Российский бухгалтер, N 6, 2015 год
Рубрика: Практикум бухгалтера
Ирина Семенченко,
эксперт журнала
Инвентаризация, ее документальное оформление и отражение в бухучете
Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина от 28 декабря 2001 года N 119н, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация - это проверка фактического наличия имущества предприятия. К имуществу предприятия, как правило, относятся: основные средства; нематериальные активы, прочие запасы, денежные средства, финансовые обязательства, отраженные в бухгалтерском учете некоммерческой организации (кредиторская задолженность, займы, кредиты банков, резервы); имущество, не принадлежащее некоммерческой организации, но числящееся в бухгалтерском учете (например, находящиеся на ответственном хранении одежда, обувь, продукты питания и т.д., предназначенные для раздачи малоимущим, арендованные основные средства).
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов;
- определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
- сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
- проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния. В Законе "О бухгалтерском учете" подчеркивается необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки имущества и обязательств, а не возможность для руководителя организации устанавливать по результатам инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает правильной и достоверной;
- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.
Инвентаризация по охвату имущества делится на:
- полную;
- частичную;
По основаниям проведения:
- плановую;
- внеплановую (внезапную).
Согласно Положению о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности РФ плановая инвентаризация осуществляется по установленному графику (перед составлением годового отчета), а внеплановая (внезапная) - по мере необходимости (при смене материально ответственных лиц на день приемки-передачи дел, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ).
При коллективной или бригадной материальной ответственности инвентаризацию необходимо проводить в следующих случаях:
- при смене руководителя коллектива или бригадира;
- при выбытии из коллектива или бригады более 50% работников;
- по требованию одного или нескольких членов коллектива или бригады.
Порядок и сроки проведения инвентаризации в других случаях устанавливает руководитель организации. Он определяет, сколько раз в отчетном году и когда должна проводиться инвентаризация, утверждает перечень инвентаризуемых имущества и обязательств, а также решает вопрос о проведении выборочной проверки. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике организации.
Действующее законодательство не запрещает проводить инвентаризацию в любой удобный для организации день. Однако наиболее целесообразно назначать инвентаризацию на 1-е число месяца, поскольку именно на эту дату по общеустановленному порядку выводится сальдо по всем синтетическим и аналитическим счетам бухгалтерского учета - формируются данные для составления сличительных ведомостей и выявления результатов инвентаризации. Но если будет выбрано не 1-е число месяца, а, например, 3 декабря, то возникает необходимость расчета на эту дату промежуточных итогов оборотов и сальдо по счетам, на которых учитываются инвентаризуемые в конкретном случае имущество или финансовые обязательства.
Кроме плановых инвентаризаций, проводимых по заранее утвержденному графику, организация может осуществлять и неплановые сплошные инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Другими словами это внезапная инвентаризация, с ее помощью можно застать врасплох нерадивых МОЛ. Проводятся они по плану-графику, составленному руководителем предприятия и хранящемуся у руководителя или главного (старшего) бухгалтера. Внезапные проверки должны проводиться в первую очередь:
- у вновь принятых на работу материально ответственных лиц;
- при образовании и возрастании сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;
- при установлении фактов нарушений правил приемки, хранения, реализации ценностей.
Инвентаризация перед составлением годовой отчетности проводится обычно в конце года (в октябре-ноябре) - с тем, чтобы к концу года ее можно было завершить и сделать по ее результатам все необходимые проводки.
Кроме того, руководитель организации может распорядиться о проведении дополнительной инвентаризации. В этом случае издается распоряжение или приказ о ее проведении с указанием даты, порядка проведения, перечня проверяемых имущества и обязательств.
Фактическое наличие имущества сверяется с данными бухгалтерского учета. Кроме того, контролируется сохранность имущества, выявляется имущество, потерявшее свое первоначальное качество, залежавшееся и ненужное организации. Проверяется также полнота отражения в учете обязательств.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Председателем комиссии является руководитель некоммерческой организации или его заместитель, в составе членов комиссии должен быть главный бухгалтер. В составе инвентаризационной комиссии должно быть не менее 3 человек. Верхнего количественного предела не существует, единственное условие, которое должно соблюдаться, - нечетное количество членов инвентаризационной комиссии.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Поэтому в случае невозможности участия хотя бы одного из заранее утвержденных членов комиссии следует произвести замену, оформив это приказом руководителя.
Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации приказом или распоряжением.
Рассмотрим порядок проведения инвентаризации в организации:
Этапы инвентаризации | Документы, оформляемые в ходе инвентаризации | Действия бухгалтерии организации | |||
1. Подготовительный | Приказ руководителя организации о проведении, расписки МОЛ | Определение остатков имущества и обязательств по учетным данным | |||
2. Сверка фактического состояния с данными бухгалтерских документов | Акты инвентаризации, инвентаризационные описи | Участие в проверках, проводимых инвентаризационной комиссией | |||
3. Таксировочный | То же | Предоставление данных о существующих оценках имущества и обязательств | |||
4. Аналитический | Акты инвентаризации, сличительные ведомости | Проверка данных, содержащихся в актах и описях; выявление причин отклонений, подготовка предложений по отражению в учете результатов инвентаризации | |||
5. Заключительный | Ведомость учета результатов инвентаризации. Приказ руководителя организации об утверждении результатов инвентаризации | Внесение бухгалтерских записей в учетные регистры, хранение документов по учету результатов инвентаризации |
Инвентаризация в организации проводится в отношении:
1. Денежных средств и драгоценных металлов