Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 2 октября 2015 года N 14-исх/14243-ГЕ/15
[О применении норм действующего законодательства]
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, руководствуясь положениями статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК), с целью установления единообразной практики применения норм действующего законодательства просит дать разъяснения по следующему вопросу.
С 01.12.2015 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 251-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Названным Федеральным законом пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) изложен в новой редакции, в соответствии с которой:
в случае если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления;
лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Приведенные выше положения статьи 16 Закона о регистрации направлены на реализацию пункта 2.9 плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 N 2236-р, предусматривающего установление в случаях, когда одной из сторон договорных отношений выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления (приватизация, договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и др.), требования о представлении документов для соответствующей регистрации прав только этими органами без участия заявителей.
Согласно статье 11 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из положений статей 333.16, 333.17 НК государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
При этом согласно пунктам 1, 8 статьи 45 НК налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
На основании пункта 1 статьи 26 НК налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК.
В соответствии со статьями 27, 29 НК:
законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов;
законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Как представляется, а случае, когда государственная регистрация права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, возникающего на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, осуществляется на основание заявления соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, такой орган, представляя заявление о государственной регистрации, например, права собственности физического лица, действует как наделенный соответствующими полномочиями законом представитель лица, в интересах которого совершается соответствующее юридически значимое действие (государственная регистрация), то есть соответствующего плательщика государственной пошлины.
Таким образом, в комментируемой ситуации, на наш взгляд:
по общему правилу должна быть уплачена государственная пошлина;
при этом она может быть уплачена как непосредственно лицом, в отношении которого совершается соответствующее юридически значимое действие (в пользу которого действует орган государственной власти или орган местного самоуправления), так и представителем данного лица, в том числе органом государственной власти или органом местного самоуправления, выступающим в таком качестве в силу полномочий, предоставленных ему законом.
Необходимо отметить, что аналогичный вопрос возникает и в связи с уплатой государственной пошлины при государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества, о чем Росреестр информировал Минфин России в письме от 16.04.2010 N 14-2966-ГЕ. В ответ на указанное письмо Росреестра Минфин России в письме от 20.07.2010 N 03-05-04-03/79 сообщил о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, изменяющих порядок уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию договора аренды. Соответствующие предложения были направлены Росрестром в Минфин России письмом от 23.11.2010 N 14-8796-ГЕ. (При этом, на наш взгляд, порядок уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию договора аренды может быть установлен аналогично порядку уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию сервитута (в зависимости от лица, в интересах которого установлен сервитут).)
Заместитель руководителя
Г.Ю.Елизарова
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка