Недействующий

     ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 16 сентября 2015 года N 427

Об утверждении Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 14 апреля 2016 года N 188
____________________________________________________________________



В целях обеспечения реализации Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р,

приказываю:

Утвердить прилагаемую Методику расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).

Руководитель
Федеральной службы
государственной статистики
А.Е.Суринов

     

     

Приложение

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 16 сентября 2015 года N 427

     

Методика расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)



Настоящая методика разработана в целях внедрения отдельных положений обновленных международных стандартов в области статистики труда, принятых Международными конференциями статистиков труда (МКСТ) и МОТ, касающихся расширения охвата всех категорий наемных работников.

I. Международные стандарты

     

1.1. Резолюция I "Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы" 19-ой МКСТ в октябре 2013 года (далее - Резолюция I)



Резолюция I содержит положение "о необходимости обеспечения согласованности с другими международными статистическими стандартами, особенно в отношении системы национальных счетов, рабочего времени, трудовых доходов, детского труда, статуса в занятости и неформальной занятости".

В Резолюции I определяются понятие "трудовая деятельность", ее формы, статусы участия в составе рабочей силы и показатели недоиспользования рабочей силы. В качестве задачи развития системы статистики трудовой деятельности ставится "комплексное измерение участия во всех формах трудовой деятельности с целью оценки объема трудовой деятельности или трудовой составляющей в национальных счетах производства, включая "сателлитные" счета, а также вклада всех форм трудовой деятельности в экономическое развитие, доходы домашних хозяйств и благосостояние отдельных лиц и всего общества".

При этом в соответствии со ст.6 Резолюции I "трудовая деятельность означает любую деятельность, осуществляемую в целях производства товаров или оказания услуг для использования другими лицами или для собственного пользования". Она "определяется независимо от ее формального или неформального характера или от законности деятельности" и "не включает в себя деятельность, которая не связана с производством товаров и услуг, с уходом за собой и с деятельностью, которая не может быть осуществлена вторым лицом от имени или по поручению первого лица".

В Резолюции I выделяются пять взаимоисключающих форм трудовой деятельности, которые определяются на основе предполагаемого назначения продукции (для собственного конечного использования либо для использования другими лицами, т.е. другими экономическими единицами) и характера сделки, лежащей в основе обмена (т.е. денежных или неденежных операций и трансфертов), а именно:

1) трудовая деятельность по производству товаров и услуг для собственного использования означает производство товаров и услуг для собственного конечного использования;

2) занятость означает трудовую деятельность, выполняемую в обмен на оплату или прибыль;

3) неоплачиваемый труд стажеров или лиц, проходящих профессионально-техническую подготовку, означает трудовую деятельность, выполняемую безвозмездно в интересах других лиц в целях приобретения трудового опыта или профессиональных навыков;

4) трудовая деятельность волонтеров означает необязательную трудовую деятельность, выполняемую безвозмездно в интересах других лиц;

5) другие виды трудовой деятельности (не определяемые в указанной резолюции)".

Кроме того, пункт 12 Резолюции I также дает следующие определения:

- Рабочее место определяется как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы, согласно пункту 6 Резолюции I:

- Термин "рабочее место" используется в отношении занятости. Лицо может занимать одно или несколько рабочих мест. (Самозанятые лица занимают столько рабочих мест, сколько имеется экономических единиц, находящихся в их полной или совместной собственности, независимо от количества обслуживаемых клиентов). В случае занятия нескольких рабочих мест, основным рабочим местом является место с наибольшей продолжительностью рабочего времени, согласно определению, принятому в международных статистических стандартах о рабочем времени.

В части охвата населения Резолюция I содержит следующие требования:

"Статья 60. В целом, статистика трудовой деятельности должна охватывать постоянно проживающее население, состоящее из всех лиц, которые являются постоянными жителями страны, независимо от их пола, национальной принадлежности, гражданства или географического расположения их места работы. К ним относятся постоянные жители, которые работают за пределами страны.

Статья 61. В странах со значительным притоком краткосрочных или временных работников-мигрантов статистика занятости должна дополняться по мере возможности информацией о характеристиках занятости непостоянных жителей, работающих на территории страны, что позволит анализировать их ситуацию и воздействие на рынок труда.

Статья 62. Для полного формирования национальных счетов данные об объеме трудовой деятельности должны охватывать все формы трудовой деятельности, которые выполняются лицами, занятыми в производственных единицах внутри страны, независимо от их пола, национальной принадлежности, гражданства или постоянного места жительства.

Статья 63. При определении понятий "постоянное проживание" и "производственные единицы внутри страны" страны должны стремиться к обеспечению согласованности с международными стандартами статистики населения и системы национальных счетов. Страны должны стремиться использовать все доступные источники для составления статистических данных с самым широким охватом населения.".

В части определения основных источников информации Резолюция I гласит:

"Статья 67. Статистика трудовой деятельности может составляться с использованием одного или нескольких источников данных. В целом, обследования домашних хозяйств лучше всего подходят для сбора статистических данных о трудовой деятельности и рабочей силе, так как они охватывают постоянное население страны и позволяют оценивать его участие на всех рабочих местах и во всех формах трудовой деятельности:

a) Обследования рабочей силы - основной источник статистической информации для мониторинга рынка труда, недоиспользования рабочей силы... Они также являются полезным источником данных, когда задача заключается в изучении общих закономерностей участия населения в различных формах трудовой деятельности. Для этих целей к обследованию рабочей силы могут быть добавлены краткие дополнительные модули или приложения;

b) Специализированные обследования домашних хозяйств;

c) Общие обследования домашних хозяйств по смежным темам, таким как качество жизни, доходы и расходы домашних хозяйств и бюджет домашних хозяйств, могут использоваться для удовлетворения потребностей в статистических данных о трудовой деятельности и рабочей силе посредством включения в них специальных модулей, если выборка позволяет проводить оценочные расчеты на достаточном уровне точности. Они являются экономически эффективной альтернативой, когда нет возможности организовать специальное обследование рабочей силы, и представляют собой значимый источник данных, способствующих проведению анализа взаимосвязей между различными формами трудовой деятельности и источниками доходов домашних хозяйств, бедностью и другими социально-экономическими результатами;

d) Перепись населения - это один из основных источников статистических данных для целей формирования эталонных показателей, построения основ выборки для обследований домашних хозяйств и составления оценок в отношении малых географических районов и малых групп;

69. Экономические переписи позволяют формировать списочные и территориальные основы выборки для проведения обследований предприятий. Обследования предприятий являются одним из уместных источников статистических данных, в частности, о наемных работниках;

70. Эти разные источники статистических данных следует рассматривать как взаимодополняющие; они должны использоваться в комбинации друг с другом с целью получения всесторонних статистических данных там, где это возможно. Национальная статистическая программа должна обеспечивать использование общих понятий, определений и классификаций, пересекающихся учетных периодов и позволять оценивать согласованность и сопоставимость результатов.".

1.2. Система национальных счетов 2008 года (СНС 2008)


Статья 6 Резолюции I определяет, что понятие "трудовая деятельность" соответствует общей границе производственной деятельности, сформулированной в Системе национальных счетов 2008 года и ее концепции экономических единиц, среди которых различаются:

- рыночные единицы (т.е. корпорации, квазикорпорации и некорпорированные рыночные предприятия домашних хозяйств);

- нерыночные единицы (т.е. государственный сектор и некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства);

- домашние хозяйства, производящие товары или услуги для собственного конечного использования.

Трудовая деятельность может осуществляться в экономических единицах любого типа.

Действующая Система национальных счетов 2008 года содержит пункт о том, что "существует тесная согласованность с рекомендациями, содержащимися в резолюциях Международной конференции статистиков труда" (гл.IV раздела C).

СНС при этом различает 2 основных вида институциональных единиц:

- домашние хозяйства,

- юридические лица.

Определяющей характеристикой институциональной единицы является ее способность владеть товарами и активами, принимать на себя обязательства, а также участвовать в экономической деятельности и в операциях с другими единицами от своего имени.

Действующая Система национальных счетов оперирует такими понятиями как "наемный работник" и "заработная плата наемного работника" и содержит норму, по которой отношения найма складываются между работодателем и работником по найму (например, между предприятием и физическим лицом), когда между ними заключается письменный или устный договор, который может быть официальным и неофициальным, имеющий, как правило, добровольный характер для обеих сторон; в соответствии с таким договором работник выполняет для предприятия работу, за которую получает вознаграждение в денежной или натуральной форме. Размер вознаграждения зависит от отработанного времени или от другого объективного показателя объема проделанной работы.

Определение наемного работника содержится также в Резолюции, относящейся к Международной классификации статуса занятых, принятой 15-й Международной конференцией статистиков труда в январе 1993 года. Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность лица, включая руководителей, управляющих деятельностью организации от лица владельца, служителей религиозных культов, считаются наемными работниками.

1.3. Конвенция N 160 МОТ и другие международные стандарты


Российская Федерация в 2013 году полностью ратифицировала Конвенцию о статистике труда N 160, принятую Международной организацией труда в 1985 году, пункт 1 статьи 9 которой гласит: "Текущая статистика средних заработков и средней продолжительности рабочего времени готовится по всем основным категориям работающих по найму и по всем основным отраслям экономической деятельности и таким образом, чтобы она характеризовала страну в целом".

В резолюции, относящейся к интегрированной системе статистики заработной платы, принятой 12-й Международной конференцией статистиков труда (октябрь 1973 года), определены цели статистики заработной платы и говорится, что "национальные программы статистики заработной платы и смежных областей должны, в принципе, охватывать все сферы экономики...", дано определение заработков и описание текущей и долгосрочной статистических программ в сфере статистики заработной платы.

II. Методология расчета


Методика разработана на основе вышеприведенных принципов и требований международных стандартов в области статистики труда и СНС.

Настоящая методика устанавливает алгоритм расчета показателя "среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)" по разрешенным законом видам деятельности (далее - среднемесячная заработная плата наемных работников) и источники информации для его расчета.

2.1. Состав заработной платы


Заработная плата - сумма выплат, получаемых наемным работником, как правило, через регулярные периоды времени за отработанное время или выполненную работу, а также за неотработанное, но подлежащее оплате время (например, за ежегодный отпуск). В заработную плату включаются:

- начисленные работнику суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время;

- компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;

- доплаты и надбавки;

- премии;

- единовременные поощрительные выплаты;

- оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Показатель "среднемесячная заработная плата наемных работников" отражает начисленную работникам заработную плату до вычета налогов и других удержаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Показатель "среднемесячная заработная плата наемных работников" рассчитывается один раз в год по России и субъектам Российской Федерации.

2.2. Категории наемных работников


Показатель "среднемесячная заработная плата наемных работников" рассчитывается по наемным работникам, включая следующие категории:

1. работники организаций - юридических лиц - коммерческих и некоммерческих организаций:

1.1. крупных и средних организаций;

1.2. малых предприятий;

1.3. микропредприятий;

2. лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера в организациях - юридических лицах, для которых эта работа является основной (единственной);

3. работники у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»