Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты
____________________________________________________________________
Не действуют на основании
письма МЧС России от 13 июля 2016 года N 43-3535-19
____________________________________________________________________
Методические рекомендации по организации проведения проверок в области пожарной безопасности на объектах защиты (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью повышения качества проведения мероприятий по контролю государственными инспекторами по пожарному надзору и направлены прежде всего на дальнейшую реализацию законодательных инициатив и поручений Президента Российской Федерации по вопросам совершенствования надзорной деятельности, связанных с внедрением риск-ориентированной модели организации и осуществления надзорной деятельности.
Данные Методические рекомендации разработаны с учетом:
проведенного анализа законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление надзорной деятельности МЧС России;
положений Концепции основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России (утверждена Решением коллегии МЧС России N 4/II от 18.02.2015);
предложений Академии ГПС МЧС России.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
1. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ
2. Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
3. Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации")
Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и разработанные в их развитие нормативные документы МЧС России, регламентирующие организацию и осуществление федерального государственного пожарного надзора, в целом позволяют реализовать возложенные на МЧС России задачи и функции.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления ФГПН, содержат достаточные для достижения необходимого уровня пожарной безопасности положения, которые научно обоснованы и являются доступными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В целях обеспечения прозрачности и доступности при информировании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о проводимых в их отношении проверок, с 1 июля 2015 года на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации начал действовать единый реестр учета проверок, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля.
В период 2012-2015 годов был принят ряд значимых законодательных и нормативных правовых актов, внесших существенные изменения в систему государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, в числе которых:
Федеральный закон от 1 декабря 2012 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (статья 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности" дополнена новым составом - пунктом 6.1: "Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека").
Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" (повышена ответственность должностных лиц органов ГПН в части несоблюдения требований законодательства, регулирующего вопросы государственного контроля (надзора).
Федеральный закон от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (конкретизированы наименования видов контроля (надзора) и органов, уполномоченных на их осуществление, и порядок проведения внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности).
Федеральный закон от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пересмотрены положения, касающиеся принципа применения требований к объектам защиты, построенным, запроектированным, или проектная документация которых направлена на экспертизу до вступления в силу Технического регламента, устранены избыточные административные и технические барьеры, исключены излишне детализированные требования к объектам защиты. Многие жесткие и фиксированные положения вынесены в нормативные документы второго уровня, что упростило процедуру подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности и сократило период от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию.).
Федеральный закон от 1 апреля 2012 года N 23-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (законодательно определены понятия: "режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС", "уровень реагирования на ЧС", а также закреплены уровни реагирования на ЧС, порядок и режимы функционирования этих органов и сил).
Федеральный закон от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (расширен круг прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверки. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право, в том числе, привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке).
Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 370-ФЗ "О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" (закреплен порядок проведения плановых и внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления. Плановые проверки в отношении указанных органов носят комплексный характер и должны проводиться не чаще 1 раза в 2 года).
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и Федеральный закон "О гражданской обороне" (установлен ряд требований к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, органам местного самоуправления по созданию и поддержанию в боевой готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне).
Федеральный закон от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (усилены меры по обеспечению безопасности на опасных производственных объектах, в частности, изменения, коснулись требований промышленной безопасности к эксплуатирующим организациям по их готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии).
Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" (вступил в силу 3 января 2014 года), внес изменения в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (изменения касаются оформления актов о взыскании денежных средств, органами, осуществляющими контрольные функции).
Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (введена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, а также за нарушение экспертной организацией требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; законом установлен федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц; законодательно определено понятие "эксперт"; установлены дополнительные требования по подтверждению квалификации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти; приведены в соответствие с Федеральным законом "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" отдельные положения Федерального закона "О техническом регулировании" и Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ", внес изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (изменения в части касающейся требований предъявляемых к журналу учета проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля).
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внес изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (изменения в части определения термина "мероприятия по контролю", применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), а также особенностей организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства).
Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в статьи 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации", внес изменения в "Уголовный кодекс Российской Федерации" (изменения касающейся применения методики по расчету крупного ущерба).
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения", внес изменения в "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (изменения в части касающейся статьи 150. Изменен перечень статей, согласно которых по уголовным делам о преступлениях производится дознание).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (документ принят взамен ППБ 01-03, при этом более чем в 6 раз сокращены мероприятия, требующие согласования с органами надзора МЧС России, исключены все технические требования).
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 года N 113 "О внесении изменений в правила противопожарного режима в Российской Федерации" (уточнены требования пожарной безопасности на производственных и торговых объектах, в местах массового пребывания людей, медицинских организациях, жилых домах, требования к планам эвакуации. Теперь Правилами предусмотрено периодическое освидетельствование состояния средств спасения с высоты. Введены дополнительные меры безопасности к организации мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях, а также к обеспечению противопожарного режима на территориях поселений).
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 201 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (изменения в постановление Правительства Российской Федерации "О противопожарном режиме". По тексту постановления Правительства термин "образовательные учреждения" изменен на термин "образовательные организации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2015 года N 1213 пункты 218 и 283 изложены в новой редакции (изменения в постановление Правительства Российской Федерации "О противопожарном режиме". Введен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях, на использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса).
Приказ МЧС России от 10 декабря 2013 года N 787 "О внесении изменений в приложения к приказу МЧС России от 6 августа 2004 года N 373" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2014 года N 31246) (уточнены некоторые положения, касающиеся основных функций Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации в области надзорной деятельности).
Приказ МЧС России от 29 ноября 2013 года N 765 "Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2013 года N 30896) (на эксплуатирующую организацию возложена обязанность создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды).
Приказ МЧС России от 16 октября 2013 года N 662 "О внесении изменений в перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный приказом МЧС России от 25 января 2011 года N 14" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 ноября 2013 года N 30458) (расширен Перечень должностных лиц МЧС России, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
Приказ МЧС России от 27 декабря 2013 года N 844 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 28 июня 2012 года N 375" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 марта 2014 года N 31579) (конкретизированы некоторые положения Административного регламента, касающиеся вопросов оценки результатов расчета пожарного риска при проведении внеплановых проверок должностными лицами органов ГПН, а также некоторые вопросы, касающиеся исполнения предписаний).
Приказ МЧС России от 27 декабря 2013 года N 845 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 марта 2014 года N 31636), внес изменения в приказ МЧС России от 5 апреля 2012 года N 176 "Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 мая 2012 года N 24315) (изменения касающиеся статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наделяющих правами должностных лиц органов государственного пожарного надзора составлять протоколы об административных правонарушениях).
Приказ МЧС России от 21 марта 2014 года N 125 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу МЧС России от 6 августа 2004 года N 372" (изменения в перечне территориальных органов МЧС России, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации).
Приказ МЧС России от 26 декабря 2014 года N 731 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (взамен приказа МЧС России от 27 января 2011 года N 18 "Об утверждении перечня должностных лиц МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях").
Приказ МЧС России от 21 апреля 2014 года N 199 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России", внес изменения в приказ МЧС России "Об утверждении Административного регламента МЧС России по предоставлению государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности" (изменения максимального срока ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги).
Приказ МЧС России от 1 июля 2015 года N 336 "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу МЧС России от 1 октября 2004 года N 458" внес изменения в приказ МЧС России "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (изменения в части организации контроля надзорной деятельности ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации со стороны региональных центров МЧС России).
В приведенных документах заложены и в настоящее время реализуются новые подходы к организации и осуществлению надзорной деятельности.