Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 апреля 2014 года N 210-КГ14-5


[Заявление удовлетворено, поскольку заявитель в соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом супруги и дочери]



Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Крупнова И.В., судей Коронца А.Н., Шалякина А.С. при секретаре Балакиревой Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя заявителя по доверенности Кривца К.Н. - Ушакова Д.А. на решение Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года по заявлению Кривца К.Н. об оспаривании решения начальника отдела N 4 Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - отдел ФГКУ "ЗРУЖО") об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы кассационной жалобы и вынесения определения о возбуждении кассационного производства, объяснения представителя заявителя Ушакова Д.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Военная коллегия

установила:


Решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, Кривцу К.Н. отказано в удовлетворении заявления, в котором он просил признать незаконным решение начальника отдела ФГКУ "ЗРУЖО" от 11 февраля 2013 года об отказе в предоставлении ему распределенного жилого помещения по избранному месту жительства в связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного жилищного фонда его жены и дочери.

Определениями судьи Северного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации заявителю и его представителю отказано.

В кассационной жалобе Ушаков Д.А., указывая на предусмотренное законом и иными нормативными правовыми актами право заявителя быть обеспеченным жилым помещением с учетом его супруги, проживавшей до заключения в брака в г.Калининграде в квартире, нанимателем которой являлся ее дед, и дочери супруги от первого брака, которая принимала участие в приватизации квартиры в несовершеннолетнем возрасте, просит судебные постановления отменить и принять по делу новое решение.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии от 31 марта 2014 года определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года по данному делу отменено, кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что супруга заявителя, Кривец Н.Л., в несовершеннолетнем возрасте была вселена в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения - своего деда, в однокомнатную квартиру г.Калининграде, из которой в октябре 1991 года выехала в г.Североморск Мурманской области к месту прохождения военной службы своим первым мужем. В настоящее время эта квартира находится в собственности матери Кривец Н.Л., а фактически в ней проживает и зарегистрирован ее брат Шапаренко С.Л.

Из изложенного следует, что выезд Кривец Н.Л. из квартиры, с сохранением проживания в ней близких родственников, был обусловлен необходимостью переезда к месту жительства мужа, а не намеренным ухудшением жилищных условий, который привел к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении ее другим жильем.

В суде также установлено, что дочь Кривец Н.Л., <...> года рождения, после получения ее отцом, Тарасенко В.В., по месту службы за счет Министерства обороны Российской Федерации однокомнатной квартиры в 1995 году приняла участие вместе с ним в ее приватизации. В последующем, после развода и заключения ее матерью брака с заявителем она по решению суда от 17 ноября 1998 года была удочерена Кривцом К.Н. и вселена в качестве члена семьи в квартиру, нанимателем которой является заявитель.

Согласно ч.2 ст.11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Названное законоположение направлено на защиту интересов всех совершеннолетних членов семьи при приобретении квартиры в собственность, а также предоставляют для несовершеннолетних дополнительные имущественные и жилищные права, реализуемые после достижения ими совершеннолетия.

При таких данных участие дочери заявителя в несовершеннолетнем возрасте в приватизации жилого помещения не лишает ее права на получение вместе с родителями другого жилого помещения.

Из материалов дела также следует, что по месту жительства в г.Североморске Мурманской области Кривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве члена семьи заявителя в квартире, которую они обязались в установленном порядке сдать после получения жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения в запас. Другого жилья на территории Российской Федерации они не имеют.

Приказом командующего Северным флотом от 18 апреля 2011 года N 109 Кривец К.Н., имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с направлением на воинский учет в военный комиссариат г.Санкт-Петербурга по Выборгскому району.

Решением начальника отдела ФГКУ "ЗРУЖО" от 19 сентября 2011 года Кривец К.Н. с составом семьи четыре человека (он, жена, дочь и сын) принят на учет нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства после увольнения в запас. Однако решением начальника отдела ФГКУ "ЗРУЖО" от 11 февраля 2013 года заявителю было отказано в предоставлении распределенного жилого помещения по избранному месту жительства в связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного жилищного фонда его жены и дочери.

Согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявитель правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом супруги и дочери.

Данное обстоятельство, в свою очередь, указывает на то, что решение начальника отдела ФГКУ "ЗРУЖО" об отказе Кривцу К.Н. в предоставлении распределенного по избранному месту жительства после увольнения с военной службы жилого помещения является ошибочным, а вывод судов о правомерности такого решения основан на неправильном применении норм материального права.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление нарушенных жилищных прав заявителя, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Это обстоятельство в силу ст.387 ГПК РФ является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений и принятия по делу нового решения об удовлетворении заявления Кривца К.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст.386-388, п.5 ч.1 ст.390 ГПК РФ, Военная коллегия

определила:


Решение Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года по заявлению Кривца К.Н. отменить и принять по делу новое решение:

признать незаконным решение начальника отдела N 4 Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 11 февраля 2013 года об отказе в предоставлении Кривцу К.Н. жилого помещения по договору социального найма с составом семьи четыре человека (заявитель, его супруга, дочь и сын);

обязать начальника отдела N 4 Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении Кривцу К.Н. жилого помещения по договору социального найма с составом семьи четыре человека (заявитель, его супруга, дочь и сын).


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка