МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 марта 2014 года N МК-346/12

О награждении

____________________________________________________________________

В дополнение к настоящему письму см. письмо Минобрнауки России от 14 июля 2014 года N 12-471.

____________________________________________________________________


Для повышения требований к заслугам работников сферы образования и науки, представляемым к награждению государственными наградами Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации устанавливает критерии отбора кандидатов.

Требования к кандидатам, представляемым к присвоению почетного звания "Заслуженный учитель Российской Федерации"


К присвоению почетного звания "Заслуженный учитель Российской Федерации" могут представляться только работники учреждений образования, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность в системе общего образования и среднего профессионального образования, имеющие должность "учитель" или "преподаватель". Иные категории работников, в том числе руководители образовательных учреждений к данному виду награды представлены быть не могут.

N

Требования

Реализация (наличие конкретных сведений)

1

Обеспечение получения обучающимися и воспитанниками высококачественного общего образования

- "высшая квалификационная категория", срок действия которой не должен завершаться в течение полугода с момента представления к награде;

- стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации (результаты государственной итоговой аттестации);

- стабильно высокие результаты обучающихся в международных сравнительных исследованиях уровня грамотности (в случае, если субъект Российской Федерации принимал в них участие).

2

Выявление и развитие индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников, раскрытие их научного и творческого потенциала.

- наличие учащихся победителей и призеров научных конференций школьников, научных и творческих конкурсов, фестивалей, смотров федерального и/или международного уровней;

- наличие учащихся, принимающих активное участие во внеучебной деятельности в соответствии с профилем преподаваемого общеобразовательного предмета;

- наличие учащихся, принятых на обучение в организации высшего образования на направления подготовки (специальности) соответствующие профилю преподаваемого предмета;

- наличие выпускников, добившихся высоких профессиональных результатов по профилю преподаваемого предмета.

3

Подготовка победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад.

Для учителей средних и старших классов:

- ежегодно не менее одного учащегося становятся победителями или призерами региональных/всероссийских олимпиад школьников, творческих конкурсов, спортивных мероприятий перечень и уровни которых утверждаются Минобрнауки России;

- имеют не менее одного за последние пять лет победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников;

Для учителей начальных классов:

- имеют победителей и призеров олимпиад школьников;

Для педагогов физического воспитания:

- подготовивших кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта.

4

Научно-методическое и методологическое совершенствование образовательного процесса и образовательных стандартов.

- наличие собственных инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик;

- наличие публикаций и/или научных статей по педагогике, методике преподаваемого предмета или по содержательному компоненту общеобразовательного предмета;

- активное участие в работе предметно-методических комиссий.

5

Подготовка и переподготовка квалифицированных педагогических кадров.

- наличие опыта наставничества над молодыми специалистами (студентами, молодыми педагогами).

- членство в составе муниципальных/региональных комиссий по аттестации педагогических работников муниципальных и государственных общеобразовательных организаций и/или в составе жюри муниципальных/региональных конкурсах профессионального мастерства;


- регулярное проведение мастер-классов, презентаций педагогического опыта на региональном и/или федеральном уровнях;


- являются лауреатами конкурсов профессионального мастерства регионального и/или федерального уровней.


Для наглядности формируется портфолио учителя.

Портфолио должно содержать документы, подтверждающие вышеназванные достижения учителя.

Портфолио может содержать:

- отзывы научных и образовательных организаций, работодателей выпускников; руководителей органов местного самоуправления и пр.;

- заключения методических советов/объединений;

- отзывы учителей, использующих опыт работы и методику преподавания;

- иные документы, подтверждающие высокую результативность и выдающиеся профессиональные достижения учителя;

- список публикаций по форме ВАК.

Наградные материалы, не укомплектованные портфолио, рассматриваться не будут.

Требования к кандидатам, представляемым к награждению медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Благодарностью Президента Российской Федерации.


К медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, Почетной грамоте Президента Российской Федерации, Благодарности Президента Российской Федерации могут представляться все категории работников учреждений образования и науки (в том числе работники дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, руководители образовательных учреждений и иные категории работников). Представление к указанным видам государственных наград осуществляется в зависимости от степени значимости заслуг кандидата к награждению.

Наградные материалы работников, представляемых к указанным видам государственных наград должны содержать портфолио, отражающее конкретные заслуги и достижения кандидата.

Не допускается вложение материалов, носящих формальный характер, отражающий достижения коллектива, а не конкретного лица.

Наградные материалы, не укомплектованные портфолио рассматривать не будут.

Требования к кандидатам, представляемым к присвоению почетного звания "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации"


Почетное звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации" присваивается за личные заслуги и достижения высокопрофессиональным преподавателям, имеющим педагогический стаж не менее 20 лет в системе высшего или дополнительного образования, внесшим конкретный значительный вклад в развитие образовательной организации, получившим всероссийское (международное) признание своей общественной, научной, творческой деятельностью в области науки, техники, высшего образования, воспитании и подготовке научных кадров, и при наличие у представленного к награде лица ученой степени кандидата или доктора наук, а также отраслевых наград (нагрудный знак, почетное отраслевое звание или медаль К.Д.Ушинского),

Конкретный значительный вклад в развитие образовательной организации может быть представлен деятельностью связанной с:

- образованием (созданием) и успешным руководством соответствующих структур (кафедр, лабораторий, отделов и т.д.);

- открытием новых направлений подготовки;

- разработкой и развитием научного направления (научной школы) в университете;

- выполнением НИР и грантов по внешним договорам;

- наличием патентов, авторских свидетельств на изобретение и других объектов интеллектуальной собственности, которые имеют практическое использование в различных сферах деятельности;

- разработкой оригинальных или развитием существующих общепринятых теорий в науке, экономике и технологии в промышленности;

- наличием медалей или дипломов в выставочной деятельности и работе российских (международных) конференций, симпозиумов и в других научно-организационных мероприятиях, имеющих общепризнанный статус;

- написанием и изданием монографий, учебников и учебных пособий с грифами Минобразования РФ, УМО университетов РФ.

Требования к кандидатам, представляемым к присвоению почетного звания "Заслуженный деятель науки Российской Федерации"


Исходя из положения о почетном звании "Заслуженный деятель науки Российской Федерации" заслуги кандидата должны отвечать следующим критериям:

N

Требования

Реализация (наличие конкретных сведений)

1

Разработка приоритетных направлений науки и техники, способствующих осуществлению российскими организациями существенного научного и технологического прорыва, а также обеспечению лидерства Российской Федерации в научном мире

- соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года  N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст.4168);

- развитие существующих общепризнанных (или) созданием новых теорий, технологий оригинальных методов исследований в промышленности, образовании и науке (подтверждается не менее чем 5 отзывами о признании результатов научной и научно-практической деятельности от профильных институтов государственных академий наук, государственных научных центров Российской Федерации, ведущих вузов);

изложение основных положений разработанных новых теорий, технологий, оригинальных методов исследований на российских и международных конференциях, симпозиумах, научных семинарах и т.д., имеющих общепризнанный авторитет в научном сообществе (приводятся наименования не менее 5 российских и 3 международных докладов за последние 10 лет указанием даты и места проведения);

- наличие за последние 5 лет публикаций в журналах, индексируемых в признанных международных системах цитирования (библиографических базах) по соответствующим областям науки (Web of Science, Scopus, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef, MathSciNet, BioOne, Compendex, CiteSeerX).

2

Успешное внедрение и использование научных разработок и их результатов в высокотехнологичном производстве

- наличие патентов (свидетельств) на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение, программу для ЭВМ, базу данных, топологии интегральной микросхемы (не менее чем 7 действующих патентов и (или) свидетельств);

- наличие данных о характеристиках и объемах новой и усовершенствованной продукции, произведенной за счет коммерциализации разработанных кандидатом передовых технологий.

3

Создание научных межотраслевых школ, том числе в области нанотехнологий

- развитие научного направления в вузах, научно-исследовательских и других организациях под руководством кандидата (наличие не менее чем 10 отзывов ведущих ученых в соответствующей области);

- подтверждается количеством и уровнем научных публикаций кандидата в соавторстве с исследователями по соответствующему научному направлению (статьи, монографии, опубликованные доклады на научных конференциях) и их цитируемостью;

- образование соответствующих структур (кафедр, лабораторий, отделов и т.д.) в рамках разрабатываемого кандидатом научного направления;

- общественное признание научной школы кандидата (подтверждается не менее чем 5 отзывами институтов профильных государственных академий наук, государственных научных центров Российской Федерации, ведущих вузов, в т.ч. являющихся членами национальной нанотехнологической сети в случае создания научной школы в области нанотехнологий);


- наличие кандидатов (не менее чем 8 чел.) и докторов наук (не менее чем 2 чел.), защитившихся под научным руководством или консультировании кандидата;

- воспроизводство нескольких поколений (не менее 3-х) исследователей и их воспитанников по соответствующему научному направлению.

4

Развитие и осуществление научно-
исследовательской деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации с привлечением к работе студентов, аспирантов и молодых ученых

- участие в работе советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (не менее чем в 2 советах);

- издание (переиздание) монографий (не менее чем 2 монографии за последние 5 лет), учебников и учебных пособий (не менее чем 2 учебника за последние 5 лет), опубликованных в ведущих отечественных или зарубежных издательствах с указанием тиража и объема;

- подтверждается количеством подготовленных под руководством кандидата дипломных работ (не менее 20), кандидатских диссертаций (не менее 8).

- членство кандидата в редколлегиях и научно-консультативных (редакционных) советах рецензируемых научных изданий (не менее чем в 2 изданиях);

- руководство и (или) участием в реализации крупных научных проектов, осуществляемых ведущими российскими и зарубежными научными и образовательными организациями.

5

Дополнительные требования к кандидатам на получение почетного звания

- наличие отраслевой награды Министерства образования и науки Российской Федерации;

- стаж работы в сфере научной, научно-педагогической и (или) научно-
технической деятельности не менее 15 лет;

стаж работы в научном (научно-педагогическом) коллективе (по последнему месту работы), как правило, не менее 5 лет;

- стаж работы в последней должности (для руководителей), как правило, не менее 5 лет;

- наличие ученой степени доктора наук;

- стаж работы после получения ученой степени доктора наук, не менее 5 лет;

- наличие ученого звания профессор.

     

Заместитель Министра
М.А.Камболов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Образования Краснодарского края

www.krao.ru (сканер-копия)

по состоянию на 13.05.2015

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»