Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный)

Комментарий к статье 8. Право на доступ к информации


Статья регламентирует право граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) на доступ к информации. Как определено в п.6 ст.2 комментируемого Закона, доступ к информации - это возможность получения информации и ее использования.

В соответствии с ч.1 комментируемой статьи граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, но лишь при условии соблюдения требований, установленных комментируемым Законом и другими федеральными законами. Ранее в Законе 1995 г. об информации использовались иные формулировки. Так, в пункте 1 ст.14 названного Закона предусматривалось, что граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Приведенное положение ч.1 комментируемой статьи соответствует норме ч.4 ст.29 Конституции РФ, предусматривающей право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Как отмечалось в Постановлении КС России от 31 марта 2011 года N 3-П, предполагается, что реализация данного конституционного права возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации.

В положениях ч.2 и 3 комментируемой статьи предусмотрены права соответственно гражданина (физического лица) и организации на получение информации от государственных органов, органов местного самоуправления:

гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы;

организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

В основе данных положении лежит норма ч.2 ст.24 Конституции РФ, устанавливающая, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении КС России от 18 февраля 2000 года N 3-П, в силу непосредственного действия названной конституционной нормы любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.

________________

СЗ РФ, 2000, N 9, ст.1066.


Часть 4 комментируемой статьи определяет перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен. В частности, это:

1) нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления.

Более того, такие нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию и без такого опубликования они не применяются. Данные правила закреплены в ч.3 ст.15 Конституции РФ, Федеральном законе от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", Указе Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти";

________________

СЗ РФ, 1994, N 8, ст.801.

СЗ РФ, 1996, N 22, ст.2663.

2) информация о состоянии окружающей среды.

Данное положение основано на норме ст.42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

3) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иная информация, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Ранее подобное регулирование содержалось в п.3 ст.10 Закона 1995 г. об информации, запрещавшем относить к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

В соответствии с ч.5 комментируемой статьи на государственные органы и органы местного самоуправления возлагается обязанность обеспечивать доступ, в т.ч. с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети "Интернет" (указание на такие сети введено Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ, изданным в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом установлено, что лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Ранее в рамках соответствующего регулирования в п.1 ст.13 Закона 1995 года об информации предусматривалось, что органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Федеральными законами, о которых идет речь в ч.5 комментируемой статьи, прежде всего, являются: