Российский бухгалтер,
N 7, 2016 год
Ольга Заботина,
эксперт журнала
В предыдущем номере
мы уже рассматривали особенности проведения выездной налоговой
проверки, ее цель. В данной статье мы рассмотрим основные критерии,
по которым организация может подпасть под выездную налоговую
проверку. Этими критериями могут руководствоваться как финансовые
органы, так и налогоплательщики.
Ответ на вопрос, по
какому критерию организация подпадает под выездную налоговую
проверку, в Налоговом кодексе РФ
не предусмотрен. Однако, Приказом ФНС
России от 30 мая 2007 года N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция
системы планирования выездных налоговых проверок (далее -
Концепция). Цель данной Концепции:
-
создание единой системы планирования выездных налоговых
проверок;
-
повышение налоговой дисциплины и грамотности
налогоплательщиков;
-
совершенствование организации работы налоговых органов при
реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской
Федерации;
-
обеспечение роста доходов государства за счет увеличения числа
налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих
налоговые обязательства;
-
сокращение количества налогоплательщиков, функционирующих в
"теневом" секторе экономики;
-
информирование налогоплательщиков об основных критериях отбора для
проведения выездных налоговых проверок.
Планирование выездных
налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе
налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по
критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе
общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок
являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых
органов.
В
целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для
проведения выездных налоговых проверок Концепция
определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и
всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые
органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее
основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений.
Таким образом, в Концепции
планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с
формированием и развитием у налогоплательщиков правильного
понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в
недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения
законов.
Как указано в Разделе
3 Концепции, для проведения выездных налоговых проверок
необходимо произвести обоснованный выбор объектов, который
невозможен без проведения анализа. Анализ проводится на основании
информации, поступающей от внешних и внутренних источников.
К
информации из внутренних источников относится информация о
налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в
процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую
службу.
К
информации из внешних источников относится информация о
налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с
действующим законодательством или на основании соглашений по обмену
информацией с контролирующими и правоохранительными органами,
органами государственной власти и местного самоуправления, а также
иная информация, в том числе общедоступная.
Таким образом, анализ
финансово-экономических показателей их деятельности содержит
несколько уровней, в том числе:
-
анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который
позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы
начислений налоговых платежей;
-
анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый
по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и
своевременностью перечисления налоговых платежей;
-
анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности
налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения
показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода
от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения
от среднестатистических показателей отчетности аналогичных
хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также
выявить противоречия между сведениями, содержащимися в
представленных документах, и (или) несоответствие информации,
которой располагает налоговый орган;
-
анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой
базы.
В
случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки
налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных
налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц
проверяемого налогоплательщика.
При осуществлении
планирования подлежат анализу все существенные аспекты как
отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для
включения в план выездных налоговых проверок являются те
налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются
сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах
минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного
анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика
свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Что касается
налогоплательщика, то он самостоятельно может определить риск
попадания под выездную налоговую проверку. Критерии самостоятельной
оценки рисков приведены в Разделе
4 Концепции. Общедоступными критериями самостоятельной оценки
рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в
процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых
проверок, могут являться:
1. Налоговая нагрузка
у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по
хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической
деятельности).
Расчет налоговой нагрузки
начиная с 2006 года по основным видам экономической деятельности
приведен в приложении
N 3