МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

I. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах

1. Налоговая нагрузка


При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.

Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.

Конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары. В свою очередь, структурная компонента налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при средней за несколько лет внешнеэкономической конъюнктуре и характеризует уровень нагрузки на реальный сектор экономики.

Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового внутреннего продукта) не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах (в других отраслях) можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий.

С учетом приведенных обстоятельств анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.

В Таблице 1 приведено соотношение величины доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2008-2014 годах (2014 год - предварительные данные) и валового внутреннего продукта (далее - ВВП).

Представленные в Таблице 1 данные демонстрируют, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) в долях ВВП снизились по сравнению с 2008 годом, однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 34,4%-35% ВВП).

Таблица 1

     
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2008-2014 годах (% к ВВП)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы всего

39,17

35,04

34,62

37,26

37,69

36,93

36,93

Налоговые доходы и платежи

36,04

30,88

31,12

34,50

34,97

34,11

34,42

в том числе

Налог на прибыль организаций

6,09

3,26

3,83

4,06

3,79

3,13

3,33

Налог на доходы физических лиц

4,04

4,29

3,87

3,57

3,64

3,78

3,78

Налог на добавленную стоимость

5,17

5,28

5,40

5,81

5,70

5,35

5,52

Акцизы

0,85

0,89

1,02

1,16

1,35

1,53

1,50

Таможенные пошлины

8,51

6,52

6,74

8,25

8,20

7,51

7,74

Налог на добычу полезных ископаемых

4,14

2,72

3,04

3,65

3,96

3,89

4,07

Единый социальный налог и страховые взносы

5,52

5,93

5,35

6,30

6,60

7,09

6,66

Прочие налоги и сборы*

1,73

1,99

1,88

1,71

1,74

1,84

1,82

 ________________

* Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.


Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы бюджета расширенного правительства - Казначейство России.

При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России традиционно выделяют нефтегазовые доходы - налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2). По мнению Правительства Российской Федерации, в состав таких доходов в аналитических целях следует также добавить доходы от акцизов на нефтепродукты.

Из представленной Таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП.

Таблица 2

     

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2008-2014 годах (% к ВВП)


2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Налоговые доходы и платежи

36,04

30,88

31,12

34,50

34,97

34,11

34,42

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

11,17

8,19

8,64

10,75

11,16

10,66

11,11

из них:

НДПИ на нефть

3,81

2,41

2,74

3,30

3,43

3,31

3,45

НДПИ на газ

0,24

0,21

0,20

0,25

0,43

0,49

0,52

Акцизы на нефтепродукты

0,34

0,38

0,37

0,51

0,59

0,63

0,54

Вывозные таможенные пошлины на нефть

4,32

3,10

3,61

4,17

4,00

3,53

3,67

Вывозные таможенные пошлины на газ

1,19

1,12

0,42

0,69

0,70

0,72

0,68

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

1,27

0,98

1,30

1,67

1,82

1,82

2,09

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)

0,00

0,00

0,00

0,16

0,19

0,16

0,15

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

24,87

22,69

22,48

23,75

23,81

23,45

23,31


Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы бюджета расширенного правительства - Казначейство России.


Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов (Таблица 3). При этом в 2014 году налоговые доходы от нефтегазового сектора, определяемые указанным выше способом, составили 11,11% ВВП, от других видов деятельности - 23,31% ВВП.

Таблица 3

     
Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор и влияние на доходы бюджетов расширенного правительства в 2008-2014 годах (% к ВВП)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Налоговые доходы и платежи

36,04

30,88

31,12

34,50

34,97

34,11

34,42

налоговые доходы по виду деятельности к ВВП всего

Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях

12,00

8,69

9,22

11,17

11,41

10,97

11,66

Остальные виды деятельности

24,04

22,19

21,90

23,33

23,56

23,15

22,75

налоговые доходы по виду деятельности к ВВП по виду деятельности

Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях

88,95

75,21

75,43

78,89

76,84

77,09

81,46

Остальные виды деятельности

27,78

25,09

24,95

27,18

27,68

26,98

26,74

________________

Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор рассчитана как отношение всех налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН), уплаченных организациями, осуществляющими деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа, и предоставление услуг в этих областях, к ВВП.

Налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль к ВВП по виду экономической деятельности рассчитана как отношение налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН) к ВВП по виду экономической деятельности (сумма валовой добавленной стоимости и чистых налогов на продукты).


Источники данных: ВВП по видам экономической деятельности - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы по видам экономической деятельности - ФНС России.


Что касается уровня налоговой нагрузки по другим видам налогов, определяемый как доля соответствующих налоговых доходов в ВВП, то стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался применительно к налогу на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень доходов составил 3,85% ВВП, при этом по итогам 2014 года несколько снизился до 3,78% ВВП.

Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался в отношении налога на добавленную стоимость: в 2008 году - 5,17% ВВП и в 2014 году - 5,52% ВВП.

Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 2,76 процентных пункта ВВП) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,09% ВВП до 3,33% ВВП. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2008 и 2009 годов, что обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года, а также принятыми в 2008-2009 годах антикризисными мерами налоговой политики.

Более чем в 1,8 раза увеличился размер доходов бюджетной системы от акцизного налогообложения (с 0,85% ВВП в 2008 году до 1,50% ВВП в 2014 году). Это связано, в первую очередь, с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции.

В период 2012-2014 годов индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, осуществлялась темпами, существенно превышающими индекс инфляции, а также темпы роста ставок акцизов на другие подакцизные товары (за исключением табачной продукции и нефтепродуктов) (Таблица 4).

Таблица 4

     

Ставки акцизов на алкогольную продукцию с 2008 по 2017 годы

2008

2009

2010

2011

01.01.12

01.07.12

2013

2014

2015

2016

2017

Алкогольная продукция крепостью свыше 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции)

173

191

210

231

254

300

400

500

500

500

523

Темп роста, раз

1,07

1,10

1,10

1,10

1,10

1,18

1,33

1,25

1,00

1,00

1,05

Алкогольная продукция крепостью менее 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции)

110

121

158

190

230

270

320

400

400

400

418

Темп роста, раз

0,68

1,10

1,31

1,20

1,21

1,17

1,19

1,25

1,00

1,00

1,05

Вина натуральные (руб. за 1 литр)

2,4

2,6

3,5

5

6

7

8

8

9

10

Темп роста, раз

1,09

1,08

1,35

1,43

1,20

1,17

1,14

1,00

1,13

1,11

Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие (руб. за 1 литр)

0,5

0,5

4

8

22

24

25

31

37

39

Темп роста, раз

1,00

1,00

8,00

2,00

2,75

1,09

1,04

1,24

1,19

1,05

Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6% включительно, (руб. за 1 литр)

2,74

3

9

10

12

15

18

18

20

21

Темп роста, раз

1,32

1,09

3,00

1,11

1,20

1,25

1,20

1,00

1,11

1,05

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»