• Текст документа
  • Статус
  • Примечания
Оглавление
Поиск в тексте

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ (редакция от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"

Основные понятия, используемые в законе о контрольно-кассовой технике

     
     Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа", содержатся в статье 1.1 Закона.
     
     К наиболее важным понятиям, которые встречаются в законе, относятся следующие.
     
     

Таблица

     
Наиболее важные понятия

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ


     Следует обратить внимание, что компания или индивидуальный предприниматель - продавец поименованы в законе в качестве пользователя контрольно-кассовой техники. Также важно обратить внимание на изменения в терминологии, которые произошли с 2016 года. Так, в законе появились новые понятия. Причиной внесения новых понятий является необходимость совершенствования расчетов с использованием контрольно-кассовой техники и передача данных в налоговый орган.
     
     К наиболее важным понятиям, которые встречаются в законе, относятся следующие.
     
     

Таблица

     
Новые понятия, используемые в законодательстве

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ

    
     
      Таким образом, понятно, что законом предусматривается:
     
     - расширение электронного документооборота;
     
     - использование новых автоматических устройств для расчетов;
     
     - создание баз фискальных данных;
     
     - осуществление взаимодействия с федеральными органами через специальный информационный ресурс, именуемый "кабинет контрольно-кассовой техники".
     
     Предполагается также улучшение защиты контрольно-кассовой техники за счет применения ключа фискального признака, мастер-ключа.
     
     Вводятся и новые реестры, так помимо реестра контрольно-кассовой техники будет действовать реестр фискальных накопителей, реестр экспертных организаций.
     
     Появится возможность проверки чеков с помощью проверки фискального признака, то есть с помощью использования шифровального средства защиты. Такое средство необходимо для проверки чеков, во избежание фальсификаций. При этом следует различать фискальный признак оператора, фискальный признак документа, фискальный признак подтверждения.
     
     Ряд новых терминов, понятий и правовых реалий должны облегчить работу налогоплательщиков, в частности, введение электронного кабинета контрольно-кассовой техники предусматривает сокращение времени на регистрацию ККТ и взаимодействие с налоговым органом.
     
     Вместе с тем, для продавца - пользователя потребуются дополнительные действия, в частности, приобретение новой контрольно-кассовой техники или доработка старых моделей, заключение договоров с оператором фискальных данных. Теперь обработку фискальных данных будет осуществлять специализированный оператор, передающий эти данные в налоговый орган.
     
     

Применение контрольно-кассовой техники

     
     Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением отдельных случаев, установленных в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
     
     

Таблица

     
Случаи, когда контрольно-кассовая техника не применяется

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ

          
     
     К технически сложным товарам, которые могут продаваться без применения контрольно-кассовой техники, относятся товары, внесенные в соответствующий перечень сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.05.2016) "Об утверждении перечня технически сложных товаров").
     
     Приведем перечень подобных товаров:
     

     1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
     

     2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
     

     3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
     

     4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
     

     5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
     

     6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
     

     7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
     

     8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
     

     9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
     

     10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
     

     11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
     

     12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой
     

     13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями
     
     Изменения в отношении применения ККТ

     
     В соответствии Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 вводится требование об использовании кассовых аппаратов с онлайн передачей данных в налоговый орган.
     
     Исключения!

     
     Исключения также будут составлять отдельные виды деятельности, а также отдаленные населенные пункты.
     
     С 2017 года до 2018 года возможно будет не применять контрольно-кассовую технику в следующих случаях:
     
     - при оказании услуг населению с выдачей бланка строгой отчетности;
     
     - при розничной торговле, по которой уплачивается ЕНВД.
     
     До 1 июля 2018 года ЕНВД (использование продлено до 1 января 2021 года) и Патент не обязаны применять ККТ. Организации, применяющие УСН, обязаны применять ККТ и сейчас. Но для малого бизнеса (ЕНВД, Патент, УСН) разрешено использовать ККТ без учета номенклатуры продаваемых товаров, в отличие от предприятий с обычной системой налогообложения (до 01.02.2021).
     
     Кроме того, в отдаленных от сетей связи местностях, указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. То есть возможно применять ранее применяемую технику без онлайн передачи данных.
     
     Обратите внимание!
     
     За невыдачу бланка строгой отчетности плательщиками ЕНВД или патента без соответствующего требования покупателя ответственность не предусмотрена.
     
     В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А48-1677/2015 суд не согласился с мнением налоговой о том, что при применении ЕНВД выдача бланков строгой отчетности обязательна в любом случае. Суд отклонил указанный довод, разъяснив, что исходя из положения п.2.1 ст.2 ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", а также диспозиции ч.2 ст.14.5 КоАП РФ нарушением указанных норм может быть признана невыдача подтверждающего прием денежных средств документа только при условии соответствующего требования покупателя (клиента), а равно неприменение контрольно-кассовой техники, сопровождающееся невыдачей по требованию покупателя подтверждающего прием денежных средств документа. Как при этом отметил суд, в рассматриваемом случае в протоколе об административном правонарушении отсутствовали данные о том, что клиент обращался к работникам общества с требованием выдать кассовый чек или иной документ, подтверждавший прием денежных средств, и об отказе работников общества в удовлетворении указанной просьбы.
     
     Таким образом, компании и предприниматели, не имеющие обязанности применять кассовую технику, бланки строгой отчетности выдают только по просьбе покупателя.
     
     

Права покупателей при использовании контрольно-кассовой техники

     
     Договор розничной купли-продажи считается заключенным в соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса РФ с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека. Следовательно, именно чек свидетельствует о заключении договора купли-продажи.
     
     Чек, выдаваемый продавцом, позволяет защитить права покупателей:
     
     - вернуть некачественный товар;
     
     - заменить товар;
     
     - вернуть денежные средства за товар ненадлежащего качества.
     
     Права потребителя вытекают из пункта 1 статьи 18 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей", потребитель имеет право:
     
     потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
     
     потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
     
     потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
     
     потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
     
     отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
     
     Согласно частям 1 и 3 ст.503 ГК РФ, а также пункту 1 ст.18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе требовать расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченной покупателем суммы, покупатель также вправе потребовать возмещения убытков в полном объеме.
     
     И основным документом, на основании которого покупатель может реализовать свои права, является чек или бланк строгой отчетности в случаях, когда выдача чека не обязательна.
     
     Право на получение чека предусмотрено законодательно. Пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме (статья 1.2 федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
     
     Кроме этого с 2016 года у покупателя появилось право на получение чека в электронной форме. Пользователь вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа).
     
     Соответственно, покупатель на сайте в Интернете может проверить, действительно ли был выдан данный чек. Это нововведение должно обезопасить покупателя от ситуаций, когда их права не соблюдаются, например, право на возврат некачественного товара.
     
     Кроме того, теперь чек, направленный по электронной почте, будет действовать наравне с отпечатанным ККТ. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности. Это нововведение достаточно важно для покупателей, которые часто совершают покупки в Интернет-магазинах.
     
     Если продавец находится в труднодоступном месте или не должен применять кассовую технику, то он выдает бланк строгой отчетности. Для того, чтобы продавец выдал соответствующий бланк, его необходимо попросить об этом, а вот отказ в выдаче бланка будет неправомерным.
     
     

Требования к реестру контрольно-кассовой техники и реестру фискальных накопителей

     
     Требования к реестру ККТ содержатся в статье 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа". В соответствии с изменениями, внесенными в 2016 году, также введен реестр фискальных накопителей.
     
     Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.
     
     Государственный реестр контрольно-кассовой техники состоит из двух разделов.
     
     Первый раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций.
     
     Второй раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, а также об используемых в них программных продуктах и формируется на основании сведений, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений").
     
     В реестре контрольно-кассовой техники содержится следующая информация:
     
     - полное наименование изготовителя контрольно-кассовой техники с указанием организационно-правовой формы;
     
     - идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю контрольно-кассовой техники;
     
     - наименование модели контрольно-кассовой техники;
     
     - сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена для использования только в автоматических устройствах для расчетов);
     
     - сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет" (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет");
     

     - сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности (в случае, если контрольно-кассовая техника является автоматизированной системой для бланков строгой отчетности);
     
     - наименования моделей фискальных накопителей, сведения о которых содержатся в реестре фискальных накопителей и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этими моделями фискальных накопителей установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;
     
     - дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении.
     
     Для включения контрольно-кассовой техники в реестр необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган.
     
     Кроме заявления необходимо подать:
     
     - заключение о соответствии модели контрольно-кассовой техники;
     
     - иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.
     
     Соответственно, налоговый орган принимает решение:
     
     - о регистрации модели ККТ;
     
     - об отказе в регистрации.
     
     В соответствии с пунктом 13 Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2007 N 39, ФНС России отказывает поставщику во включении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр или во внесении изменений в указанные сведения, в частности, в случае, если документы и (или) образец модели контрольно-кассовой техники, представленные поставщиком, не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
     
     При этом в соответствии с пунктом 12 указанных Правил ФНС России осуществляет организацию проведения экспертизы образца модели контрольно-кассовой техники на соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям (Письмо ФНС России от 05.11.2013 N АС-4-2/19831 "О регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники").
     

     Также сведения о модели могут быть исключены из реестра. Сведения о модели контрольно-кассовой техники исключаются из Государственного реестра на основании:
     

     а) заявления организации или индивидуального предпринимателя, указанных в Государственном реестре в качестве поставщика;
     

     б) решения Федеральной налоговой службы о несоответствии модели контрольно-кассовой техники установленным требованиям в случае обращения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации или физического лица.
     
     С 2016 года также вводятся требования к ведению реестра фискальных накопителей.
     
     В данном реестре содержится следующая информация:
     
     - полное наименование изготовителя фискального накопителя с указанием организационно-правовой формы;
     
     - идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю фискального накопителя;
     
     - наименование модели фискального накопителя;
     
     - дата и номер документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
     
     - наименования моделей контрольно-кассовой техники, сведения о которых содержатся в реестре контрольно-кассовой техники и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния таких моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этой моделью фискального накопителя установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;
     
     - сроки действия ключей фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе.
     
     Для того, чтобы зарегистрировать фискальный накопитель, необходимо также подать заявление в налоговый орган.
     
     К заявлению необходимо приложить:
     
     - копию документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных и выписок из заключений;
     
     - документы, которые подтверждают сведения, содержащиеся в этом заявлении, и реквизиты которых указаны в этом заявлении.
     
     Соответственно, если компания или предприниматель планируют приобретение контрольно-кассовой техники, то необходимо уточнить на сайте налогового органа, содержится ли модель ККТ в соответствующем реестре. Аналогичную информацию следует уточнить в отношении фискальных накопителей для передачи данных в налоговый орган через Интернет.
     
     Так, если контрольно-кассовая техника или фискальный накопитель были исключены из реестра, то применять соответствующую технику уже нельзя.
     
     

Экспертиза моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных

     
     С 2016 года введен новый порядок экспертизы моделей контрольно-кассовой техники (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ), подобная экспертиза необходима для целей установления соответствия техники требованиям законодательства, а также возможностям передачи данных в онлайн-режиме.
     
     Теперь не достаточно, чтобы экспертиза контрольно-кассовой техники была выполнена любой организацией, имеющей технические средства для ее осуществления.
     
     Введены новые требования к экспертным компаниям.
     

     1. Состояние в реестре экспертных организаций.
     
     В реестре экспертных организаций указывается следующая информация:
     
     - полное наименование организации;
     
     - идентификационный номер налогоплательщика;
     
     - фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, общая численность работников;
     
     - наименования и реквизиты документов, подтверждающих соответствие организации требованиям к экспертным организациям.
     

     2. Наличие численности экспертной организации, установленной законодательно.
     
     Экспертная организация должна иметь численность экспертов, являющихся работниками экспертной организации на основании трудовых договоров, в количестве не менее двух.
     

     3. Наличие чистых активов.
     
     Чистые активы - это активы, обеспеченные собственным капиталом организации.
     
     Величина чистых активов как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерного общества рассчитывается на основании данных бухгалтерской отчетности (п.2 ст.30 Закона N 14-ФЗ, п.3 ст.35 Закона N 208-ФЗ, п.1 Порядка, утв. Приказом Минфина от 28.08.2014 N 84н).
     
     Соответственно, применительно к экспертным организациям, такая организация должна обладать чистыми активами в размере не менее 10 миллионов рублей.
     

     4. Соблюдение иных требований, в том числе о конфиденциальности информации:
     
     обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в процессе проведения экспертизы;
     

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Название документа: Комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Дата принятия: 25 июля 2016

 

     Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" подготовлен Шестаковой Е.В.     

     Автор - Шестакова Екатерина Владимировна, кандидат юридических наук, генеральный директор ООО "Актуальный менеджмент".     

     
     Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

     Права на использование данного авторского материала принадлежат АО "Информационная компания "Кодекс". Без согласия автора или АО "Информационная компания "Кодекс" допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.
     
     Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала - АО "Информационная компания "Кодекс".

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах