Приложение N 64
к приказу
 Министерства финансов
Российской Федерации
от 28 декабря 2015 года N 217н

     

Разъяснение ПКР (SIC) 29 "Концессионные соглашения о предоставлении услуг: раскрытие информации"

(с изменениями на 11 июля 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16 (приказ Минфина России от 11 июля 2016 года N 111н) (Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru, 11.08.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 11 июля 2016 года N 111н).

____________________________________________________________________

     

Ссылки


- МСФО (IFRS) 16 "Аренда",

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2019 года МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16)

- МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" (пересмотренный в 2007 году),

- МСФО (IAS) 16 "Основные средства" (пересмотренный в 2003 году),

- абзац исключен с 1 января 2019 года - МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16 - см. предыдущую редакцию,

- МСФО (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы",

- МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы" (пересмотренный в 2004 году),

- Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 "Концессионные соглашения о предоставлении услуг".

Вопрос

1. Организация (оператор) может заключить соглашение с другой организацией (концедентом) о предоставлении услуг, которые обеспечивают общественный доступ к основным объектам экономической и социальной инфраструктуры. Концедентом может выступать организация государственного или частного сектора, в том числе и орган государственной власти. Примерами концессионных соглашений о предоставлении услуг являются соглашения в отношении объектов водоочистки и водоснабжения, автострад, автостоянок, тоннелей, мостов, аэропортов и телекоммуникационных сетей. Примерами соглашений, не являющихся концессионными соглашениями о предоставлении услуг, являются соглашения, когда организация передает на аутсорсинг внешним подрядчикам осуществление своих внутренних процессов (например, столовая для сотрудников, обслуживание здания, функции бухгалтерии или отдела информационных технологий).

2. Концессионное соглашение о предоставлении услуг обычно предполагает передачу концедентом оператору на срок действия концессионного соглашения:

(a) права на оказание услуг, которые обеспечивают общественный доступ к основным объектам экономической и социальной инфраструктуры; и

(b) в некоторых случаях, право на использование определенных материальных активов, нематериальных активов или финансовых активов;

в обмен на то, что оператор:

(c) обязуется предоставлять услуги в соответствии с определенными условиями и требованиями на протяжении периода концессии; и

(d) если применимо, обязуется возвратить в конце периода концессии права, полученные в начале периода концессии и/или приобретенные в течение периода концессии.

3. Общей характеристикой всех концессионных соглашений на предоставление услуг является то, что оператор одновременно получает право и принимает на себя обязанность предоставлять общественные услуги.

4. Вопрос заключается в том, какая информация должна быть раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности оператора и концедента.

5. Определенные аспекты и требования по раскрытию информации, относящиеся к некоторым концессионным соглашениям о предоставлении услуг, уже содержатся в существующих Международных стандартах финансовой отчетности (например, МСФО (IAS) 16 применяется к приобретению объектов основных средств, МСФО (IFRS) 16 применяется к аренде активов, а МСФО (IAS) 38 применяется к приобретению нематериальных активов). Однако концессионное соглашение о предоставлении услуг может содержать договоры к исполнению, которые не рассматриваются в Международных стандартах финансовой отчетности, кроме тех случаев, когда договоры являются обременительными, к которым применяется МСФО (IAS) 37. Вследствие этого, настоящее разъяснение содержит требования к дополнительным раскрытиям информации по концессионным соглашениям на предоставление услуг.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16. - См. предыдущую редакцию)

Консенсус

6. При определении соответствующих раскрытий в примечаниях к финансовой отчетности должны быть рассмотрены все аспекты концессионного соглашения о предоставлении услуг. Оператор и концедент должны раскрывать в каждом периоде следующую информацию:

(a) описание соглашения;

(b) существенные условия соглашения, которые могут повлиять на величину, сроки возникновения и определенность будущих денежных потоков (например, период концессии, даты пересмотра цен и основные принципы, на основании которых осуществляется пересмотр цен или условий соглашения);

(c) характер и рамки (например, количество, временной период или сумму):

(i) прав на использование определенных активов;

(ii) обязанностей предоставить услуги или прав, позволяющих ожидать их предоставления;

(iii) обязанностей в отношение приобретения или строительства объектов основных средств;

(iv) обязанностей по передаче или прав на получение определенных активов в конце периода концессии;

(v) возможностей продления или досрочного прекращения концессионного соглашения; и

(vi) прочих прав и обязанностей (например, по капитальному ремонту объекта инфраструктуры);

(d) изменения в соглашении, возникшие в течение отчетного периода; и

(e) то, как было классифицировано соглашение о предоставлении услуг.

6A. Оператор должен раскрыть сумму выручки, а также прибыли или убытка, признанных в отчетном периоде, в отношении обмена услуг по строительству на финансовый актив или нематериальный актив.

7. Информация, которую требуется раскрыть в соответствии с пунктом 6 настоящего разъяснения, должна представляться отдельно для каждого концессионного соглашения о предоставлении услуг, или в агрегированной форме для каждого класса концессионных соглашений о предоставлении услуг. Классом считается группа концессионных соглашений о предоставлении услуг, в которых услуги являются сходными по своему характеру (например, сбор платы за проезд, телекоммуникационные услуги и услуги по водоочистке).

Дата консенсуса


Май 2001 года.

Дата вступления в силу


Настоящее разъяснение вступает в силу 31 декабря 2001 года.

Организация должна применять поправку, содержащуюся в пунктах 6(e) и 6A, в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2008 года или после этой даты. Если организация применит Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 в отношении более раннего периода, то указанная поправка также должна применяться в отношении этого более раннего периода.

МСФО (IFRS) 16 "Аренда", выпущенным в январе 2016 года, внесены поправки в пункт 5. Организация должна применить эти поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 16.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2019 года МСФО (IFRS) от 11 июля 2016 года N 16)


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»