УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Председателя
Государственного комитета СССР
по гидрометеорологии
и контролю природной среды
В.Г.Соколовский
28 августа 1987 года

     

Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия



Разработаны: Главной геофизической обсерваторией им.А.И.Воейкова (ГГО), Западно-Сибирским региональным научно-исследовательским институтом (ЗапСибНИИ). В работе принимали участие: Северо-Западное управление по гидрометеорологии и контролю природной среды (СЗ УГКС), Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и контролю природной среды (ЗС УГКС).

Исполнители:

А.П.Быков, канд. техн. наук (руководитель и ответственный исполнитель, ЗапСибНИИ),

Н.С.Буренин, канд. физ.-мат. наук (руководитель и ответственный исполнитель, ГГО),

Р.И.Оникул, канд. физ.-мат. наук (ответственный исполнитель, ГГО),

Т.А.Суслина (ЗапСибНИИ), Т.С.Казарцева (ГГО), Л.И.Суслова (СЗ УГКС),

О.Н.Разумовская (СЗ УГКС), Н.Н.Васильева (ЗС УГКС).

Внесены: Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета СССР. Начальник отдела нормирования Ю.С.Андреев.

Утверждены: Заместителем председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды В.Г.Соколовским 28 августа 1987 года.

Рекомендации разработаны с использованием разработок: ИПГ им. академика Е.К.Федорова Госкомгидромета СССР (11) (ответственные исполнители О.П.Тищенко, канд. техн. наук А.С.Белявский); САНИИ им.В.А.Бугаева Госкомгидромета СССР (12) (ответственные исполнители канд. техн. наук М.А.Урунбаев, канд. хим. наук Л.П.Яничкин); Белорусского УГКС (ответственный исполнитель В.Н.Бахарев); Гипромеза Минчермета СССР (13, 14) (ответственный исполнитель канд. техн. наук В.Н.Шаприцкий).

1. Общие положения

1.1. Рекомендации разработаны на основании Закона СССР "Об охране атмосферного воздуха"* (1) во исполнение Постановления Совета Министров СССР "О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее" от 16.12.81 N 1180** (2) с целью унификации работ по разработке ведомственных проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (в дальнейшем - проект нормативов ПДВ), их ускорению и упрощению.

________________

* Не применяется на территории Российской Федерации. Следует руководствоваться Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", здесь и далее по тексту;

** Фактически утратило силу. Следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него", здесь и далее по тексту - Примечание изготовителя базы данных.

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78, РД 50-210-80*, ОНД-86 (3-5) с учетом требований (6-10) и опыта работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, накопленного промышленными предприятиями, организациями и научно-исследовательскими институтами различных министерств, ведомств, республиканскими и территориальными управлениями по гидрометеорологии и контролю природной среды, научно-исследовательскими институтами Госкомгидромета СССР (11-15).

________________

* РД 50-210-80 отменен с 01.01.88 (ИУС N 11, 1987 год). - Примечание изготовителя базы данных.

1.3. Выполнение рекомендаций обязательно при разработке проектов нормативов ПДВ для действующих, проектируемых и реконструируемых предприятий независимо от их ведомственной принадлежности. Ими должны руководствоваться организации и учреждения министерств и ведомств, республиканские и территориальные управления Госкомгидромета СССР, органы государственного и ведомственного контроля.

1.4. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разрабатываются головными ведомственными организациями (в дальнейшем - ГВО), функции которых могут выполнять: институт - генпроектировщик данного предприятия, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты министерства или ведомства; организации, специализированные в отрасли по вопросам охраны окружающей среды; промышленные предприятия под научно-методическим руководством головных ведомственных институтов и организаций.

Примечание: При необходимости для выполнения проекта нормативов ПДВ можно привлекать на договорных началах организации других министерств и ведомств, способные квалифицированно выполнять проекты нормативов ПДВ.

1.5. Ведомственный проект нормативов ПДВ подписывается руководителем предприятия, для которого он разработан, и утверждается руководителем министерства (ведомства), ответственным за работу по охране окружающей среды в отрасли (ведомстве), и руководителями местных органов Минздрава СССР и Госкомгидромета СССР.

1.6. В рекомендациях приведены общие требования по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ, по разработке мероприятий с целью достижения этих нормативов и регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), по вопросам контроля за соблюдением установленных нормативов.

1.7. Мероприятия по достижению нормативов ПДВ подлежат включению в перспективные и годовые планы экономического и социального развития промышленного объединения, предприятия и других организаций.

1.8. Ведомственный проект нормативов ПДВ должен быть отпечатан машинописным способом по ГОСТ 9327-60. В ведомственном проекте нормативов ПДВ следует использовать термины и определения по ГОСТ 17.2.1.04-77, ГОСТ 17.2.1.03-84 (16-17), сокращения слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-77 (18). Ведомственный проект нормативов ПДВ имеет общую нумерацию страниц. Иллюстрации (таблицы, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставится, на следующих страницах в правом верхнем углу проставляется цифра "2" и т.д.

1.9. Утвержденный Министерством, органами Госкомгидромета СССР и Минздрава СССР (при наличии специального требования Минздрава СССР) проект нормативов ПДВ в полном объеме должен находиться на предприятии, один экземпляр в полном объеме передается в местные органы Госкомгидромета СССР.

2. Порядок разработки нормативов ПДВ

2.1. ГВО совместно с предприятием (при наличии требований местных органов Госкомгидромета СССР) разрабатывает план-график проведения работ по нормированию выбросов для данного предприятия с учетом срока разработки проекта нормативов ПДВ, установленного головной городской организацией по установлению нормативов ПДВ (в дальнейшем - ГО).

2.2. Предприятие подготавливает исходные материалы для разработки проекта нормативов ПДВ (характеристику и параметры источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, характеристику и параметры газоочистных и пылеулавливающих установок, карту-схему предприятия, сведения о неорганизованных, залповых и аварийных выбросах, данные о численности населения, проживающего на территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ), сведения о перспективе развития предприятия, сведения о составе службы охраны окружающей среды на предприятии, ее задачах, оснащенности приборами и методами контроля и т.д.) и передает их ГВО.

2.3. По письменному запросу ГВО или предприятия ГО передает запрашиваемую информацию, необходимую для разработки проекта нормативов ПДВ (материалы по привязке заводской системы координат предприятия к городской системе координат; при возможности ситуационную карту-схему района города, в котором размещается предприятие; метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, необходимые для проведения расчетов по унифицированным программам расчета; фоновые концентрации загрязняющих веществ и т.д.).

2.4. ГВО разрабатывает и оформляет ведомственный проект нормативов ПДВ и после подписания его руководителями предприятия, для которого он разработан, представляет его на рассмотрение и утверждение в установленные планом-графиком сроки в министерство (ведомство), местные органы Министерства здравоохранения СССР (при наличии специального требования Минздрава СССР), местные органы Госкомгидромета СССР.

Примечание: При наличии в городе двух и более промплощадок данного предприятия (объединения) ведомственный проект нормативов ПДВ разрабатывается для предприятия (объединения) в целом.

2.5. Если ведомственный проект нормативов ПДВ выполнен в соответствии с нормативными и руководящими документами и удовлетворяет требованиям настоящих рекомендаций, то в адрес ГВО и предприятия направляется уведомление о его утверждении.

2.6. Предприятие, получив уведомление об утверждении проекта нормативов ПДВ, обязано получить в Республиканской или региональной инспекции по охране атмосферного воздуха при Госкомгидромете СССР разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Регистрационный номер разрешения проставляется на титульном листе ведомственного проекта нормативов ПДВ.

После проведения суммарных расчетов в целом по городу и установления нормативов ПДВ для всех предприятий города ГО уточняет величины нормативов ПДВ для предприятия, ГВО совместно с предприятием проводят дополнительные работы в соответствии с требованиями ГО по корректировке нормативов ПДВ.

2.7. Установленные нормативы ПДВ (ВСВ) в соответствии с (3-6) пересматриваются не реже одного раза в пять лет. В связи с этим предприятия должны своевременно предусмотреть проведение данной работы с учетом рекомендаций ГО.

При необходимости, по совместному решению исполнительных комитетов местных советов народных депутатов трудящихся и местных органов Госкомгидромета СССР и Минздрава СССР, нормативы ПДВ (ВСВ) могут быть пересмотрены до истечения этого срока.

3. Структура и рекомендации по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ для предприятия


Ведомственный проект нормативов ПДВ должен состоять из двух самостоятельных частей. Первая часть должна содержать основные результаты работы и состоять из разделов, разработанных в соответствии с настоящими рекомендациями. Вторая часть (приложения) включает переписку по вопросам нормирования выбросов с советскими и партийными органами, органами Госкомгидромета СССР, Минздрава СССР и другими организациями, расчеты и обоснования выбросов с учетом их нестационарности во времени, результаты расчета фона, распечатки расчетов на ЭВМ и другие приложения по усмотрению ГВО.

Примечание: Объем и содержание проекта нормативов ПДВ определяется местными органами Госкомгидромета СССР (Приложение 1) в зависимости от значимости выбросов предприятия на загрязнение атмосферного воздуха в данном городе (регионе).

3.1. Титульный лист


Титульный лист является первой страницей проекта нормативов ПДВ и оформляется в соответствии с Приложением 2.

Ограничительный гриф устанавливается ГВО.

3.2. Список исполнителей


В списке исполнителей указываются организации и фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке проекта нормативов ПДВ. Фамилии исполнителей и соисполнителей располагаются столбцом. Слева указываются должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей. Справа от подписи указываются инициалы и фамилии. Возле каждой фамилии в скобках указывается номер подготовленного раздела (подраздела).

Если проект нормативов ПДВ разработан совместно с другими организациями, в список исполнителей включаются вначале данные об исполнителях ГВО, затем данные организаций-соисполнителей.

3.3. Аннотация


Текст аннотации должен содержать основные результаты проведенной работы с указанием числа загрязняющих веществ; веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов; источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию; сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат; величину ущерба, наносимого выбросами предприятия.

3.4. Содержание


Содержание проекта нормативов ПДВ должно включать наименование всех разделов с указанием номеров страниц. В каждой из частей проекта нормативов ПДВ должно быть свое "Содержание", при этом в первой части помещается содержание всего проекта нормативов ПДВ с указанием приложений.

3.5. Введение


Во введении приводят перечень основных директивных документов, на основании которых разработан проект нормативов ПДВ; основание для проведения работ по нормированию выбросов на данном предприятии (приказ, его номер и т.д.); название ГВО и соисполнителей; их почтовые адреса.

3.6. Общие сведения о предприятии


В разделе приводятся:

3.6.1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.

3.6.2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (рис.1 - не приводится).

3.6.3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры), санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов Госкомгидромета СССР (рис. 2 - не приводится).

3.7. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы


В состав раздела входят:

3.7.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом необходимо учесть наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.

3.7.2 Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.

3.7.3. Оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического и пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

3.7.4. Перспектива развития предприятия по каждому году текущей пятилетки и в целом по последующим пятилеткам - 10-20 лет.

При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительство новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкции, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д. Дается ссылка на документ, определяющий перспективу развития, указываются сведения о наличии проекта на реконструкцию, расширение или новое строительство, о согласовании его с органами Госкомгидромета СССР.

3.7.5. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, представляют в виде таблицы 3.1.

Таблица 3.1

          
Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу

Наименование
вещества

ПДК (м.р.), ПДК,
ОБУВ, мг/куб. м

Класс опасности

Выброс вещества, т/год

1

2

3

4


В таблице 3.1. в графе 2 приводятся вначале вещества, имеющие максимально разовые ПДК, затем имеющие среднесуточные ПДК, затем вещества, имеющие ориентировочно безопасные уровни воздействия, и далее вещества, по которым отсутствуют ПДК и ОБУВ. В конце таблицы приводят перечень веществ, обладающих эффектом суммарного вредного действия.

Количественная характеристика выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ в т/год приводится по усредненным годовым значениям в зависимости от изменения режима работы предприятия, технологического процесса и оборудования, характеристик сырья, топлива и т.д.

3.7.6. Характеристика аварийных выбросов. Характеристика залповых выбросов приводится в виде таблицы 3.2 (если они не учтены в таблице 3.3). Приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».