ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2014 года N 2769-р

[Об утверждении Концепции региональной информатизации]

(с изменениями на 18 октября 2018 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 256 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.03.2017, N 0001201703070033);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2253-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.10.2018, N 0001201810220001).

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной информатизации (далее - Концепция).

2. Возложить на Минкомсвязь России управление реализацией Концепции.

3. Минкомсвязи России по согласованию с Минэкономразвития России, иными заинтересованными федеральными органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 20 марта 2015 года представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Концепции.

4. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам руководствоваться положениями Концепции при решении задач использования информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Установить, что расходы федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на реализацию Концепции осуществляются в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Концепции при подготовке и реализации проектов региональной информатизации, предусмотрев финансирование на их реализацию.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2014 года N 2769-р

     

Концепция региональной информатизации

(с изменениями на 18 октября 2018 года)


I. Введение


Концепция региональной информатизации (далее - Концепция) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 2516-р. В Концепции устанавливаются основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации (далее - региональная информатизация) на период до 2018 года. Положения Концепции распространяются на информатизацию региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в которых размещается государственное задание или муниципальное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг.

Основными целями региональной информатизации являются:

повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;

выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;

формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются:

комплексная и согласованная с целями, определенными на федеральном уровне, реализация программ социально-экономического развития регионов;

повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;

повышение доступности для граждан информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия;

обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации.

Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 2036-р, государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)".

В предшествующий период были сформированы основные органы управления региональной информатизацией, введены в эксплуатацию региональные информационные системы, сформированы элементы телекоммуникационной инфраструктуры. Информационные технологии используются при исполнении полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По данным Росстата за 2013 год, 86,9 процента органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления использовали средства электронной подписи, 74,6 процента использовали системы электронного документооборота, при этом 49,2 процента общего объема документооборота органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществлялось в электронной форме. В то же время ведомственные системы электронного документооборота часто не обеспечивают юридически значимый обмен документами, а обеспеченность государственных и муниципальных служащих сертификатами ключей проверки электронных подписей сохраняется на низком уровне.

Недостаточным остается использование компьютерной техники и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и социальной сфере, особенно в малонаселенных и труднодоступных районах. Доля органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, использующих широкополосный доступ к сети "Интернет", в общем количестве указанных органов согласно данным Росстата за 2013 год составляет в среднем 50,3 процента, доля организаций и домашних хозяйств - 79,4 процента и 56,5 процента соответственно. Сохраняется нехватка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий.

С 2010 года одним из важнейших направлений региональной информатизации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Однако, несмотря на значительные расходы, по данным мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме за 2013 год, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, формы получения указанных услуг в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) реализованы менее чем для 5,5 тыс. государственных и муниципальных услуг (что составляет 5 процентов общего количества услуг органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещенных на Едином портале), при этом значительная их часть неработоспособна, что приводит к невозможности дистанционного получения гражданами государственных и муниципальных услуг.

По состоянию на начало 2014 года 40 процентов региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - региональные порталы) используют системы регистрации и авторизации, несовместимые с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Единая система идентификации и аутентификации), что приводит к невозможности для граждан использовать одну учетную запись для получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах.

Значительные расходы понесены на внедрение информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики и социальной сфере субъектов Российской Федерации, прежде всего в здравоохранении и образовании. Однако формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в регионах.

Сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов Российской Федерации на информатизацию. В пересчете на одного жителя указанные расходы отличаются более чем в 100 раз - от 2,5 тысяч рублей в г.Москве до 22 рублей в Чеченской Республике на одного жителя в год.

II. Использование информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития регионов


Субъекты Российской Федерации при внедрении информационно-коммуникационных технологий руководствуются следующими принципами, общими для разных отраслей экономики и направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации:

организация учета в электронной форме ключевых отраслевых показателей и ресурсов (материальных объектов, объектов налогообложения, получателей социальной помощи и других) и формирование механизмов их автоматизированного анализа и контроля, что позволит повысить качество и прозрачность управленческих решений;

обеспечение юридической значимости документов и сведений, представленных в электронной форме, что позволит отказаться от дублирующего ведения государственных и муниципальных информационных ресурсов в электронной форме и на бумажном носителе и сократить расходы на эту деятельность, увеличить оперативность доступа к информационным ресурсам, одновременно повысив достоверность и актуальность размещаемых в них сведений;

обеспечение юридически значимого документооборота в электронной форме, в том числе при межведомственных и межуровневых взаимодействиях, с отказом от дублирования документооборота на бумажном носителе, что позволяет сократить издержки, снизить сроки подготовки, исполнения и доставки документов;

сокращение временных и финансовых расходов граждан и организаций на взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, в том числе с помощью повышения доли удаленных способов взаимодействия с использованием сети "Интернет" при информировании граждан и организаций, предоставлении государственных и муниципальных услуг и реализации контрольно-надзорных функций, что позволит сократить расходы на соответствующую деятельность, сократить сроки взаимодействий и снизить коррупционные риски;

повышение производительности труда государственных и муниципальных служащих и работников бюджетной сферы путем автоматизации выполнения ими типовых операций, что позволит повысить эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Региональные информационные системы, используемые в различных отраслях экономики, целесообразно создавать с учетом необходимости автоматизации функций, отнесенных законодательством Российской Федерации к региональным и муниципальным полномочиям, в том числе посредством интеграции с отраслевыми федеральными информационными системами. Требуется исключение дублирования функций в создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральных и региональных информационных системах.

Создание региональных отраслевых информационных систем (региональных сегментов федеральных государственных информационных систем) должно носить скоординированный характер и быть направлено на решение социально значимых проблем субъекта Российской Федерации. При планировании мероприятий отраслевой информатизации необходимо сопоставлять ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан.

К числу отраслей экономики и социальной сферы, секторов государственного и муниципального управления, развитие которых в регионах осуществляется с широким использованием информационно-коммуникационных технологий, относятся образование, здравоохранение, социальное обеспечение, труд и занятость, строительство, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность жизнедеятельности, транспорт, связь, культура, энергетика, сельское хозяйство, государственные и муниципальные финансы.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках установленной компетенции могут:

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2253-р. - См. предыдущую редакцию)

определять приоритеты региональной информатизации в отраслях экономики и по направлениям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, учитывающим общие приоритеты развития отраслей экономики;

обеспечивать разграничение сфер ответственности за внедрение информационно-коммуникационных технологий на региональном уровне между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

формировать систему показателей эффективности информатизации в отраслях экономики;

обеспечивать корректировку (при необходимости) правовых актов в целях перехода на электронную форму ведения информационных ресурсов и представления отчетности, а также межведомственного (межуровневого) информационного взаимодействия, исключения дублирующего ведения информационных ресурсов и осуществления обменов на бумажных носителях;

обеспечивать определение порядка информационного взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными информационными системами, в том числе определение форматов представления отчетных и иных сведений в электронной форме, в целях ускорения и автоматизации процессов информационного обмена.

Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации целесообразно подготавливать предложения Правительству Российской Федерации по порядку формирования сводной системы показателей эффективности региональной информатизации и методике их регулярной оценки, включающей в себя формирование соответствующих рейтингов субъектов Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2253-р. - См. предыдущую редакцию)

Информатизация отраслей экономики осуществляется с учетом основных положений нормативных правовых актов о создании федеральных государственных информационных систем.

В сфере образования региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и имеет целью развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, модернизацию образовательных программ, в том числе за счет использования информационных технологий в учебном процессе, повышение эффективности управления на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации.

Для этого рекомендуется обеспечить на региональном уровне использование дистанционных форм подачи заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов, аттестаций. При обращении за услугами в сфере образования в электронной форме для сокращения временных затрат граждан, а также для упрощения получения указанных услуг целесообразно обеспечивать предусмотренное законодательством межведомственное и межуровневое взаимодействие с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты и другими органами и организациями.

В целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации рекомендуется развитие на региональном уровне инструментов электронного, в том числе дистанционного, образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями. Для повышения качества управления образованием необходимо формирование информационных систем учета обучающихся в образовательных учреждениях. Для снижения затрат на создание и эксплуатацию однотипных информационных систем в сфере образования целесообразно рассматривать возможность использования "облачных" технологий.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, рекомендуется осуществлять корректировку правовых актов в целях использования электронных форм ведения журналов и дневников и представления отчетных форм.

В сфере здравоохранения региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и имеет целью повышение качества оказания медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, развитие и внедрение современных методов диагностики, профилактики и лечения, повышение эффективности управления системой здравоохранения.

Для этого рекомендуется создание и развитие на региональном уровне информационных систем поддержки принятия врачебных решений и контроля за исполнением стандартов медицинской помощи, в том числе получения медицинскими работниками и пациентами дистанционных медицинских консультаций, информационных систем учета оказываемой пациентам медицинской помощи, информационных систем, обеспечивающих дистанционную запись на прием к врачу и предоставляющих пациентам удаленный доступ к их медицинской информации (истории) и сведениям о полученных медицинских услугах.

Целесообразно обеспечивать доступ граждан к информации об услугах здравоохранения, оказываемых в субъекте Российской Федерации, о квалификации медицинских работников, результатах деятельности лечебно-профилактических учреждений в регионе. Эффективным механизмом контроля объемов оказанных медицинских услуг является информирование граждан через их личные кабинеты на Едином портале о поступивших в органы управления здравоохранением фактах получения гражданами медицинских услуг, а также сопоставление в рамках действующего законодательства данных медицинских карт, ведение которых осуществляется в электронной форме, с данными системы обязательного медицинского страхования и отчетными данными лечебно-профилактических учреждений.

Оперативность принятия управленческих решений рекомендуется достигать путем развития аналитических инструментов, опирающихся на сведения, содержащиеся в региональном компоненте единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Для повышения эффективности работы медицинского персонала целесообразно создание эргономичных автоматизированных рабочих мест, снижающих число ручных операций, отнимающих значительное время. В частности, рекомендуется внедрение систем электронных назначений лекарственных препаратов, интегрированных с системами поддержки принятия решений в области рациональной фармакотерапии, ведения электронной медицинской карты пациента и электронной истории болезни.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»