МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 января 2015 года N 05-12-44/1803


О размещении объектов размещения отходов в границах населённого пункта



В связи с многочисленными обращениями юридических лиц, поступающими в адрес Минприроды России, а также в связи с ранее поступившим запросом Росприроднадзора Минприроды России направляет разъяснения в части определения земельных участков, на которых разрешается строительство и эксплуатация объектов размещения отходов.

Согласно ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населённых пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со ст.83 Земельного кодекса РФ землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов.

В состав указанных земель могут входить земельные участки, отнесённые в соответствии с градостроительными регламентами к определённым территориальным зонам, в том числе к зонам специального назначения (ст.85 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

При этом муниципальный район определяется как несколько поселений или поселений и межселенных территорий (территория, находящаяся вне границ поселений), объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, границы муниципального образования могут не совпадать с границами населённых пунктов, что позволяет при осуществлении градостроительного зонирования выделять зоны специального назначения, соблюдая требования законодательства в области охраны окружающей среды, запрещающие размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, и захоронение отходов в границах населённых пунктов.

С учётом изложенного, согласно требованиям законодательства Российской Федерации, запрещается захоронение отходов на земельном участке, находящемся в границах населённого пункта.

При этом не запрещается строительство и эксплуатация объектов размещения отходов на земельном участке, который находится вне границ населённого пункта и имеет соответствующий вид разрешённого использования земельных участков.

Просим довести указанную позицию до территориальных органов Росприроднадзора, а также руководствоваться ею при проведении Росприроднадзором процедуры включения объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения.

Заместитель Министра
Р.Р.Гизатулин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Экология производства,

N 4, апрель 2015 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»