Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (постатейный)

Комментарий к статье 7. Российский регистр гидротехнических сооружений

1. В государственном регулировании немаловажную роль играют систематизированные сведения уполномоченных государственных органов о природных ресурсах и объектах, их количественном и качественном выражении и др., а именно данные государственных кадастров, регистров и реестров. Выделяются следующие виды кадастров: водный, земельный, лесной, рекреационный, почвенный, фискальный, экологический, многоцелевой, кадастр объектов животного мира, кадастр отходов, месторождений и проявлений полезных ископаемых и прочие.

Можно дать обобщенное определение всем вышеперечисленным видам государственных кадастров - это систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов и явлений, в ряде случаев с их экономической или социально-экологической характеристикой и оценкой изменений под влиянием преобразующей деятельности человека, может включать рекомендации по рациональному использованию ресурсов, мерам их охраны.

Кадастры, регистры и реестры являются одной из форм систематизации сведений, необходимой для принятия соответствующих решений.

В соответствии с комментируемой статьей порядок формирования Регистра устанавливается Постановлением правительства РФ.

В соответствии с указанной нормой Правительством РФ утверждено постановление от 23 мая 1998 года N 490 "О порядке формирования и ведения российского регистра гидротехнических сооружений". В соответствии с данным постановлением формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений возложено на Федеральное агентство водных ресурсов, подведомственное Министерству природных ресурсов РФ.

Указанным постановлением определен также общий порядок ведения Регистра. В частности, гидротехническое сооружение подлежит внесению в Регистр только после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Вместе с тем, гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу комментируемого Закона, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения (п.3 постановления Правительства РФ от 23 мая 1998 года N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений").

Необходимо отметить, что, в соответствии со ст.10 комментируемого Закона, а также в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 года N 1303 декларация безопасности гидротехнических сооружений может разрабатываться:

- на стадии проектирования. Декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений включается в состав проектной документации на строительство гидротехнических сооружений, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с ГрК РФ;

- на стадии строительства, реконструкции и капитального ремонта;

- на стадии эксплуатации. При этом гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу комментируемого Закона (то есть, с 28 июля 1997 года), вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнического сооружения;

- на стадии консервации и ликвидации.

Инструкция о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений утверждена приказом Минприроды России от 29 января 2013 года N 34.

Регистр представляет собой единую систему учета, регистрации, хранения и предоставления информации о гидротехнических сооружениях РФ.

Ведение Регистра необходимо для достижения следующих целей:

а) государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений;

б) сбора, обработки, хранения и распространения информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности гидротехнических сооружений;

в) создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

г) информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

Таким образом, ведение Регистра направлено, в первую очередь, на полноценное информирование органов государственной власти, включение информации об объекте в Регистр не является каким-либо разрешительным актом, тем не менее, в силу важности получения достоверной информации об особо опасном объекте - гидротехническом сооружении, включение информации в Регистр обязательно на всех вышеперечисленных этапах.

2. Государственную регистрацию гидротехнических сооружений и ведение Регистра исполняют:

1) Федеральное агентство водных ресурсов (далее - Росводресурсы) в части:

- государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений в Регистре;

- предоставления информации о гидротехнических сооружениях из Регистра;

- предоставления доступа к сведениям базы данных Регистра;

2) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) (совместно - органы государственного контроля и надзора) - в части формирования и направления в Росводресурсы информационных данных о поднадзорных гидротехнических сооружениях.

Конечным результатом государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений в Регистре является присвоение регистрационного кода гидротехническим сооружениям.

Регистрационные коды гидротехническим сооружениям присваиваются организацией, уполномоченной Федеральным агентством водных ресурсов на ведение базы данных Регистра.