Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (постатейный)

Комментарий к статье 2. Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений

1. Комментируемая статья устанавливает, какими нормативными правовыми актами регулируются правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Установление перечня нормативных правовых актов, определение их главенства по отношению друг к другу, иерархии, преимуществ позволяет разрешать правовые коллизии в случае противоречия правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах разной силы и разного времени принятия.

В соответствии комментируемой статьей законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из:

- комментируемого Закона;

- принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов;

- принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ.

Таким образом, комментируемый Закон является не единственным в системе законов, регулирующих сходные или смежные правоотношения. При этом данная статья однозначно устанавливает приоритет комментируемого Закона в системе законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Однако здесь следует сказать о некоторых исключениях.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ комментируемая статья была положениями, устанавливающими, что требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений для объектов использования атомной энергии устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Данный закон направлен на повышение эффективности и совершенствование системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, предназначенной для обеспечения безопасности использования атомной энергии на протяжении всего жизненного цикла объектов использования атомной энергии, начиная с проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации, а также перевозки, утилизации, контроля и учета радиоактивных источников.

Основными задачами в этой сфере являются:

- укрепление законодательных основ обеспечения безопасности при использовании атомной энергии с целью минимизации рисков для жизни и здоровья человека, общества и окружающей среды;

- определение полномочий органов законодательной и исполнительной власти в области регулирования безопасности использования атомной энергии;

- определение уровня регулирующей ответственности и подведомственности органам государственной власти функций регулирования, управления, надзора и контроля деятельности в области использования атомной энергии;

- определение перечня видов деятельности и объектов контроля в области обеспечения безопасности использования атомной энергии;

- формирование единой системы нормативно-правового и нормативно-технического регулирования безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергии с целью повышения эффективности регулирующих документов;

- устранение избыточных административных барьеров, возникающих при использовании объектов атомной энергии, путем разграничения полномочий и усиления координации надзорных государственных органов при осуществлении контроля (надзора) за объектами использования атомной энергии;

- усиление ответственности организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и их должностных лиц.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ определяет особый порядок нормативно-технического регулирования путем установления системы требований к объектам регулирования в области атомной энергии, основанной на дифференцированном подходе к обеспечению безопасности, учитывая различные уровни радиационных рисков, связанных с объектами и деятельностью в области использования атомной энергии. Нормативно-техническое регулирование в области использования атомной энергии включает в себя порядок разработки и утверждения федеральных норм и правил, а также систему стандартизации и оценки соответствия в области использования атомной энергии

Представляется, что принятие ФЗ от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ позволит устранить имеющиеся пробелы и несоответствия в правовом регулировании отношений, связанных с безопасностью использования атомной энергии, повысить эффективность функционирования системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и будет способствовать совершенствованию механизмов деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите здоровья и жизни людей, охране окружающей среды, а также укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.

К другим законам и иным нормативным правовым актам относятся, в частности:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), регулирующий отношения, возникающие при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию любого объекта капитального строительства. При этом в необходимых случаях ГрК РФ содержит ссылку на специальное законодательство, связанное с созданием уникальных, особо важных, объектов капитального строительства;

- КоАП РФ, устанавливающий административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду;

- постановление Правительства РФ от 16 октября 1997 года N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений". Определяет уполномоченные на осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений органы государственной власти и должностные лица;

- постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 года N 490 "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений". Устанавливает порядок ведения основного документа, фиксирующего информацию о вводе в эксплуатацию гидротехнического сооружения;

- постановление Правительства РФ от 6 ноября 1998 года N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений". Устанавливает порядок взаимодействия всех заинтересованных лиц при подготовке, согласовании и утверждении декларации гидротехнического сооружения;

- постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 года N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника". Указанное положение регулирует вопросы эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника;

- постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001 года N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения". В соответствии с требованиями комментируемого Закона устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. В соответствии с указанными Правилами уполномоченными исполнительными органами государственной власти разработан Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения - см. приказ МЧС РФ, Минэнерго РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Минтранса РФ и Федерального горного и промышленного надзора России от 18 мая 2002 года N 243/150/270/68/89 "Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения";

- постановление Госгортехнадзора РФ от 12 января 1998 года N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России". Определяет цели, задачи, функции и структуру мониторинга безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору РФ, а также устанавливает порядок его осуществления при их эксплуатации;

- приказ Ростехнадзора от 3 ноября 2011 года N 625 "Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности". Дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методика их составления, учитывают особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, регламентируют процедуру формирования соответствующих разделов и приложений декларации безопасности гидротехнических сооружений;