Обзор правоприменительной практики ФАС России и ее территориальных управлений по вопросам навязывания условий договора контрагенту

II.  Суд оставил постановление ФАС о навязывании условий договора контрагенту в силе

     1. Навязывание дополнительных объемов оказания услуг по передаче электрической энергии, которые превышают объем фактически потребленных энергоресурсов


Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 338 возбуждено дело N 110/51-12 по признакам нарушения МРСК Урала п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Решением ФАС России от 06.07.2012 по делу N 110/51-12 ОАО "МРСК Урала" было признано нарушившим п.3 ч.1 ст.10 ФЗ "О защите конкуренции" в части навязывания ОАО "Роскоммунэнерго" дополнительных объемов потребления заявленной мощности, превышающих указанные ОАО "Роскоммунэнерго" на 2012 год.

Предметом рассмотрения ФАС России являлись действия ОАО "МРСК Урала" в период с момента получения обращения ОАО "Роскоммунэнерго" - 05.10.2011 и до направления предупреждения от 28.02.2012 N ИА/5803 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Федеральная антимонопольная служба установила нарушения законодательства  компанией ОАО "МРСК Урала".

Нарушением п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в данном случае признаны действия занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии МРСК Урала как по включению в договор явно невыгодного для Общества условия о применении в 2012 году мощности 82,826 тыс.кВт, так и, по существу, отказу МРСК Урала рассматривать иные предложения Общества.

Обществу выдано предписание о прекращении нарушений.

Общество не согласилось  с выводами антимонопольной службы и обратилось в суд.

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2013 ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 06.07.2012 по делу N 110/51-12.

В апелляционной инстанции в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 N 09АП-14587/2013 по делу N А40-122063/12 суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа о признании общества нарушившим Федеральный закон "О защите конкуренции" в части навязывания дополнительных объемов потребления заявленной мощности.

В дальнейшем в кассации Постановлением ФАС Московского округа от 13.11.2013 по делу N А40-122063/2012 данное постановление оставлено без изменения.

Суд согласился с ФАС, руководствуясь следующими положениями.

Величины заявленной мощности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком, не могут быть меньше величин мощности заявленных потребителями электрической энергии по договору энергоснабжения, т.е. не могут устанавливаться гарантирующим поставщиком произвольно и в одностороннем порядке, а должны соответствовать объемам, заявленным конечными потребителями электрической энергии.

Между ОАО "Роскоммунэнерго" и ОАО "МРСК Урала" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии.

Стороны согласовали перечень существенных условий договора и величину электрической энергии и заявленной мощности на следующий календарный год, которые, согласно принятым сторонами условиям, равны величинам электрической энергии и заявленной мощности.

ОАО "Роскоммунэнерго"  представило МРСК Урала плановые объем услуг по передаче электрической энергии и заявленной мощности на 2012 год по форме, согласованной сторонами в Приложениях N 4.1 - 4.2.

МРСК Урала отказалось от подписания дополнительного соглашения на 2012 год по форме Приложения N 4.1 к Договору.

Письмом от 28.02.2012 N ИА/5803 антимонопольный орган направил ОАО "МРСК Урала" предупреждение о прекращении до 12.03.2012 действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Суд, признав нарушение, указал на то, что в соответствии с п.13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, к существенным условиям договора оказания услуг по передаче электрической энергии относится также величина заявленной мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения.

Пунктами 43, 47 Правил потребитель вправе заявлять мощности пределах присоединенной мощности. При этом величина заявленной мощности должна быть определена по каждой точке присоединения и не может превышать присоединенную мощность. Ограничение права на получение электрической энергии, приводящее к дефициту мощности, возможно в случае возникновения аварийной ситуации и (или) вывода объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что МРСК Урала не вправе навязывать Обществу дополнительные объемы оказания услуг по передаче электрической энергии в 2012 году сверх тех, которые заявлены потребителем или превышают объем фактически потребленных энергоресурсов 2011 года, а вправе предложить при отсутствии технической возможности только снижение договорных величин.

Суд обратил внимание на то, что применение тарифов при отсутствии согласования по определению возможно только при уклонении потребителя услуг от уведомления сетевой организации (ОАО "МРСК Урала") о величине заявленной мощности.

Суд согласился с ФАС России в том, что нарушением п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в данном случае признаны действия занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии МРСК Урала как по включению в договор явно невыгодного для Общества условия о применении в 2012 году мощности 82,826 тыс.кВт. Соответственно, ФАС России в предписании было правомерно указано на необходимость устранения нарушений антимонопольного законодательства.