Обзор судебной практики по спорным вопросам, возникающим при приеме на работу иностранных граждан



Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.          

     

I. Прием на работу иностранных граждан


Особенности заключения трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства установлены в статье 327.2 ТК РФ.

Наряду со сведениями, обязательными для всех работников, в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются сведения о:

разрешении на работу или патенте, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - разрешение на работу или патент), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

разрешении на временное проживание в Российской Федерации, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - разрешение на временное проживание), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - вид на жительство), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Согласно п.3 ст.22 Рекомендации МОТ стороны могут предусмотреть дополнительно в трудовом договоре, в частности:

- условия, на которых разрешается въезд в страну, где иностранец будет осуществлять трудовую деятельность, и пребывание на территории этого государства;

- порядок покрытия путевых расходов работника и членов его семьи;

- порядок покрытия расходов по возвращению в страну постоянного проживания в зависимости от случая.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Допуск иностранца к работе при отсутствии у него разрешения на работу или патента (если такое разрешение или патент требуется в соответствии с федеральным законом) признается нарушением порядка привлечения иностранцев к трудовой деятельности в России (ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, примечание 1 к ст.18.15 КоАП РФ).

В соответствии со ст.13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ указанный порядок не распространяется на ряд иностранных граждан, таких как постоянно и временно проживающих в РФ сотрудников диппредставительств и других категорий.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (п.8 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Нарушение порядка привлечения к работе иностранцев влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (ст.18.15 КоАП РФ).

Согласно п.6 статьи 18.9 КоАП РФ предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Пункт 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусматривает следующие штрафные санкции. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Пункт 3 статьи 18.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления жилого помещения. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В судебной практике существуют случаи снижения штрафных санкций. Статья 2.9 КоАП РФ говорит о том, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Трудовой договор прекращается по истечении одного месяца со дня окончания срока действия (пп.5-8 ч.1, ч.2 ст.327.6 ТК РФ):

- разрешения на работу или патента;

- разрешения на временное проживание в РФ;

- вида на жительство в РФ;

- договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо договора о предоставлении платных медуслуг на территории РФ.

В отношении привлечения на работу иностранных граждан сложилась неоднозначная практика.

II. Выводы судов в отношении приема на работу иностранного гражданина на основании разрешения на работу

     

2.1. Решения не в пользу работодателя

    2.1.1. Установление факта сдачи имущества в аренду или приема на работу без разрешения

Постановление Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 308-АД15-8967 по делу N А32-38213/2014

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 и Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.05.2015 по делу N А32-38213/2014 Арбитражного суда Краснодарского края по заявлению общества о признании незаконным постановления Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю от 03.10.2014 о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2014 суд удовлетворил требования общества, признал постановление управления незаконным и отменил его.

Исковые требования:

Общество с ограниченной ответственностью "Маркет" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) от 03.10.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы тем, что из объяснений гражданки Республики Узбекистан Реймовой Арзигул не следует, что она осуществляла трудовую деятельность в ЗАО "Маркет". ЗАО "Маркет" осуществляет предпринимательскую деятельность путем сдачи имущества аренду. Павильон N 170 на момент проведения административного расследования в аренду сдан не был. Деятельность по переборке картофеля ЗАО "Маркет" не осуществляет.

Решение суда:

Суд признал привлечение к ответственности правомерным, в удовлетворении требования отказано, так как в ходе миграционного контроля выявлено, что гражданка иностранного государства осуществляла трудовую деятельность в качестве разнорабочей без оформления разрешения на работу в Российской Федерации.

Позиция суда:

Судом учтены пояснения опрошенной в ходе проверки гражданки Узбекистана Реймовой А., согласно которым она осуществляла трудовую деятельность в вагончике N 170 на рынке "Вертодром" в качестве разнорабочей (занималась переборкой картофеля).

Суд правомерно руководствовался разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", согласно которым в случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию.

В отсутствие доказательств принятия обществом всех необходимых и достаточных мер по соблюдению правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.

     

2.1.2. Отсутствие документов, подтверждающих профессиональное образование и квалификацию иностранных работников

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.07.2015 N Ф03-2965/2015 по делу N А51-22514/2014

Решением суда от 03.12.2014 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Исковые требования:

Общество с ограниченной ответственностью "Дальполимер" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Врио начальника Отдела внешней трудовой миграции Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, оформленных отказами от 27.06.2014 N 55, N 58, и об обязании Управления рассмотреть по существу заявления общества о выдаче разрешений на работу гражданам КНР в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".

Решение суда:

В удовлетворении требования отказано, обществом не представлены документы, подтверждающие профессиональное образование и квалификацию иностранных работников, в отношении которых оформлялось разрешение на работу.

Позиция суда:

Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении государственной услуги в виде получения разрешений на работу 32 гражданам КНР. Только по тексту заявления установлено наличие некоторых приложений (нотариально заверенный перевод заграничных паспортов, дипломов, врачебных свидетельств о состоянии здоровья и сертификата об отсутствии СПИДА на каждого работника).

Разрешение на работу иностранным гражданам обществом после повторного обращения в Управление и представления иных подтверждающих квалификацию иностранных работников документов было получено.

При рассмотрении обращений заинтересованных лиц в процедуре оформления разрешений на работу иностранным гражданам в визовом либо безвизовом порядке, поскольку конечным результатом предоставления государственной услуги может быть и в том и в ином порядке как принятие положительного, так и принятие отрицательного решения.

     

2.1.3. Отказ в выдаче разрешения на работу при отсутствии печати на документах об образовании

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.07.2015 N Ф03-2953/2015 по делу N А51-22513/2014

Исковые требования:

Общество с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "МОНОЛИТ-ДВ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Врио начальника ОВТМ Управления Федеральной миграционной службы по Приморскому краю Бабкина А.В.  об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам от 02.07.2014 N 59 и N 60 и об обязании Управления рассмотреть по существу заявление общества о выдаче разрешений на работу гражданам КНР в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Решение суда:

Апелляционная коллегия постановлением от 16.04.2015 решение суда отменила, в удовлетворении требований обществу отказала. На представленных документах о профессиональном образовании, квалификации иностранных работников, в отношении которых оформлялось разрешение на работу, не была проставлена печать компетентного органа.

Позиция суда:

Частью 6 статьи 18 Закона N 115-ФЗ установлено, что порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Пунктом 45 Административного регламента (приказ ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008) определено, что для получения разрешения на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в ФМС России или ее территориальный орган документы, в том числе копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.

Управление в ходе рассмотрения дела пояснило, что в подтверждение профессионального образования, квалификации обществом были представлены документы, именуемые как "диплом профессиональной аттестации", на которых отсутствовала печать органа управления образованием КНР.

Факт представления указанных документов в управление подтвержден материалами дела, сторонами не оспаривается, как не оспаривается факт их возврата обществу после принятия оспариваемых решений от 02.07.2014 по его заявлению от 05.08.2014.

Суд также учел, что разрешение на работу иностранным гражданам обществом после повторного обращения в управление и представления иных подтверждающих квалификацию иностранных работников документов было получено.

     

2.1.4. Отсутствие заключенного между сторонами письменного трудового договора в силу статьи 67 Трудового кодекса РФ не является обстоятельством, опровергающим факт привлечения обществом к трудовой деятельности иностранного гражданина

Постановление ФАС Московского округа от 14.07.2014 N Ф05-7131/2014 по делу N А40-158073/2013

Исковые требования:

Общество с ограниченной ответственностью "Воздвиженка" (далее - ООО "Воздвиженка", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве (далее - УФМС России по г. Москве, административный орган) от 18.09.2012 N 1125/08/12-3 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решение суда:

В удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствие заключенного между сторонами письменного трудового договора в силу статьи 67 Трудового кодекса РФ не является обстоятельством, опровергающим факт привлечения обществом к трудовой деятельности иностранного гражданина.