МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2014 года N ВК-2270/07
О сохранении системы специализированного коррекционного образования
Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2014 года N П8-46847
Минобрнауки России с участием Минтруда России и Минздрава России рассмотрело в части своей компетенции ваше обращение по вопросу о необходимости сохранения системы специализированного коррекционного образования и в части своей компетенции сообщает.
В соответствии с частью 5 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Закона создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии со статьей 22 Закона принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Согласно части 14 статьи 22 Закона порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Минобрнауки России неоднократно указывало на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе специальных (коррекционных) образовательных организаций и не означает отказа от нее и данную позицию рекомендует к реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (письмо от 7 июня 2013 года N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"). Кроме того, в рамках исполнения пункта 4 "а" раздела 1 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации от 24 июля 2014 года N 7 в настоящее время совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Рособрнадзором прорабатывается вопрос о принятии дополнительных мер по прекращению практики закрытия указанных образовательных организаций.
Согласно Закону общее образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:
- для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по основной образовательной программе;
- для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по адаптированной образовательной программе - образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно статье 2 Закона, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по адаптированной основной общеобразовательной программе в отдельной образовательной организации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- для обучающихся детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно части 1 статьи 92 Закона государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
В соответствии со статьей 28 Закона разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательной организации. Согласно части 5 статьи 12 Закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью она не предполагает освоение уровня основного общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.
В настоящее время заканчивается работа по разработке проектов ФГОС и механизмов их внедрения, разработчиками которых являются ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена" и ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет".
ФГОС является единым для каждой категории обучающихся с ОВЗ и вместе с тем предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Концепция ФГОС предполагает разработку четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.
Проекты ФГОС прошли широкое общественное обсуждение, в котором приняли участие специалисты-практики высокой квалификации в области образования разных групп детей с ООП из 77 регионов России, эксперты из Комитета Государственной Думы по образованию, региональных органов управления образованием, Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка различных субъектов Российской Федерации. Апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ началась с 1 сентября 2014 года в 124 образовательных организациях из 24 субъектов Российской Федерации.
Проекты ФГОС предусматривают требования к структуре и объему образовательных программ общего образования, адаптированных для обучающихся с ОВЗ (далее - Программы), условиям реализации Программ, результатам освоения Программ обучающимися с ОВЗ для каждого уровня образования, итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования.
Для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрены варианты ФГОС, согласно которым обучающийся получает образование по адаптированной основной общеобразовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана.
С момента вступления в силу ФГОС для лиц с ОВЗ адаптированные основные общеобразовательные программы будут подлежать аккредитации.
Следует отметить, что согласно части 6 статьи 92 Закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.
Таким образом, образовательная организация при положительном решении аккредитационного органа получает государственную аккредитацию в отношении всех основных общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование).
Вместе с тем считаем нужным сообщить, что Минобрнауки России качество образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов напрямую связывает с созданием образовательной среды, обеспечивающей реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. В целях развития системы оценки качества обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВПО "Российский университет дружбы народов" выполняет научно-исследовательскую работу по мониторингу деятельности общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ и отдельных классов для детей с ОВЗ во всех субъектах Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что Минобрнауки России готово рассмотреть вопрос об участии в общественных слушаниях по проблеме получения качественного образования детьми с ОВЗ, инвалидами.
Заместитель министра
В.Ш.Каганов
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Администратор образования,
N 23, декабрь 2014 года