• Текст документа
  • Статус

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 октября 2014 года N МОН-П-4370

О перегрузке педагогических работников


     
     
На N 3.5-18/620/143409 от 1 сентября 2014 года


Министерство образования и науки Российской Федерации во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2014 года N П8-42475 рассмотрело письмо Комитета Государственной Думы по образованию по вопросу о перегрузке педагогических работников, руководителей образовательных организаций работой с документами и представляет информацию согласно приложению.

Заместитель министра
А.Б.Повалко

Приложение. Информация по вопросу перегрузки педагогических работников, руководителей образовательных организаций работой с документами

Приложение

1. О размещении информации на сайтах образовательных организаций


Минобрнауки России проводит работу по систематизации деятельности образовательных организаций в части представления информации о своей деятельности в открытом доступе. Во исполнение статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации.

В 2013 году Министерством была проведена выборочная проверка электронных информационных ресурсов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также образовательных организаций, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет-сайт, интернет-страница) в части представления актуализированных данных об образовательных организациях и проводимых оценочных процедурах (рейтингах) в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ. По итогам проведенных мероприятий было установлено, что не у всех образовательных организаций существуют Интернет-сайты (интернет-страницы). На отдельных электронных информационных ресурсах образовательных организаций представленные данные были размещены не в полном объеме (в том числе в части внесения изменений в уставные документы образовательной организации) и актуализация данных на Интернет-сайте (интернет-странице) производилась несвоевременно.

Данные обстоятельства вызывают затруднение у потребителей социальных услуг, общественных организаций и органов власти при получении достоверной информации об образовательной организации. В органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, Министерством было направлено письмо о необходимости размещения полной и достоверной информации об образовательной организации в открытом доступе на Интернет-сайте (интернет-странице) в соответствии с нормами Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с Планом Минобрнауки России по разработке правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки во исполнение принятых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (утвержден приказом Минобрнауки России от 11 марта 2014 года N 174) Рособрнадзором издан приказ от 29 мая 2014 года N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации" (зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 года, регистрационный N 33423; начало действия документа 1 сентября 2014 года), которым утверждены требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации.

2. О мониторинге системы образования


В период с 2007 года в системе образования был запущен ряд мониторинговых наблюдений, связанных с реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплексных проектов модернизации региональных систем общего образования, повышением заработной платы педагогических работников. Основная задача формирования данных отчетов - представление информации о сети образовательных организаций, реализуемых ими образовательных программах, численности обучающихся и доступности образования, кадровом потенциале, условиях предоставления образовательных услуг и образовательных результатах обучающихся, а также о показателях качества результатов образования. С 2014 года мониторинг системы образования (далее - Мониторинг) осуществляется в соответствии со статьей 97 Федерального закона.

Во исполнение Федерального закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила осуществления мониторинга системы образования (далее - Правила) и Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу (далее - Перечень) (постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" (далее - постановление Правительства Российской Федерации).

Мониторинг представляет собой непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, динамики изменений его результатов, условий осуществления образовательной деятельности, контингента обучающихся, учебных и внеучебных достижений обучающихся, профессиональных достижений выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состояния сети образовательных организаций.

Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, издан приказ Минобрнауки России от 15 января 2014 года N 14 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования" (далее - приказ N 14) (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2014 года, регистрационный N 31528), определяющий Перечень показателей Мониторинга. Также издан приказ Минобрнауки России от 11 июня 2014 года N 567 "Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования" (зарегистрирован Минюстом России 13 августа 2014 года, регистрационный N 33570).

При подготовке нормативной базы мониторинга системы образования были проведены обсуждения с профессиональным и экспертным сообществами, в том числе по вопросам обоснованности принципов и критериев оценки с учетом специфики реализуемых образовательных программ.

Указанные нормативные акты решают задачи информирования граждан Российской Федерации о системе образования в целом, а также об образовательных организациях, в том числе с целью обоснованного выбора гражданами образовательных программ. Для сбора информации по отдельным показателям, не включенным в настоящее время в действующие системы сбора данных, в 2014 году будут вноситься изменения в федеральный план статистических работ, проводиться специальные социологические исследования.

Начиная с 2014 года на сайте Минобрнауки России на основании данных Мониторинга будут ежегодно публиковаться аналитические материалы о его результатах. Минобрнауки России будет ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации отчет о результатах Мониторинга.

Результаты проведенного анализа состояния региональных и муниципальных систем образования будут также публиковаться в сети "Интернет" на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 2 раздела II протокола заседания подгруппы по мониторингу достижения целевых показателей, определенных Президентом Российской Федерации, в сфере образования и науки при рабочей группе Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, от 21 февраля 2014 года N 2, Минобрнауки России создана рабочая группа по доработке и актуализации показателей мониторинга системы образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 251). В состав указанной рабочей группы вошли представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессионального и экспертного сообществ.

Мониторинг осуществляется, прежде всего, на основе данных федерального статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических исследований деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликованной в средствах массовой информации, а также поступившей в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от организаций и граждан.

Организация Мониторинга осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - органы государственной власти), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации), и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы местного самоуправления).

Сбор данных для расчета показателей Мониторинга осуществляется как по Российской Федерации в целом, так и отдельно по субъектам Российской Федерации, данные для показателей, рассчитываемых на основании социологических данных, собираются в целом по Российской Федерации.

При подготовке отчета за 2013 год Минобрнауки России будет использовать сводную информацию федерального статистического наблюдения, а также информацию, полученную по итогам проведенных мониторингов (база данных результатов ЕГЭ, международные сопоставительные исследования качества образования [PIRLS, TIMSS, PISA]) и социологических исследований. При сборе данных для расчета показателей Мониторинга исключено дублирование предоставления информации. Реализация Мониторинга не повлечет за собой дополнительной нагрузки на образовательные организации, позволит систематизировать работу со статистическими данными, информационными источниками, характеризующими систему образования.

В целях организации работы органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, по подготовке итогового отчета о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования Минобрнауки России направило в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, информацию о примерной его структуре и содержании (письмо от 1 сентября 2014 года N АП-1982/02).

3. О модернизации отраслевой статистики


Для приведения форм федерального статистического наблюдения в соответствие с положениями и терминологией Федерального закона Минобрнауки России в настоящее время проводит работу по унификации форм федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и рекомендаций по их заполнению (далее - унификация форм федерального статистического наблюдения).

Внедрение унифицированного инструментария федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ общего образования, позволит преодолеть архаичную практику сбора информации посредством сводных форм федерального статистического наблюдения, заменив его современным комплексом электронной обработки данных (ЭОД), являющимся более мобильной системой организации сбора статистической информации.

В настоящее время действующими являются пять первичных форм, собираемых непосредственно от организаций, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ указанного уровня образования, а именно: N ОШ-1 "Сведения об учреждении, реализующем программы общего образования" (собирается на начало учебного года); N ОШ-5 "Сведения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении" (собирается на начало учебного года); N 83-РИК "Сведения о численности и составе работников учреждения, реализующего программы общего образования" (собирается по состоянию на 20 сентября); N ОШ-9 "Сведения о допрофессиональной и профессиональной подготовке обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования" (собирается по состоянию на 1 октября); N ОШ-2 "Сведения о финансировании и расходах учреждения, реализующего программы общего образования" (собирается за календарный год).

Каждая из указанных форм трансформируется в одну или несколько сводных форм статистического наблюдения, являющихся регламентными таблицами. При этом пять первичных форм превращаются в 11 сводных форм, каждая из которых, наряду с первичными формами, периодически требует своей актуализации, изменения системы обработки данных.

Разрабатываемый унифицированный инструментарий предполагает сбор двух форм статистического наблюдения - формы N ОО-1, содержащей сведения о самой организации, контингенте обучающихся и персонале (на начало учебного года); форме N ОО-2, содержащей сведения о состоянии материально-технической, информационной базы и финансово-экономической деятельности общеобразовательных организаций (за год). Все сводные формы упраздняются, деятельность по заполнению первичных форм оптимизируется.

Внедрение унифицированного инструментария позволит отразить все изменения нормативной базы общего образования в соответствии с Федеральным законом, а также обеспечить Минобрнауки России надежными статистическими показателями проводимого в ежегодном режиме мониторинга системы образования, Обновленная система отраслевой статистики позволит дать общую характеристику функционирования российской системы образования, осуществлять международные сопоставления, а также существенно снизит отчетную нагрузку на образовательные организации.

4. О запросах информации Минобрнауки России в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования


Минобрнауки России получает необходимые сведения о региональных системах образования из соответствующих форм отраслевой статистики. Дополнительный сбор информации осуществляется через Единую информационную систему обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - ЕИС Минобрнауки России) в формате размещения сведений в личных кабинетах подведомственных образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

Через ЕИС Минобрнауки России обеспечиваются:

- электронный сбор оперативных данных и подготовка оперативных аналитических справок о состоянии системы образования в субъектах Российской Федерации (в соответствии с актуальными поручениями Правительства Российской Федерации);

- предоставление пользователю функционала аналитической обработки данных;

- исключение дублирования информации.

Необходимость предоставления информации с использованием инфраструктуры ЕИС Минобрнауки России определена устанавливающими документами: приказами, письмами Минобрнауки России.

Анализ запросов информации Минобрнауки России показал, что из общего количества запросов, проведенных через ЕИС в 2013 году и первом полугодии 2014 года, 60% составляют запросы, связанные с мониторингом достижения целевых показателей, определенных указами Президента Российской Федерации 2012 года, выполнением условий соглашений по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования и модернизацию региональных систем дошкольного образования. Данная информация, а также сведения, запрошенные через ЕИС в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации, не содержатся в отчетных формах федерального статистического наблюдения. В целом анализ количества запросов информации показал, что по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, число запросов существенно сократилось.

Переход на единый регламент мониторинга в системе образования, оптимизация отраслевой статистики, а также отчетности по реализации условий соглашений между Минобрнауки России и субъектами Российской Федерации позволят также сократить число дополнительных запросов информации для подготовки оперативных сведений.

5. Об осуществлении полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования


Осуществление полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования возложено на Рособрнадзор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - органы, осуществляющие переданные полномочия).

Объектами контроля являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона Рособрнадзор и органы, осуществляющие переданные полномочия, при осуществлении контрольно-надзорных полномочий в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководствуются положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

У образовательных организаций или органов, осуществляющих переданные полномочия, согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ запрашивается перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Рособрнадзор на основании требований части 7 статьи 7 Федерального закона представляет в Минобрнауки России ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования.

Указанный доклад формируется на основании отчетов, представляемых органами, осуществляющими переданные полномочия, в соответствии с приказом Рособрнадзора от 13 июля 2009 года N 1701 "Об утверждении формы отчета об осуществлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и порядка представления отчета" (далее - отчет).

В отчет входят разделы об осуществлении переданных полномочий; о государственных гражданских служащих органа, осуществляющего переданные полномочия; о нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, изданных за отчетный год.

Кроме того, органы, осуществляющие переданные полномочия, на основании приказов Росстата от 21 декабря 2011 года N 503 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 30 марта 2012 года N 103 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации федерального статистического наблюдения за осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности" два раза в год представляют в Рособрнадзор отчетные сведения по форме федерального статистического наблюдения N 1-контроль и форме федерального статистического наблюдения N 1-лицензирование.

Отчетные сведения формируются и заполняются по установленным показателям, которые в дальнейшем анализируются и используются Рособрнадзором при подготовке докладов в Минэкономразвития России и Минобрнауки России.

Подготовке докладов предшествует проведение органами, осуществляющими переданные полномочия, мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), эффективности лицензирования, государственной аккредитации.

Данное положение определено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 года N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 467 "О подготовке и представлении докладов о лицензировании отдельных видов деятельности, показателях мониторинга эффективности лицензирования и методике его проведения".

6. О ведении электронного документооборота, электронных журналов и дневников


В соответствии со статьей 28 Федерального закона образовательным организациям предписываются осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных о результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

Положение о предоставлении информации о текущей успеваемости обучающихся, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости определено распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями".

Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости являются обязанностью общеобразовательной организации, а заказчиками получения услуги являются родители обучающихся.

Отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).

С целью реализации Закона N 210-ФЗ региональные органы власти обязаны обеспечить всех граждан Российской Федерации возможностью получать государственную услугу "Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости" начиная с 1 января 2014 года.

Вместе с тем в соответствии со статьей 4 Закона N 210-ФЗ к основному принципу предоставления государственных и муниципальных услуг относится заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Информирование родителей об успеваемости обучаемого может быть осуществлено посредством мобильной связи или путем вывода текущей информации на бумажный носитель.

В целях систематизации деятельности, связанной с переходом на электронный документооборот в общеобразовательных организациях, Минобрнауки России направило в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, методические рекомендации (письмо от 15 февраля 2012 года N АП-147/07). Учитывая, что ведение бумажной и электронной формы журналов допустимо в переходный период, но является существенной нагрузкой на учителей, администрациям школ рекомендовано принятие оптимального решения для организации учета учебной деятельности в соответствии с действующим законодательством. Направленные рекомендации носят общий характер и содержат также единые требования к разработчикам электронных журналов и дневников.

Директор Департамента
стратегии, анализа и прогноза
Г.В.Андрущак




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Администратор образования,
N 22, 2014 год

О перегрузке педагогических работников

Название документа: О перегрузке педагогических работников

Номер документа: МОН-П-4370

Вид документа: Письмо Минобрнауки России

Принявший орган: Минобрнауки России

Опубликован: Администратор образования, N 22, 2014 год
Дата принятия: 01 октября 2014

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах