ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА


ПРИКАЗ


от 10 марта 2016 года N 223/16


Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации

(с изменениями на 15 февраля 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФАС России от 27 июня 2018 года N 872/18 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.07.2018, N 0001201807170025);

приказом ФАС России от 15 февраля 2023 года N 61/23 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.03.2023, N 0001202303300026).

____________________________________________________________________

          

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть 1), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236; 2011, N 29, ст.4281; N 30 (часть 1), ст.4590, ст.4596; N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4321; N 53 (часть 1), ст.7616; 2015, N 41 (часть I), ст.5629), Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2008, N 29 (часть 1), ст.3418, N 30 (часть 2), ст.3616; 2009, N 52 (часть 1), ст.6427; 2010, N 19, ст.2291, N 48, ст.6246; 2011, N 1, ст.3; 2011, N 13, ст.1688, N 17, ст.2313, N 30 (часть 1), ст.4590, N 30 (часть 1), ст.4594; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3477, N 30 (часть 1), ст.4058; 2014, N 45, ст.6153, N 49 (часть 4), ст.6928; 2015, N 1 (часть 1), ст.52, N 29 (часть 1), ст.4339), постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст.1887; 2009, N 30, ст.3836; 2010, N 19, ст.2316; 2013, N 27, ст.3602; 2015, N 37, ст.5153), на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3259; 2006, N 45, ст.4706; N 49, ст.5223; 2007, N 7, ст.903; 2008, N 13, ст.1316; N 44, ст.5089; 2009, N 2, ст.248; N 3, ст.378; N 39, ст.4613; 2010, N 9, ст.960; N 25, ст.3181; 2011, N 14, ст.1935; N 18, ст.2645; N 44, ст.6269; 2012, N 27, ст.3741; N 39, ст.5283; N 52, ст.7518; 2013, N 35, ст.4514; N 36, ст.4578; N 45, ст.5822; 2014, N 35, ст.4774; 2015, N 1, ст.279; N 10, ст.1543; 2016, N 1 (часть II) ст.239)

приказываю:

1. Утвердить правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

- приложение 2 к приказу ФСТ России от 20.12.2007 N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2007, регистрационный N 10828);

- пункт 2 приказа ФСТ России от 14.10.2009 N 249-т/20 "О внесении изменений в приказ ФСТ России от 20.12.2007 N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2009, регистрационный N 15616);

- пункт 4 приказа ФСТ России от 22.03.2011 N 51-т/1 "О внесении изменений в приказ ФСТ России от 20.12.2007 N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2011, регистрационный N 20711).

3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России А.В.Редько.

Руководитель
И.Ю.Артемьев

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 мая 2016 года,
регистрационный N 42114

     

     

Приложение
к приказу ФАС России
от 10 марта 2016 года N 223/16

     
Правила применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации      

(с изменениями на 15 февраля 2023 года)

     

I. Общие положения

1.1. Ставки портовых сборов применяются для расчетов за услуги, оказываемые субъектами естественных монополий, по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, обеспечению безопасности мореплавания в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.

1.2. Портовые сборы уплачивают российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица за заход судна в порт, выход судна из порта, а также проход судном акватории порта транзитом.

1.3. Портовые сборы в морских портах Российской Федерации устанавливаются для российских судов, осуществляющих плавание под государственным флагом Российской Федерации (далее - российские суда), и судов, осуществляющих плавание под флагами иностранных государств (далее - иностранные суда).

Ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации устанавливаются для российских судов в загранплавании и иностранных судов, а также для российских судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов:

1.3.1. все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных;

1.3.2. накатные, наплавные суда и контейнеровозы;

1.3.3. наливные суда.

Иностранные суда, осуществляющие каботажные рейсы, уплачивают портовые сборы по ставкам, установленным для иностранных судов в загранплавании.

1.4. Флаг и тип судна определяются судовыми документами.

1.5. Для целей применения ставок портовых сборов флаг баржебуксирного состава определяется флагом самоходной части состава.

1.6. Ставки портовых сборов устанавливаются в рублях.

1.7. Ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в мерительном свидетельстве судна.

Расчет портовых сборов для танкеров с изолированными балластными танками производится без учета валовой вместимости изолированных балластных танков, указанной в мерительном свидетельстве.

При отсутствии сведений в мерительном свидетельстве о валовой вместимости изолированных балластных танков и, соответственно, об уменьшенной валовой вместимости танкера, расчет портовых сборов производится с коэффициентом 0,9.

Для расчета портовых сборов пассажирское судно валовой вместимостью более 40000 считается равным валовой вместимости 40000.

Расчет портовых сборов для судов, не имеющих мерительного свидетельства, производится по условному объему судна, исчисляемому в кубических метрах, путем произведения трех величин судна - наибольшей длины, наибольшей ширины и наибольшей высоты борта судна, указанных в судовых документах, с применением коэффициента 0,35.

1.8. Портовые сборы при заходе судна в порт уплачиваются по рейсу, каким судно зашло в порт. При выходе судна из порта портовые сборы уплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта. Экологический сбор уплачивается по рейсу (каботажному или загранплавания), каким судно зашло в порт.

Судно, заходящее в порт без груза, уплачивает портовые сборы (в том числе и экологический сбор) по рейсу, для выполнения которого оно зашло. Судно, выходящее из порта без груза, уплачивает портовые сборы по рейсу, которым оно зашло в порт.

Судно, заходящее в порт без выполнения грузовых и пассажирских операций, а также проходящее акваторию порта транзитом, уплачивает портовые сборы по ставкам текущего рейса (каботажного или загранплавания).

Ставки портовых сборов (за исключением ставок лоцманского сбора и навигационного сбора в части системы управления движения судов (далее - СУДС)) для судов, заходящих в порт без осуществления операций с грузами и обслуживания пассажиров, проходящих акваторию порта транзитом, за исключением случаев, оговоренных в пунктах 1.12, 1.14, применяются с коэффициентом 0,5.

1.9. Валовая вместимость баржебуксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов (в том числе плотов) при расчете сборов (кроме экологического сбора) определяется как сумма валовых вместимостей всех элементов составных плавучих объектов. Если отдельные объекты баржебуксирного состава имеют различный тип, то расчет портовых сборов производится раздельно для каждой части составного плавучего объекта с применением ставок для соответствующего типа. При отсутствии валовой вместимости у плавучих объектов, расчет производится по условному объему плавучего объекта, исчисляемому в кубических метрах, путем произведения трех величин - наибольшей длины, наибольшей ширины и наибольшей высоты плавучего объекта, указанных в судовых документах или иных документах плавучего объекта с применением коэффициента 0,35. При определении условного объема плота вместо высоты борта в расчет принимается осадка плота.

1.10. Портовые сборы с лихтеровоза, производящего грузовые операции с лихтерами, рассчитываются с суммарной валовой вместимости лихтеров, сданных лихтеровозом при заходе в порт и принятых им при выходе из порта.

1.11. Ставки портовых сборов не применяются для следующих судов:

1) учебных, учебно-тренажерных судов и учебно-производственных судов, используемых для образовательной деятельности;

2) судов, осуществляющих государственные надзорные и контрольные функции;

3) военных кораблей (в том числе военных кораблей под иностранным флагом) и военно-вспомогательных судов;

4) судов, предназначенных для защиты и сохранения морской среды, не используемых в коммерческих целях;

5) судов, предназначенных для поисковых и спасательных операций, не используемых в коммерческих целях;

1.12. Ставки портовых сборов, кроме лоцманского сбора, не применяются для следующих судов:

1) ледоколов;

2) научных и исследовательских судов;

3) маломерных судов;

4) прогулочных судов длиной не более 20 м;

5) спортивных парусных судов;

6) судов, осуществляющих перевозки лиц между рейдом и причалами порта, мощностью менее 500 кВт;

7) судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, объектов инфраструктуры морского порта и работающих в акватории одного морского порта или смежных акваториях нескольких морских портов;

8) судов, проходящих ходовые испытания.

1.13. Для расчетов с судами, перечисленными в пунктах 1.11 и 1.12 (кроме подпункта 5), применяются ставки портовых сборов, в случае если они осуществляют операции с грузами и обслуживание пассажиров, а также буксировку между портами, не имеющими смежных акваторий.

1.14. Ставки портовых сборов, кроме лоцманского сбора и навигационного сбора в части СУДС, не применяются для следующих судов:

1) судов, заходящих с моря на внешний рейд на подходах к порту и выходящих с него в море, без выполнения на рейде каких-либо операций;

2) судов, заходящих в порт вынужденно, в связи с угрозой безопасности судна, жизни или здоровью экипажа и пассажиров, без осуществления в порту операций с грузами и обслуживания пассажиров;

3) судов, заходящих в порт для аварийного ремонта без осуществления в порту операций с грузами и обслуживания пассажиров.

1.15. К судам, повторно заходящим в порт, после выхода из порта по решению портовых властей или для производства девиационных работ, не применяются портовые сборы, кроме лоцманского сбора.

1.16. Приведенные ставки портовых сборов являются базовыми, к которым применяются коэффициенты, указанные в настоящих Правилах. При применении к судну нескольких коэффициентов производится их последовательное умножение.

1.17. Российские суда рыбопромыслового флота, осуществляющие рейсы во внутренние морские воды, в территориальное море, в исключительную экономическую зону и на континентальный шельф Российской Федерации и обратно без захода в иностранные порты, уплачивают портовые сборы по ставкам каботажного плавания.

Российские суда, осуществляющие рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, целью которого является доставка уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции для переработки или реализации на территории Российской Федерации, уплачивают портовые сборы по ставкам каботажного плавания с коэффициентом 0,3 (кроме корабельного сбора).

Российские суда, длиной до 35,0 м, осуществляющие прибрежное рыболовство во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, освобождаются от уплаты портовых сборов (кроме корабельного сбора в морских портах Невельск, Петропавловск-Камчатский, Корсаков (участок N 2 "Поронайск")).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 июля 2018 года приказом ФАС России от 27 июня 2018 года N 872/18; в редакции, введенной в действие с 10 апреля 2023 года приказом ФАС России от 15 февраля 2023 года N 61/23. - См. предыдущую редакцию)

Российские суда, осуществляющие рыболовство в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и их доставку на территорию Российской Федерации для последующей реализации и переработки, уплачивают портовые сборы с коэффициентом 0,9 (кроме корабельного сбора).

(Абзац дополнительно включен с 28 июля 2018 года приказом ФАС России от 27 июня 2018 года N 872/18)

Российские суда, оснащенные оборудованием для хранения уловов в живом, свежем или охлажденном виде и осуществляющие рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и в открытой части Мирового океана, целью которого является доставка уловов водных биологических ресурсов в живом, свежем или охлажденном виде для переработки или реализации на территории Российской Федерации, уплачивают портовые сборы по ставкам каботажного плавания с коэффициентом 0,3 (кроме корабельного сбора).

(Абзац дополнительно включен с 28 июля 2018 года приказом ФАС России от 27 июня 2018 года N 872/18)

1.18. При перевозке (буксировке) между портами Российской Федерации российские суда (составные плавучие объекты, в том числе плоты), следующие с внутренних водных путей (участков рек Российской Федерации) в морские порты (включая прохождение морских портов транзитом) и обратно, уплачивают портовые сборы по ставкам каботажного плавания.

1.19. Суда пассажирские накатные, а также накатные суда, имеющие пассажирское свидетельство, уплачивают портовые сборы по ставкам и правилам, применяемым для накатных судов.

1.20. Суда, осуществляющие плавание между несмежными акваториями одного порта, в случае получения разрешения на многократный кратковременный выход из порта и вход в порт, предусмотренного обязательными постановлениями в морском порту, портовые сборы уплачивают один раз при первом выходе из порта и входе в порт в соответствии с указанным разрешением.

II. Канальный сбор

2.1. Канальный сбор взимается за прохождение судна по каналу при заходе в порт и выходе из порта, проходе акватории порта транзитом.

2.2. Пассажирские суда канальный сбор уплачивают полностью в каждом порту захода один раз в течение календарного года при первом заходе в порт и выходе из порта.

Начиная со второго захода в порт, пассажирские суда уплачивают канальный сбор с коэффициентом 0,25 к установленным ставкам за каждый вход в порт и выход судна из порта.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»