, что орган по оценке соответствия соответствует требованиям, установленным в пунктах 3.2-3.6 настоящего положения.

4.3 Назначение органов по оценке соответствия для целей проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе по определенным схемам сертификации осуществляет руководящий комитет.

Решение о назначении органа по оценке соответствия принимается по результатам принятия решения об аккредитации (подтверждении компетентности) аккредитованного лица национальным органом по аккредитации.

В случае принятия национальным органом по аккредитации решения об отказе в аккредитации руководящим комитетом не может быть проведено назначение органа по оценке соответствия для целей проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в Системе.

В случае принятия национальным органом по аккредитации решения об аккредитации органа по оценке соответствия оператор Системы рассматривает заявку на проведение назначения органа по оценке соответствия и документарные свидетельства соответствия органа по оценке соответствия установленным требованиям, проводит проверку выполнения требований к органам по оценке соответствия для получения статуса назначенных и готовит предложения о возможности назначения органа по оценке соответствия в руководящий комитет для принятия им решения о назначении.

4.4 Руководящий комитет принимает решение о назначении органа по оценке соответствия или мотивированное решение об отказе.

В случае положительного решения о назначении оператор Системы вносит назначенный орган по оценке соответствия в соответствующий реестр.

4.5 Оператор Системы проводит постоянный мониторинг деятельности назначенных органов по оценке соответствия, который может осуществляться в форме: документарной проверки, выездной проверки (при необходимости).

V. Принципы разработки и управления схемами сертификации в Системе

5.1 Оценка (подтверждение) соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг, систем менеджмента в рамках Системы проводится по соответствующим схемам сертификации, представляющим собой правила, процедуры и менеджмент, используемые для выполнения оценки соответствия, определенных объектов оценки соответствия, к которым применяются одни и те же заданные требования, определенные правила и процедуры. Информация о схемах сертификации, применяемых в Системе, является конфиденциальной и раскрывается назначенным органам по оценке соответствия на основании подписания положения о конфиденциальности.

Схемы сертификации в Системе разрабатываются на основе типовых схем, утверждаемых документами Системы и представляющих собой перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям, и оценочных блоков, утверждаемых документами Системы и включающих формы и принципы оценки соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

Для определенных видов продукции, работ, услуг применяемые типовые схемы и оценочные блоки устанавливаются в определенных схемах сертификации.

Органы по оценке соответствия, претендующие на назначение для работы в Системе, вправе использовать установленные оценочные блоки для разработки собственных схем, дальнейшая оценка адекватности которых может служить основанием к их назначению.

5.2 Управление схемами сертификации

Разработка схем сертификации в зависимости от вида продукции осуществляется с привлечением технических комитетов по стандартизации.

После утверждения проекта схемы сертификации документы передаются оператору Системы, который проводит оценку ее адекватности.

При отрицательном решении по результатам оценки адекватности проекта схемы документы подлежат доработке и обновлению.

При положительном решении об адекватности представленного проекта схемы оператор Системы направляет схему на утверждение в Росстандарт.

Регистрация схемы и последующий мониторинг в части ее актуализации осуществляется оператором Системы.

В случае выявления необходимости актуализации применяемой схемы оператор Системы готовит свое заключение и передает его в Росстандарт с целью последующей организации работ по ее актуализации с привлечением технических комитетов по стандартизации.

Приложение. Документы, которые должны быть разработаны в развитие Положения о национальной системе сертификации

Приложение


1. Положение о формах сертификатов, знаках соответствия и правила их применения в национальной системе сертификации.

2. Положение о порядке формирования и ведения реестра продукции, работ, услуг, маркированных знаком национальной системы стандартизации.

3. Требования к компетентности экспертов, осуществляющих выполнение работ по проведению оценивания органов по оценке соответствия в национальной системе сертификации.

4. Порядок оценки компетентности экспертов, осуществляющих выполнение работ по проведению оценивания органов по оценке соответствия в национальной системе сертификации.

5. Положение о порядке формирования и ведения реестра экспертов, осуществляющих выполнение работ по проведению оценивания органов по оценке соответствия в целях назначения.

6. Требования к органам по оценке соответствия, претендующим на назначение для проведения работ в национальной системе сертификации.

7. Положение о порядке формирования и ведения реестра органов по оценке соответствия, назначенных для работы в национальной системе сертификации.

8. Правила проведения сертификации в схемах сертификации.

9. Порядок назначения органов по оценке соответствия для целей проведения работ по оценке (подтверждению) соответствия в национальной системе сертификации.

10. Правила проведения сертификации в национальной системе сертификации.

11. Порядок взаимодействия национальной системы сертификации с международными организациями.

12. Порядок проведения внеплановых проверок назначенных органов по оценке соответствия.

13. Положение о комиссии по апелляциям.

Пояснительная записка к проекту Положения о национальной системе сертификации



С проблемой поставок некачественной, не соответствующей установленным требованиям, а подчас и фальсифицированной продукции российскому потребителю сегодня приходится сталкиваться ежедневно, и печальное "лидерство" в области оборота фальсифицированной, контрафактной и некондиционной продукции среди непродовольственных товаров занимают строительные материалы, топливо, товары для детей, продукция лёгкой промышленности и комплектующие изделия для продукции высокотехнологичных отраслей промышленности.

Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации возникает существенная потребность в обеспечении надлежащего уровня качества продукции, подтвержденного достоверными результатами испытаний, а также своевременного доведения такой информации до конечного потребителя.

Сегодня действующим законодательством о стандартизации в Российской Федерации уже предусмотрена возможность нанесения знака на продукцию как подтверждение соответствия национальным стандартам (далее - Знак), а также ведение на сайте Росстандарта реестра такой продукции. Указание Знака должно быть допустимо только при фактически проведенных испытаниях. Применение производителями Знака должно гарантировать соответствие продукции требованиям национальных стандартов. Приказом Росстандарта от 23 июня 2016 года N 795 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 июля 2016 года N 42739) утверждено изображение и описание Знака национальной системы стандартизации.

Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в настоящий момент ведется работа по государственной регистрации приказа Минпромторга России от 21 марта 2016 года N 755 "Об утверждении Порядка применения Знака национальной системы стандартизации", положениями которого предусмотрено, что право на маркирование продукции Знаком предоставляется при условии подтверждения соответствия продукции национальным стандартам в национальной системе сертификации, создаваемой Росстандартом в обеспечение реализации статьи 31 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".

В этой связи, а также принимая во внимание приказ Минпромторга России от 22 сентября 2016 года N 3358 о признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 17 марта 1998 года N 11 и от 22 апреля 2002 года N 30 и приказа Ростехрегулирования от 12 мая 2009 года N 1721 (зарегистрированного Минюстом России 11 ноября 2016 года N 44308), Росстандартом по результатам проведенного публичного обсуждения 19 октября 2016 года в пресс-центре МИА "Россия сегодня" по теме реформирования национальной системы сертификации, Росстандартом подготовлено "Положение о национальной системе сертификации".

Публичное обсуждение "Положения о национальной системе сертификации" запланировано на сайте Росстандарта с 21 ноября 2016 года по 20 декабря 2016 года. По результатам полученных замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения будет осуществлена доработка вышеуказанного документа.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Росстандарта
www.gost.ru
по состоянию на 23.11.2016

Положение о национальной системе сертификации

Название документа: Положение о национальной системе сертификации

Вид документа: Проект приказа Росстандарта

Принявший орган: Росстандарт

Опубликован: Официальный сайт Росстандарта www.gost.ru по состоянию на 23.11.2016
Дата принятия: 23 ноября 2016

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах