• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте

Комментарий к Федеральному закону от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (постатейный)


Комментарий к главе 1. Общие положения

Комментарий к статье 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования комментируемого Закона обозначены правоотношения, в которых взаимодействуют между собой субъекты права. Участниками общественных отношений являются физические и юридические лица - общественные объединения, реализующие свои права на объединение, создание, управление, реорганизацию и ликвидацию общественного объединения. В комментируемом Законе акцент сделан на порядок создания и деятельности общественных объединений, осуществляющих свои права на объединение при профилактике, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Добровольная пожарная охрана создается общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Под общественным объединением согласно ст.5 ФЗ "Об общественных объединениях" понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и посредством юридических лиц - общественных объединений.

Все общественные объединения характеризуются следующими чертами:

- образуются физическими и юридическими лицами;

- не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Источником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;

- действуют от своего имени;

- не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Общественное объединение добровольной пожарной охраны создается по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей могут входить юридические лица - общественные объединения. Решение о создании, формировании руководящих органов, об утверждении устава принимается на общем собрании (съезде, конференции).

С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным.

Создаваемые общественные объединения могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Говоря об обязательности общих интересов при создании ДПО, следует указать на определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2011 года N 1-Г11-29, которым подтверждена правомерность ликвидации общественной организации, поскольку положения ее устава не содержат указаний на конкретный род деятельности, производственные или профессиональные интересы, которые объединяют членов данной организации, следовательно, организация создана в форме, не предусмотренной законом, что свидетельствует о существенном нарушении данного закона. То есть, при создании ДПО общность интересов его участников должна быть бесспорной.

Организационно-правовыми формами общественных объединений являются:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

В данном отношении следует обратить внимание на то, что некоммерческая организация ДПО может быть ликвидирована по решению суда, если ее наименование не содержит указания на организационно-правовую форму. Это правило отражено в решении Верховного Суда РФ от 15 ноября 2012 года по делу N АКПИ12-1059 и других актах высших судов.

Для выполнения своих уставных целей по участию в тушении пожаров и участии в аварийно-спасательных работах общественное объединение самостоятельно определяет организационную структуру добровольной пожарной охраны, его техническое оснащение, решает задачи по подготовке добровольных пожарных, созданию необходимой материально-технической базы за счет собственных финансовых средств, а также в порядке ст.11 комментируемого Закона взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти (местного самоуправления) общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством РФ.

2. Комментируемый Закон, как это определено в ч.2 рассматриваемой статьи:

1) определяет:

- правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны;

- права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных;

2) регулирует отношения добровольной пожарной охраны с:

- органами государственной власти;

- органами местного самоуправления;

- организациями и гражданами Российской Федерации;

- иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Как можно заметить, исходя из положений ч.1 и 2 комментируемой статьи, участниками добровольной пожарной охраны могут быть не только физические и юридические лица РФ, но и иностранные граждане, лица без гражданства.

К гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства требования к осуществлению задач поставленных перед добровольной пожарной охраной, реализующим свое право на создание общественного объединения или становление в качестве участника уже созданного общественного объединения, вхождение в состав руководящего состава, голосование на общем собрании участников и членов добровольной пожарной охраны относятся в равной мере для всех.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство иностранного государства Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лиц без гражданства в юридическом толковании называют апатридами. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определен в главе "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ.

Следует отметить, что отдельные права иностранных граждан, лиц без гражданства, равно как и граждан РФ, в ряде случаев могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В качестве примера можно привести ФКЗ "О чрезвычайном положении", в котором предусмотрены некоторые ограничения.

Чрезвычайным положением является институт конституционного права, особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение вводится обычно в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а также стихийных бедствий и технологических катастроф. В Конституции РФ различаются по своему правовому содержанию чрезвычайное и военное положение, режим которых устанавливается соответствующими федеральными конституционными законами. Правом введения чрезвычайного положения наделен Президент РФ. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, организациям и общественным объединениям могут быть установлены временные ограничения прав и свобод, а также чрезвычайные пределы и меры их действия, которые могут располагаться в указе Президента РФ.

Указ Президента РФ может предусматривать установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения. Ограничения прав иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть установлены международными договорами Российской Федерации.

В качестве примера закона, предусматривающего ограничение прав, можно привести также ФКЗ "О военном положении", согласно ст.1 которого в период действия военного положения могут вводиться необходимые для обеспечения обороны страны и безопасности государства ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельности организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В связи с тем, что рассматриваемый предмет регулирования комментируемого Закона основывается на других нормативно-правовых актах, руководствуясь общими нормами ст.123.4-123.7 ГК РФ, необходимо отметить, что особенности правового положения общественных организаций как участников отношений, регулируемых ГК РФ, определяются следующими нормами:

- согласно п.1 ст.123.4 ГК РФ общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей;

- в соответствии с п.2 ст.123.4 ГК РФ общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов;

- согласно п.1 ст.123.5 ГК РФ количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

В соответствии с п.2 ст.123.5 ГК РФ устав общественной организации должен содержать сведения:

- о ее наименовании и месте нахождения;

- о предмете и целях ее деятельности;

- об условиях порядка вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее;

- о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

- об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации;

- о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации и т.д.

То есть, минимальный перечень сведений Устава общественной организации ДПО, согласно общим правилам ГК РФ, должен содержать вышеуказанный минимальный обязательный перечень информации.

Следующим актом общего правового регулирования деятельности ДПО является ФЗ "О некоммерческих организациях", который в п.1 ст.1 определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. Как предусмотрено в п.3 ст.6 названного закона, особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами. Соответствующим актом является комментируемый Закон, предметом регулирования которого выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений в сфере пожарной охраны.

Правила комментируемого Закона о правовых основах создания и деятельности ДПО являются основанием для разработки государственных и региональных программ. Например, среди основных задач федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 года N 1481) (далее - Программа) отражены мероприятия:

- разработки и внедрения технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны и культуры пожаробезопасного поведения населения;

- совершенствования научно-экспериментальной и учебно-материальной базы учреждений подготовки профессиональных и добровольных пожарных, научно-исследовательских и судебно-экспертных учреждений.

Одним из конечных результатов реализации Программы установлено возрождение добровольной пожарной охраны, что позволяет говорить о существенной значимости положений комментируемого Закона.

Комментарий к статье 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Комментируемая статья содержит основные понятия и термины, применимые к комментируемому нормативному правовому акту.

Под добровольной пожарной охраной применительно к тексту комментируемого Закона понимается социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В соответствиями с положениями п.3 ст.3 и ч.1 ст.8 комментируемого Закона внутренняя структура, цели, формы и методы деятельности добровольной пожарной охраны, а также права и обязанности их работников и добровольных пожарных свободно определяются с учетом требований комментируемого Закона содержанием устава добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением об объектовой добровольной пожарной команде или объектовой добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась).

В состав добровольной пожарной охраны входят работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, которые выполняют стоящие перед добровольной пожарной охраной задачи.

Для профилактики, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ в помощь государственной противопожарной службе, привлекаются:

- добровольные пожарные дружины;

- добровольные пожарные команды.

Добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды комплектуются на добровольной основе. В добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды, принимаются совершеннолетние граждане, достигшие возраста восемнадцати лет у которых состояние здоровья соответствует тому, чтобы исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Состояние здоровья добровольных пожарных определяется врачебной комиссией в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, к которым относятся решение задач в области пожарной безопасности.

Состав и структура, особенности создания и комплектования, цели и задачи определяются уставом общественного объединения.

В соответствии с ФЗ "О пожарной безопасности" добровольная пожарная охрана - это форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Основным мероприятием, осуществляемым добровольной пожарной охраной, является пребывание к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации во время несения службы в соответствии с графиком дежурства, участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим.

2. Под добровольным пожарным понимается физическое лицо, которое по своей инициативе является участником или членом общественного объединения пожарной охраны и на безвозмездной основе участвует в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Однако в ч.3 ст.18 комментируемого Закона указывается, что добровольным пожарным должны выплачиваться компенсации, предусмотренные гражданско-правовыми договорами на выполнение работ по профилактике и (или) тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Отсюда можно сделать вывод о том, что деятельность добровольных пожарных осуществляется на основании гражданско-правового договора, который должен предусматривать выплату денежных компенсаций в определенных случаях. Участие добровольной пожарной дружины и добровольной пожарной команды в мероприятиях подразделений пожарной охраны координируется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ.

3. Под добровольной пожарной дружиной понимается территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Говоря о понятии добровольной пожарной дружины, отметим постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 декабря 2013 года по делу N А43-29585/2012, в котором, в частности, детализирован ее статус.

Добровольная пожарная команда отличается от дружины только тем, что имеет на вооружении мобильные средства пожаротушения.

Добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды являются основной опорой добровольной пожарной охраны.

Виды добровольной пожарной дружины и добровольной пожарной команды

- территориальная;

- объектовая.

В Российской Федерации добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды осуществляют свою деятельность в системе обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования. Исходя из положений комментируемого Закона, муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны могут быть созданы, реорганизованы и ликвидированы по решению учредителя общественного объединения пожарной охраны - руководителя органа местного самоуправления, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны - на основании приказа руководителя организации.

Объекты, имеющие степень высокой опасности возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение, требуют создания именно таких добровольных пожарных дружин или добровольных пожарных команд.

Постоянная готовность при таких объектах крайне необходима.

Добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды представляют собой самостоятельные структуры, созданные на добровольной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения огня и зонах чрезвычайных ситуаций.

Оснащение добровольных пожарных осуществляется в соответствии с нормами оснащения добровольных пожарных дружин и добровольных пожарных команд специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными задачами добровольной пожарной дружины и добровольной пожарной команды являются:

- профилактика пожаров;

- спасение людей и имущества при пожарах, проведение аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

- участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

- участие в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории муниципального образования (организации).

Конкретный состав, структура, оснащение добровольной пожарной дружины и добровольной пожарной команды определяются руководителями организаций. На объектовом уровне личный состав добровольной пожарной охраны может комплектоваться из работников, которые работают на организации.

Применение добровольной пожарной охраны осуществляется по планам органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.

Организации, создающие добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды:

- разрабатывают структуру и оснащают добровольную пожарную дружину и добровольную пожарную команду специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

- укомплектовывают добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды личным составом на добровольной основе, оснащают их оборудованием, снаряжением и специальной техникой, при этом подразделения Государственной противопожарной службы могут оказывать им содействие;

- планируют подготовку и осуществляют руководство деятельностью добровольной пожарной дружины и добровольной пожарной команды;

- осуществляют планирование и применение, добровольной пожарной дружины и добровольной пожарной команды;

- поддерживают добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды в состоянии готовности к выполнению задач поставленных перед ними.

Специальное первоначальное обучение пожарных добровольной пожарной охраны и повышение квалификации руководителей подразделений добровольной пожарной охраны проводятся в учебных центрах Государственной противопожарной службы, а также на базе Общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" за счет финансовых средств общественных и иных организаций.

Постоянная готовность добровольной пожарной охраны достигается:

- качественной подготовкой личного состава к выполнению предстоящих задач;

- укомплектованностью личным составом, оснащением техникой и автотранспортом;

- обеспеченностью средствами индивидуальной защиты и другими материальными средствами;

- содержанием в исправном состоянии и умелым применением техники;

- непрерывным и грамотным управлением;

- наличием необходимых запасов материальных средств и своевременным их пополнением.

4. Работник добровольной пожарной охраны - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с юридическим лицом - общественным объединением пожарной охраны. Работник - субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя.

Правовое положение работника определяется трудовым законодательством, трудовым и коллективным договорами, локальными нормативными актами организации. Работник имеет права и несет обязанности, установленные ТК РФ (см., например, ст.21 ТК РФ). В качестве работников территориальной добровольной пожарной команды свою деятельность должны осуществлять руководитель, бухгалтер и водители мобильных средств пожаротушения в соответствии с особенностями, установленными трудовым законодательством для указанных должностей. В отношении руководителя и бухгалтера объектовой добровольной пожарной дружины указано, что они назначаются учредителями общественного объединения пожарной охраны, также на основании трудовых договоров.

5. Под статусом добровольного пожарного понимается совокупность прав и свобод, гарантированных государством, и обязанностей и ответственности добровольных пожарных, установленных комментируемым Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине.

Правовой статус добровольного пожарного включает в себя ряд элементов, позволяющих определить место указанного субъекта в системе правоотношений, возникающих в связи с их деятельностью и участием в профилактике и тушении пожаров. Прежде всего, статус добровольного пожарного включает в себя законодательное закрепление прав, обязанностей, гарантий и ответственности указанного лица. Необходимо отметить, что комментируемый Закон закрепляет основные элементы правового статуса добровольного пожарного, свое дальнейшее развитие они находят в трудовом, социальном и иных видах законодательства.

К числу основных прав добровольных пожарных относятся:

- защита жизни и здоровья при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине;

- возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей, связанных с осуществлением ими деятельности в добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, в порядке, установленном законодательством РФ;

- участие самостоятельно или в составе добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

- информирование о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности органов местного самоуправления и (или) организаций, соответствующих территориальных подразделений Государственной противопожарной службы;

- внесение в органы местного самоуправления и организации предложений по повышению уровня пожарной безопасности на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях;

- осуществление при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ необходимых действий по обеспечению безопасности людей и спасению имущества в соответствии с законодательством РФ.

Следующий элемент правового статуса добровольного пожарного - это обязанности.

Добровольные пожарные обязаны:

- обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных;

- во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком дежурства прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;

- нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства, согласованным с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время и утвержденным соответственно руководителем добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины;

- соблюдать установленный порядок несения службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, дисциплину и правила охраны труда в пожарной охране;

- содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;

- выполнять законные распоряжения руководителя добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара.

Данные обязанности носят универсальный характер для всех объединений добровольной пожарной охраны.

Необходимо отметить, что обязанности добровольных пожарных определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью.

Добровольные пожарные, виновные в неисполнении обязанностей, возложенных на них комментируемым Законом, умышленном причинении при проведении аварийно-спасательных работ, тушении пожара вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Последний элемент правового статуса добровольного пожарного - это гарантии деятельности добровольных пожарных, которые в комментируемом Законе определены в общем виде. Гарантии деятельности добровольных пожарных заключаются в следующем:

- органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации оказывают содействие добровольным пожарным, привлеченным к проведению аварийно-спасательных работ тушению пожара, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства;

- в ходе проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожара добровольные пожарные подчиняются только руководителям добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара, в составе которых проводят указанные работы;

- никто не имеет права принуждать добровольных пожарных к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным комментируемым Законом.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо отметить, что при получении статуса добровольного пожарного принимаются во внимание не только общие права добровольных пожарных, закрепленные в комментируемом Законе, но обязательно также права и обязанности всех пожарных. Поэтому по своему содержанию охватывает самые разнообразные права и обязанности.

В частности, в документах, регламентирующих деятельность общественных объединений закрепляются:

- особенности и режим их несения службы;

- порядок и условия компенсации, социальные гарантии и льготы добровольных пожарных;

- обязательство неукоснительного выполнения добровольными пожарными возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей добровольной пожарной команды, добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров.

Например, в Положении о добровольных пожарных дружинах на территории города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 года N 880-ПП) указывается, что основными задачами добровольных пожарных дружин являются организация предупреждения пожаров и их тушение, которые включают мероприятия по:

- контролю за соблюдением работающими и другими гражданами противопожарного режима, установленного для данного объекта;

- разъяснению работникам основных положений общеобъектовой инструкции о мерах пожарной безопасности;

- надзору за исправным состоянием средств противопожарной защиты и готовностью их к действию;

- дежурству в праздничные и выходные дни в противопожарных нарядах по объекту;

- участию в проверке фактов пожаров, установлении их причин и последствий, а также в разработке противопожарных мероприятий;

- вызову подразделений пожарной охраны при возникновении пожара, принятию необходимых мер по спасанию людей, имущества и ликвидации пожара имеющимися на объекте первичными средствами пожаротушения.

Комментарий к статье 3. Основные принципы создания и деятельности добровольной пожарной охраны

1. Комментируемая статья закрепляет основные принципы добровольной пожарной охраны.

Принципы - это руководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественных отношений. Всего в комментируемой статье имеется семь основных принципов, которые находят свое развитие в следующих статьях комментируемого Закона и других нормативных актах.

Следует отметить, что комментируемые принципы реализуют общие принципы создания и деятельности общественных объединений, которые в соответствии с положениями ст.15 ФЗ "Об общественных объединениях" включают:

- равенство объединений перед законом;

- добровольность;

- равноправие;

- самоуправление;

- законность;

- свободу определения внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности объединения;

- гласный характер деятельности и общедоступность информации об учредительных и программных документах.

Первым принципом деятельности добровольной пожарной охраны в комментируемой статье назван принцип равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм.

Конституционное право на объединение, включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо не вступать в существующие общественные объединения, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Часть 2 ст.30 Конституции РФ закрепляет эту одну из важнейших гарантий свободы объединений, соблюдения принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях - личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

В п.4 ст.13 Конституции РФ закреплен принцип равенства общественных объединений перед законом. Кроме того, на принцип равенства общественных объединений перед законом независимо от их организационно-правовых форм указано в ст.15 ФЗ "Об общественных объединениях".

Принцип равенства в деятельности общественных объединений опирается на ст.19 Конституции РФ и ст.7 Всеобщей декларации прав человека, провозгласивших, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В Конституции РФ закреплены равенство всех перед законом и государственные гарантии осуществления равноправия независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к общественным объединениям. Это означает, что участие или членство в добровольной пожарной охране защищенных законом дополнительных правомочий при осуществлении субъективных прав, предоставленных гражданам законодательством РФ, например, при совершении имущественных сделок, поступлении на работу, участии в выборах или выезде за границу, а также не освобождает от обязанностей, например, несения военной службы или ответственности за совершенное уголовное преступление. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, закрепленный принцип равноправия касается всех сфер жизни и означает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, об обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе.

Таким образом, ст.19 Конституции РФ гарантируется равенство правовых возможностей, предоставляемых государством, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям. Конституция РФ провозглашает свободу деятельности общественных объединений. Это предполагает равенство прав граждан при создании общественных объединений, то есть по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления они могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Кроме того, не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных организаций, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением предусмотренных законом случаев. Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к порядку создания общественных объединений. Так учредители, члены и участники общественного объединения имеют равные права, и несут равные обязанности в соответствии с требованиями норм устава. Кроме того равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности.

Например, устав, положение или иной основополагающий акт добровольной пожарной охраны должен указывать название, цели, организационно-правовую форму, задачи, структуру, территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций. Что касается равенства требований к порядку регистрации общественных объединений, то для определенного вида общественного объединения предусмотрен соответствующий исчерпывающий перечень документов для принятия решения о государственной регистрации общественного объединения.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов добровольной пожарной охраны, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений. Однако есть и исключения. Так, законодательством предусмотрена государственная поддержка молодежных и детских объединений в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

Кроме того, равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве оснований ответственности общественных объединений за нарушение законодательства РФ, поскольку свобода объединения имеет свои пределы и не может использоваться в асоциальных целях. Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Принцип равенства общественных объединений перед законом является основополагающим принципом в деятельности добровольной пожарной охраны и предполагает равные для всех возможности в реализации конституционного права на объединение, что свидетельствует о наличии в России правовых условий для активного развития самодеятельных гражданских организаций. Смысл конституционного принципа равенства состоит в том, что общественные объединения равны перед законом независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивается равенство прав граждан при создании общественных объединений.

2. Вторым принципом деятельности добровольной пожарной охраны назван принцип добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной пожарной охраны. Принцип добровольности означает, что никто не может принуждать общественное объединение заниматься какой-либо деятельностью, в том числе путем издания обязательных для выполнения актов органов государственной власти или местного самоуправления, не основанных на законе и имеющих индивидуальный характер.

В деятельности общественных объединений принцип равноправия, является скорее производным от принципа равенства объединений перед законом и применяется непосредственно в деятельности общественных объединений, а принцип равенства носит более общий характер и касается статуса общественных объединений в целом. Принцип равноправия касается равенства прав участников и (или) членов добровольной пожарной охраны. В соответствии с принципом законности, который является по сути своей межотраслевым, каждое общественное объединение обязано в своей деятельности соблюдать нормы действующего законодательства, руководствоваться нормами Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, законов, подзаконных актов.

Нарушение принципа законности происходит, как правило, в форме конкретных действиях (бездействии) общественного объединения, которое является наказуемым.

В случае нарушения добровольной пожарной охраны Конституции РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность добровольной пожарной охраны на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения может быть обжаловано в суд.

3. Третьим является принцип свободы в определении внутренней структуры добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны. Общественные объединения, в соответствии с данным принципом, обладают свободой в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, это означает, что учредители таких объединений могут беспрепятственно выражать свою волю, принимать какие-либо совместное решение в отношении создания объединения, утверждения его устава. Руководящие органы такого объединения вправе в дальнейшем изменять его структуру, цели и методы и формы деятельности, в пределах имеющихся полномочий.

На практике свобода определения внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности добровольной пожарной охраны, конечно, обусловлена внешними аспектами необходимости создания дополнительных сил общественной пожарной охраны на определенной территории, поскольку неприкрытыми профессиональной пожарной охраной считаются от 30 до 40 тысяч сельских населенных пунктов (около 17% от общей численности населения), на долю которых приходится свыше 40% погибших при пожарах людейКомментарий к Федеральному закону от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ .
________________

Комментарий к Федеральному закону от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ См. Заключение Общественной палаты Российской Федерации по проекту федерального закона N 465958-5 "О добровольной пожарной охране" // URL: http://asozd.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_5.nsf/ByID/D6CF2C28DD14B0E5C32578260037BC25/$File/Общественная%20палата.doc?OpenElement

4. Четвертым является принцип гласности и общедоступности информации о деятельности добровольной пожарной охраны. В соответствии со ст.15 ФЗ "Об общественных объединениях" деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

В соответствии с п.3.1 ст.32 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

То есть, добровольные пожарные организации, которые отвечают указанным требованиям, могут не публиковать ежегодно отчет о своей имущественной деятельности согласно п.3.2 ст.32 ФЗ "О некоммерческих организациях".

Общедоступность информации об учредительных и программных документах общественных объединений основана на положениях Конституции РФ. Согласно п.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Относительно обязательной реализации принципа гласности и общедоступности достоверной информации в деятельности ДПО следует обратить внимание на решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2011 года N ГКПИ11-419, которым было удовлетворено заявление о ликвидации общественной организации, поскольку организация неоднократно представляла недостоверные данные о своих членах, структуре, месте нахождения, кроме того, организацией не были устранены нарушения действующего законодательства, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации. То есть, нарушение указанного принципа гласности и общедоступности достоверной информации может привести к ликвидации ДПО в форме общественной организации.

5. Пятым в комментируемой статье указан принцип готовности подразделений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим. Данный принцип находит свое выражение в закреплении основных задач добровольной пожарной дружины и добровольной пожарной команды, которые в обязательном порядке возлагаются на них, в частности к ним относятся:

- поддержание органов управления, сил и средств добровольной пожарной охраны в постоянной готовности к выдвижению в зоны очагов пожара и проведению аварийно - спасательных работ;

- контроль над готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Данный принцип обеспечивается дежурством личного состава добровольной пожарной охраны, установленного учредителями общественного объединения пожарной охраны по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Поддержанием техники и аварийно-спасательных средств в рабочем состоянии, что требует надлежащего материально-технического обеспечения указанных служб, мобильности, постоянного совершенствования профессионального мастерства добровольных пожарных, отработки систем связи и оповещения, соответствующих учений и тренировок.

6. Шестым в комментируемой статье указан принцип приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Данный принцип говорит нам, что жизнь человека ставится на первое место при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Самое главное, чтобы как можно больше спасти человеческих жизней.

Приоритет спасения людей неоспорим поскольку любое цивилизованное общество должно охранять наивысшую ценность - жизнь и здоровье своих граждан, право охрану и защиту которых провозглашено и признается мировым сообществом как основное неотъемлемое право, принадлежащее каждому человеку (см. ст.3 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года). Пределы правовой охраны жизни и здоровья человека являются одним из основных показателей степени демократичности государства. Приоритет обеспечения охраны жизни и здоровья людей на территории Российской Федерации согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" обозначен первым основным принципом государственной политики в области безопасности.

7. Последним в комментируемой статье указан принцип обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Под мероприятиями направленными на тушение пожаров и аварийно-спасательными работами понимаются действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Мероприятия по тушение пожаров и аварийно-спасательные работы сами по себе характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Между тем, установление и закрепление законодательством случаев, когда при возникновении для жизни и здоровья работник не вправе отказаться от выполнения своих обязанностей, закрепленных комментируемым Законом не означает, что в отношении отдельных категорий участников добровольной пожарной охраны, в данном случае добровольных пожарных, могут не соблюдаться требования по охране жизни и здоровья.

Особенности статуса добровольного пожарного заключаются в участии граждан, подготовленных на проведение профилактики и тушения пожаров и аварийно-спасательных работ, определяются возложенными на них в соответствии с комментируемым Законом обязанностями прибывать к месту вызова при получении сообщения о чрезвычайной ситуаций или пожаре, принимать участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью. Обеспечение безопасности их работы основывается на строгом соблюдении принципа оправданного риска и неукоснительного выполнения возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины и руководителя тушения пожара. Данный принцип обеспечивается, в том числе и тем, что в ходе проведения аварийно - спасательных работ и тушения пожаров добровольные пожарные имеют право:

- на полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;

- беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров;

- требование от всех лиц, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, соблюдения установленных мер безопасности;

- экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров;

- использование для спасения людей и в случае крайней необходимости в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

Все это позволяет минимизировать возможные риски и предотвратить тяжкие последствия возникающих при пожарах и чрезвычайных ситуациях.

Комментарий к статье 4. Правовая основа создания и деятельности добровольной пожарной охраны

1. Правовое обеспечение в области создания и деятельности добровольной пожарной охраны - это совокупность законов и иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Законодательную основу создания и деятельности добровольной пожарной охраны составляют: Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, комментируемый Закон, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты и муниципальные нормативно-правовые акты.

С учетом очередности в положениях комментируемой статьи (правовой иерархии) правовые нормы законов и иных нормативных правовых актов будут недействительными при несоответствии правилам Конституции РФ, согласно ч.1 ст.15 которой конституционные постулаты имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории России.

В Конституции РФ нашли свое отражение вопросы защиты населения от пожаров. Согласно п."м" ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность, а в соответствии с п."з" ч.1 ст.72 осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Нахождение в ведении Российской Федерации означает, что нормотворчеством занимаются исключительно федеральные органы государственной власти. Что же касается предметов совместного ведения, то это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции и Российской Федерации, и ее субъектов РФ.

2. Следующими по значимости среди документов в области регулирования добровольной пожарной охраны установлены международные договоры РФ, что реализует общее правило ч.4 ст.15 Конституции РФ, в которой провозглашен приоритет над нормами федерального законодательства правил международного договора РФ.

В данной связи отметим, что в соответствии с правилами ФЗ "О международных договорах РФ" Российская Федерация подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. При этом в порядке п.1 постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" общепризнанными принципами международного права представляются основополагающие императивные нормы международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. При этом общепризнанной нормой международного права считается правило поведения, которое принимается и признается международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Такие правила входят главным образом в "конвенционное право".

Для практической реализации комментируемых положений следует учитывать 3 аспекта.

Во-первых, приоритетом перед внутригосударственными законодательными нормами обладают только те международные договоры РФ (в том числе и в сфере технического регулирования), которые согласно установленному порядку, ратифицированы и опубликованы, поскольку ратификация придает международному договору РФ юридическую силу федерального закона и наделяет его свойствами приоритета по отношению к другим законам. Нератифицированный международный договор не обладает иерархическим приоритетом при возникновении коллизии между его положениями и нормами закона.

Во-вторых, преимущественная сила международного договора РФ может проявляться лишь на стадии правоприменения и не влечет автоматической отмены противоречащих норм внутригосударственного закона.

В-третьих, правила, устанавливаемые международным договором РФ, применяются, если Российская Федерация подписала договор; обменялась документами, образующими договор; ратифицировала договор; утвердила и приняла договор; присоединилась к договору, и если такой международный договор вступил в силу для Российской Федерации.

Например, к ратифицированным международным договорам РФ, которые можно использовать в деятельности добровольной пожарной охраны, относятся следующие конвенции Международной организации труда (МОТ):

- Конвенция МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (Сан-Франциско, 9 июля 1948 года);

- Конвенция МОТ N 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (Женева, 26 июня 1978 года);

- Конвенция МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (Женева, 22 июня 1981 года);

- Конвенция МОТ N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда" (Женева, 15 июня 2006 года).

Основой создания нормативно-правовой базы в области создания и деятельности добровольной пожарной охраны является:

- разработка основных положений правового регулирования в сфере добровольной пожарной охраны;

- решение вопросов охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно Модельному лесному кодексу, принятому постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 года N 22-11, в целях охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров, предупреждения лесных пожаров и их тушения могут создаваться добровольные пожарные дружины. Порядок создания добровольных пожарных дружин определяется национальным законодательством.

3. Среди федеральных конституционных законов, в той или иной степени затрагивающих сферу регулирования деятельности ДПО, можно отнести:

- ФКЗ "О чрезвычайном положении", которым устанавливается порядок и определяются обстоятельства, при наличии которых может вводиться чрезвычайное положение на территории России и в отдельных ее местностях; регламентируются основные аспекты режима чрезвычайного положения, в том числе силы, средства и меры, используемые в условиях чрезвычайного положения и пр. аспекты;

- ФКЗ "О военном положении", которым регламентируются порядок и основания введения и отмены военного положения, определяется содержание этого режима, устанавливаются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению режима, основания и порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, правовое положение граждан и организаций в условиях военного положения.

4. Федеральные законы играют ведущую роль в регулировании правоотношений в сфере деятельности добровольной пожарной охраны в Российской Федерации. Они обладают высшей юридической силой в отношении иных нормативных актов. Это означает, что принимаемые Правительством РФ, министерствами, ведомствами, службами, органами власти субъекта РФ и муниципальными органами власти нормативные акты, регулирующие данную сферу деятельности, не должны противоречить федеральному законодательству.

Комментируемый Закон является комплексным специализированным законодательным актом, который включает элементы гражданского, налогового, трудового законодательства и тем самым, основывается в необходимых случаях на соответствующих положениях ГК РФ, НК РФ, ТК РФ и иных федеральных законах, среди которых следует отметить, прежде всего:

- ФЗ "Об общественных объединениях";

- ФЗ "О некоммерческих организациях";

- ФЗ "О пожарной безопасности".

5. Федеральные законы содержат базовые принципы, нормы, определяющие государственную политику, направленность в области добровольной пожарной охраны. Данные нормы находят свое логическое продолжение и развитие в иных нормативных актах.

В ряде нормативных актов можно выделить постановления Правительства РФ, которые регулируют деятельность добровольной пожарной охраны, например постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 года N 1481 "О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года".

Следующими в ряду нормативных актов, регулирующих деятельность добровольной пожарной охраны, являются приказы, постановления, распоряжения соответствующих министерств, служб и ведомств, к числу таковых, в частности относятся:

- приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 года N 240 "Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ";

- приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 года N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны";

- приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны".

6. Нормативно-правовые акты принимаются также на уровне субъектов РФ и муниципальных органов власти. В качестве примера можно привести:

- Закон Республики Крым от 19 декабря 2014 года N 47-ЗРК/2014 "О добровольной пожарной охране в Республике Крым";

- Областной закон Ленинградской области от 18 октября 2011 года N 81-оз "О добровольной пожарной охране Ленинградской области";

- Закон Санкт-Петербурга от 30 сентября 2011 года N 565-108 "О добровольной пожарной охране в Санкт-Петербурге";

- Закон Республики Калмыкия от 7 июля 2011 года N 277-IV-З "Об отдельных вопросах деятельности добровольной пожарной охраны в Республике Калмыкия";

- Закон Свердловской области от 12 июля 2011 года N 71-ОЗ "О добровольной пожарной охране на территории Свердловской области";

- постановление Правительства Ленинградской области от 16 июля 2014 года N 312 "О гарантиях социальной защиты членов семей работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных";

- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 августа 2013 года N 589 "О личном страховании добровольных пожарных территориальных подразделений добровольной пожарной охраны в Санкт-Петербурге";

- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 июня 2012 года N 620 "О создании и деятельности добровольной пожарной охраны в Санкт-Петербурге";

- постановление Правительства Хабаровского края от 3 апреля 2012 года N 85-пр "О регулировании отдельных вопросов в области обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны в Хабаровском крае";

- постановление Администрации Великого Новгорода от 11 ноября 2014 года N 5831 "Об утверждении Положения о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Великого Новгорода";

- постановление Правительства Рязанской области от 22 августа 2012 года N 226 "Об утверждении Порядка предоставления единовременной выплаты членам семей погибших (умерших) добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны на территории Рязанской области";

- постановление Правительства РБ от 29 марта 2012 года N 85 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной защиты работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным и членам их семей";

- постановление Администрации городского округа Самара от 24 апреля 2012 года N 361 "Об утверждении Положения о добровольной пожарной охране городского округа Самара";

- постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 10 ноября 2011 года N 754 "О создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны";

- постановление главы Администрации городского округа г.Салават РБ от 9 апреля 2012 года N 863-п "О добровольной пожарной охране в городском округе город Салават Республики Башкортостан";

- постановление главы Администрации муниципального района Уфимский район РБ от 19 января 2012 года N 113 "О добровольной пожарной охране муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан" и др.

Комментарий к статье 5. Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны

1. Российское государство в силу своих основных задач по обеспечению безопасности граждан и их имущества должно иметь соответствующую базу их реализации, поэтому оно гарантирует соблюдение прав и законных интересов участников пожарной охраны в целом и общественных объединений добровольной пожарной охраны в частности. В данной связи государством оказывается финансовая и материально-техническая помощь добровольной пожарной охране, законодательно регулируется предоставление некоммерческим организациям социальной направленности налоговых и иных льгот и преимуществ, предусматривается система мер по правовой и социальной защите добровольных пожарных и членов их семей.

В соответствии с положениями ст.31.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" общественным объединениям пожарной охраны как социально ориентированным некоммерческим организациям органами государственной власти и местного самоуправления может быть оказана в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Так, например, постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2014 года N 1332 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - Правила).

Субсидии предоставляются по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном МЧС России, на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с реализацией следующих мероприятий:

а) участие в подготовке и обучении населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

б) оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров и несчастных случаев на водных объектах;

в) участие в профилактике и (или) тушении пожаров;

г) участие в проведении аварийно-спасательных работ;

д) проведение конференций и семинаров по проблемам безопасности жизнедеятельности.

Конкурсный отбор некоммерческих организаций осуществляется МЧС России на основании следующих критериев:

а) соответствие программы деятельности некоммерческой организации, направленной на осуществление мероприятий, указанных в п.2 Правил (далее соответственно - программа, мероприятия), целям предоставления субсидии;

б) соотношение затрат на осуществление мероприятий и предполагаемого эффекта от их реализации;

в) наличие материально-технических и кадровых ресурсов;

г) наличие опыта успешной деятельности некоммерческой организации в осуществлении мероприятий.

Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключенного МЧС России с некоммерческой организацией, в котором указываются:

а) виды расходов, связанных с реализацией мероприятий, финансовое обеспечение и (или) возмещение которых осуществляется за счет субсидии;

б) порядок перечисления субсидии;

в) размер субсидии;

г) показатели результативности предоставления субсидии, в случае если субсидия предоставляется на финансовое обеспечение соответствующих расходов;

д) порядок и сроки представления некоммерческой организацией установленной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отчетности об использовании субсидии (в случае финансового обеспечения расходов) и (или) о понесенных затратах (в случае возмещения расходов);

е) право МЧС России и уполномоченных органов государственного финансового контроля проводить проверки соблюдения некоммерческой организацией указанных Правил и соглашения;

ж) порядок возврата сумм, использованных некоммерческой организацией, в случае установления по итогам проверок, проведенных МЧС России и уполномоченными органами государственного финансового контроля, фактов нецелевого использования субсидии, а также в случае нарушения Правил и соглашения.

Приказом МЧС России от 2 марта 2015 года N 99 утвержден Порядок проведения конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, для предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Порядок).

В соответствии с п.3 Порядка объявление о проведении конкурса размещается на официальном сайте МЧС России в сети Интернет не позднее чем за 10 календарных дней до начала срока приема комплекта документов социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, необходимых для участия в конкурсе (далее - заявка на участие в конкурсе), включающее следующее:

- сроки и место приема заявок на участие в конкурсе, а также почтовый адрес для их направления;

- адрес электронной почты, номер контактного телефона для получения консультаций по вопросам участия в конкурсе.

Таким образом, в МЧС России сформирован механизм субсидирования ДПО, осуществляющих свою деятельность на водных объектах.

Говоря о налоговых льготах некоммерческим организациям следует обратить внимание, например, на правила подп.3 п.2 ст.39, п.2 ст.146, п.2 ст.251, п.2 ст.256, ст.270, ст.289 НК РФ:

- о непризнании реализацией товаров, работ или услуг передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

- о невключении в объекты налогообложения денежных средств, переданных некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое может осуществляться согласно ст.3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" в целях использования в сфере социальной помощи (поддержки) добровольным пожарным;

- об исключении из налоговой базы единого социального налога целевых поступлений на содержание общественных объединений пожарной охраны и ведение ими уставной деятельности, поступивших безвозмездно;

- об исключении из процедуры амортизации имущества некоммерческих организаций, полученного в качестве целевых поступлений или приобретенного за счет средств целевых поступлений и используемого для осуществления некоммерческой деятельности;

- о расходах, не учитываемых в целях налогообложения, в виде сумм добровольных членских взносов в общественные организации, а также в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям;

- об уплате общественными объединениями пожарной охраны при исчислении НДС только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода.

2. Комментируемая статья закрепляет гарантию деятельности добровольных пожарных при исполнении ими своих добровольных обязанностей. Законодатель определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации оказывают содействие добровольным пожарными общественным объединениям пожарной охраны, привлеченным к проведению аварийно-спасательных работ и тушении пожаров, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, касающихся добровольной пожарной охраны, относятся:

- нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;

- организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

- разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание добровольной пожарной охраны;

- разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;

- осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования добровольной пожарной охраны;

- осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава добровольной пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, и членов их семей;

- создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов касающихся добровольной пожарной охраны относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- организация и принятие мер по оповещению населения и добровольной пожарной охраны о пожаре;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Примеры

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Комментарий к Федеральному закону от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (постатейный)

Название документа: Комментарий к Федеральному закону от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (постатейный)

Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

Дата принятия: 07 августа 2015

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах