Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (постатейный)

Комментарий к статье 6. Федеральный государственный пожарный надзор

1. Положения настоящей статьи регламентируют подсистему федерального государственного пожарного надзора (ГПН), которая включена во II главу Закона как составной элемент системы пожарной охраны.

Указанная подсистема включает 14 правовых конструкций:

- определения должностных лиц федерального ГПН;

- исчерпывающего перечня 4 категорий органов ГПН;

- механизма соответствия руководителей соответствующих органов ГПН по должности главными государственными инспекторами по пожарному надзору;

- полномочия Правительства РФ определять перечень других должностных лиц органов ГПН (государственных инспекторов) и соответствующих прав и обязанностей по осуществлению федерального ГПН;

- полномочия должностных лиц органов ГПН при проведении проверок на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями;

- механизм обязательного исполнения указаний и распоряжений вышестоящих должностных лиц органов ГПН нижестоящими должностными лицами органов ГПН;

- полномочия Правительства РФ устанавливать организационную структуру, полномочия и функции органов ГПН, а также порядок осуществления федерального ГПН;

- порядок контроля за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений России, а также представительств РФ за рубежом;

- условие проведения федерального ГПН в рамках государственного строительного надзора уполномоченными органами федерального и регионального уровня согласно правилам ГрК РФ, если при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства предусмотрено осуществление такого вида строительного надзора;

- исчерпывающий перечень 7 прав должностных лиц органов ГПН (запроса и получения информации и документов, необходимые для проведения проверки; беспрепятственного посещения территории и объектов защиты с их обследованием с предъявлением 2 соответствующих документов, проведение исследований, испытаний, экспертиз, расследований и других мероприятий контроля и т.д.);

- два полномочия главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору, во-первых, организации разработки нормативных документов по вопросам ПБ, регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции, во-вторых, утверждения рекомендаций, инструктивных и методических документов, регламентирующих вопросы организации и осуществления федерального ГПН;

- полномочие органа ГПН на привлечение судом к участию в деле для дачи заключения в отношении иска о возмещении вреда 9 категорий (жизни, здоровью людей, животным, растениям и т.д.) вследствие нарушений требований ПБ;

- механизм осуществления федерального ГПН в лесах уполномоченными федеральными (региональными) органами исполнительной власти в рамках переданных полномочий и подведомственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции, установленной настоящим Законом и ЛК РФ;

- порядок осуществления федерального ГПН на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного горного надзора согласно законодательству РФ.

Таким образом, указанная подсистема федерального ГПН обладает массой различных категорий, но в целом включает 4 уровня регулирования (законодательный, правительственный, уровень полномочий главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору и иных уполномоченных органов).

Следует отметить, что о единой системе ГПН говорилось в Концепции создания единой системы государственных надзоров в области ПБ, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (утв. приказом МЧС России от 29 декабря 2006 года N 804). Например, предлагаемая единая система надзоров МЧС России включала механизмы:

- государственного пожарного надзора;

- государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- государственного надзора в области гражданской обороны;

- подразделений, осуществляющих экспертную деятельность в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения ПБ (экспертные структуры).

Все категории надзоров и экспертных структур согласно Концепции обладали общими принципами и задачами, направленными на защиту (подготовку к защите) территорий, объектов, населения (жизни и здоровья граждан), имущества (в т.ч. материальных и культурных ценностей), ограничение негативных последствий, вызванных пожарами, чрезвычайными ситуациями, а также возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При этом, основными принципами деятельности указанных органов обозначены:

- исчерпывающая достаточность принятых мер по недопущению причинения вреда жизни и здоровью людей;

- главенство законности при исполнении возложенных обязанностей и реализации предоставленных прав;

- доступность информации и гласность при осуществлении надзорной деятельности;

- уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;