Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 17 июня 2015 года N АКПИ15-404


[Пункт 5.2.28.32 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров" признаны недействующими]

Извлечение

___________________________________________________________________
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 8 октября 2015 года N АПЛ15-379 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________



Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Сомхиевой С.Ю., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о признании недействующими пункта 5.2.28.32 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров",

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 утверждено Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее - Положение).

Согласно пункту 5.2.28.32 Положения, действующего в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1052, Министерство экономического развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, в частности акт, определяющий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 16 июня 2008 года, N 24.

Министерство экономического развития Российской Федерации 5 июля 2010 года издало приказ N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров", который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2010 года, регистрационный номер 18556, опубликован в "Российской газете" 6 октября 2010 года (далее - Приказ).

ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России (прежнее наименование ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 5.2.28.32 Положения и Приказа, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат действующему законодательству, а именно: статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации, статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нарушают права и интересы заявителя в сфере осуществления деятельности по государственным закупкам работ и услуг.

В суде представитель ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России Кихтев Д.А. поддержал заявленные требования и просил признать недействующими оспариваемые положения нормативных правовых актов с 1 января 2014 года.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации (поручение от 28 апреля 2015 года N СП-П9-2848).

Представитель Правительства Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации Козко Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что пункт 5.2.28.32 Положения и Приказ являются нормативными правовыми актами, которые формально не отменены, но фактически являются недействующими в силу издания более позднего акта, что является основанием для прекращения производства по делу, поскольку они не порождают правовых последствий и не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Отмена Приказа может быть осуществлена Минэкономразвития России при проведении мероприятий по оптимизации системы ведомственных нормативных правовых актов.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Каспарова Н.В. пояснила суду, что Приказ издан Минэкономразвития России в пределах предоставленной компетенции и в соответствии с действовавшим законодательством. Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" части 4 и 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации были признаны утратившими силу.

Выслушав объяснения представителей ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России Кихтева Д.А., Правительства Российской Федерации и Минэкономразвития России Козко Е.В., Минюста России Каспаровой Н.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов" статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции. Согласно части 5 статьи 19 данного Кодекса при осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.

Во исполнение предписания федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало постановление от 27 ноября 2014 года N 1261, которым утвердило Положение о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Названное Положение устанавливает порядок продажи лесных насаждений для заготовки древесины при осуществлении закупок работ по охране, защите и воспроизводству лесов, исходя из норм Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Оспариваемым Приказом определена возможность заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины на основе одного способа размещения заказов - путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона с учетом положений Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действующих на момент издания оспариваемого нормативного правового акта.

Однако Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признан утратившим силу с 1 января 2014 года, в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Регулируя отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, данный Федеральный закон  предусматривает, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений (статья 24).

Лесное законодательство не содержит указаний на необходимость установления особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, поэтому пункт 5.2.28.32 Положения, устанавливающий компетенцию Минэкономразвития России на принятие такого акта, также не соответствует действующему законодательству. Участники правоотношений в сфере закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов предписано руководствоваться порядком осуществления продажи лесных насаждений для заготовки древесины, установленным Правительством Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемые положения нормативных правовых актов не соответствуют ни Лесному кодексу Российской Федерации, ни Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", применяются судами и иными правоприменительными органами, что создает правовую неопределенность относительно того, действуют или не действуют нормативные правовые акты, снижает уровень гарантий защиты прав и свобод. Как указывает заявитель, Приказ не позволяет ФГКУ "УЛХиП" воспользоваться правом заключения договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с продажей лесных насаждений для заготовки древесины, по результатам закупок, осуществляемых способами, предусмотренными действующим законодательством.

В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Суд признает противоречащими федеральному законодательству пункт 5.2.28.32 Положение и Приказ, устраняя их из правовой системы с момента вступления в законную силу решения суда и, следовательно, не подлежащими применению, и не находит правовых оснований для признания их недействующими с момента вступления в силу федеральных законов, о чем просит ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить:

признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункт 5.2.28.32 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 270 "Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров".

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.Романенков




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Верховного Суда РФ

www.vsrf.ru (сканер-копия)

по состоянию на 21.08.2015