ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О безопасности и гигиене труда
Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья работников и иных лиц в процессе трудовой деятельности, определяет полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц.
1. Законодательство в сфере безопасности и гигиены основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Трудового кодекса Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ними других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Нормы о безопасности и гигиене труда, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
3. В случае несоответствия норм о безопасности и гигиене труда, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
4. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере безопасности и гигиены труда, применяются правила международного договора.
Текст статьи будет отработан позднее, исходя из текста законопроекта и предложений экспертов
Основными принципами обеспечения безопасности и гигиены труда являются:
а) соблюдение прав граждан на безопасные условия труда;
б) приоритет сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности;
б) приоритет профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
в) сведение к минимуму, насколько это практически осуществимо, профессиональных рисков;
г) содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области безопасности и гигиены труда;
д) защита законных интересов работников и иных лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
1. Основными направлениями государственной политики в области безопасности и гигиены труда являются:
1) принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области безопасности и труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
2) государственное управление безопасностью и гигиеной труда;
3) федеральный государственный (контроль) надзор за безопасностью и гигиеной труда;
4) государственная экспертиза условий труда;
5) установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
6) расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
7) установление гарантий и компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска;
8) координация деятельности в области безопасности и гигиены труда;
9) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по обеспечению безопасности и гигиены труда, улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков;
10) участие государства в финансировании мероприятий по безопасности и гигиене труда;
11) подготовка специалистов по безопасности и гигиене труда и их дополнительное профессиональное образование;
12) организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
13) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
14) международное сотрудничество в области безопасности и гигиены труда;
15) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
16) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
2. Реализация основных направлений государственной политики в области безопасности и гигиены труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам безопасности и гигиены труда.
1. Государственное управление безопасностью и гигиеной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
2. Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области безопасности и гигиены труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области безопасности и гигиены труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
3. Государственное управление безопасностью и гигиеной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности и гигиены труда в пределах их полномочий.
В целях государственного управления безопасностью и гигиеной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
1) обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления безопасностью и гигиеной труда;
2) разрабатывают федеральные целевые программы обеспечения безопасности и гигиены труда, улучшения условий труда, снижения уровней профессиональных рисков и обеспечивают контроль за их выполнением;
3) устанавливают порядок организации и проведения подготовки по безопасности и гигиене труда;
4) устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
5) разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
6) обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области безопасности и гигиены труда;
7) координируют научно-исследовательские работы в области безопасности и гигиены труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по обеспечению безопасности и гигиены труда, улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков;
8) организуют международное сотрудничество в области безопасности и гигиены труда;
9) исполняют иные полномочия в сфере государственного управления безопасностью и гигиеной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях государственного управления безопасностью и гигиеной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
1) обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области безопасности и гигиены труда и федеральных целевых программ по обеспечению безопасности и гигиены труда, улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков;
2) разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы по обеспечению безопасности и гигиены труда, улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков и обеспечивают контроль за их выполнением;
3) координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке подготовки по безопасности и гигиене труда;
4) осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
5) организуют сбор и обработку информации о состоянии условий труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
6) исполняют иные полномочия в сфере государственного управления безопасностью и гигиеной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отдельные полномочия по государственному управлению безопасностью и гигиеной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
1. Государственными нормативными требованиями безопасности и гигиены труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников и иных лиц в процессе трудовой деятельности.
2. Государственные нормативные требования безопасности и гигиены труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
1. К подзаконным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования безопасности и гигиены труда (далее - акты, содержащие требования безопасности труда), относятся:
1) стандарты безопасности труда;
2) правила по безопасности труда;
3) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
2. Акты, содержащие требования безопасности труда, разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами.
3. Акты, содержащие требования безопасности труда, издаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, после их рассмотрения на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (заседаниях рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
4. Внесение изменений в подзаконные нормативные правовые акты, содержащие требования безопасности и гигиены труда, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда:
а) при изменении законодательства Российской Федерации о безопасности и гигиене труда;
б) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
в) по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, снижению уровней профессиональных рисков;
г) на основании анализа результатов специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
д) по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, в том числе о гармонизации подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования безопасности и гигиены труда, с нормами международного права в области безопасности и гигиены труда.