Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

(с изменениями и дополнениями от: 1 декабря 2007 года, 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 года, 17 июля, 27 декабря 2009 года, 5 апреля, 8 мая, 29 ноября 2010 года, 1 марта, 27 июня, 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 года, 28 июля, 30 декабря 2012 года, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 года, 4 июня 2014 года)



Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
     
     Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года


Комментарий к главе 1. Общие положения

     

     

Комментарий к статье 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

1. В комментируемой статье определяются предмет и цели настоящего Закона.


Предметом регулирования комментируемого Закона являются организационные и правовые основы защиты конкуренции. Кроме того, комментируемый Закон определяет основы предупреждения и пресечения:


1) монополистической деятельности, под которой понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом либо группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признаваемые в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

2) недобросовестной конкуренции, т.е. любых действий хозяйствующих субъектов либо группы лиц, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Ранее действовавший Закон РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции 1991 года) определял организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и был направлен, в том числе и на "обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков", т.е. фактически на поддержку конкуренции. Комментируемый Закон, как отмечалось, регламентирует организационные и правовые основы защиты конкуренции, и своими целями объявил в том числе защиту конкуренции. Как представляется, такое отступление законодателя от содействия конкуренции и употребление в тексте данной нормы слова "защита" не совсем удачно с точки зрения формирования конкурентных отношений, если определять цель конкурентного законодательства не только в недопущении ограничения конкуренции, но и в ее развитии. Другими словами, авторы настоящего комментария придерживаются той позиции, что конкуренцию следует в большей степени не охранять, а развивать и поддерживать.

2. Целями Закона в соответствии с ч.2 комментируемой статьи, являются:


1) обеспечение единства экономического пространства. Единство экономического пространства предполагает в совокупности:


- единство рынка;

- свободу экономической деятельности;

- использование единой денежной единицы (рубля);

- свободное перемещение по территории страны товаров и услуг, финансовых средств (капитала), рабочей силы;

- соблюдение прав граждан и юридических лиц на свободную реализацию или потребление товаров, работ и услуг, на совершение операций с финансовыми средствами.

Создание и поддержание единства экономического пространства во всех его перечисленных выше составляющих гарантируется конституционными обязанностями государственных органов и их должностных лиц. Так, сохраняющий свою силу Указ Президента от 12 декабря 1991 года N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" признает недействительными нормативные акты органов власти и управления и решения должностных лиц, которыми ограничивается движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке России.


Цельность экономического пространства обеспечивается также единством законодательного регулирования экономики. Законодательство в сфере экономики должно предусматривать общеобязательные для всех, в том числе и для государства и его структур, правила функционирования рынка, защиту и охрану всех форм собственности и субъектов предпринимательской деятельности. Единое финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование также является необходимой гарантией обеспечения единого экономического пространства.

Однако практика последних лет убедительно показывает, что мало лишь установить и законодательно закрепить указанные правила, не менее необходимым является признание этих правил на всей территории Российской Федерации;

2) обеспечение свободного перемещения товаров. Имевшее место быть ранее по решению региональных властей запрещение ввоза или вывоза определенных товаров, перемещения рабочей силы и т.п. и нарушение тем самым возможности свободного перемещения товаров и целостности экономического пространства путем создания зональных более или менее изолированных рынков на территориях субъектов РФ представляло собой нарушение ч.2 ст.6 Конституции РФ. Отрицательное отношение к таким формам деятельности региональных властей и нарушения целостности государства, а также равенства и полноты прав и свобод человека и гражданина на территории РФ выражено помимо комментируемого Закона также в нормах Конституции РФ. В частности в ст.4, 8, 9, 10, 19 и др. Конституции РФ, которые устанавливают равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, единство территории РФ, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности;


3) обеспечение свободы экономической деятельности в РФ. Свобода экономической деятельности гарантируется Конституцией РФ, но она не может быть абсолютной. Поэтому и Конституция РФ, и отраслевое законодательство предусматривают ряд ограничений свободы всех субъектов экономической деятельности. Эти ограничения вытекают, прежде всего из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из конституционных обязанностей государства их соблюдать и защищать;


4) защита конкуренции. Защита конкуренции состоит в определении организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в обеспечении условий для создания и эффективного функционирования товарных и других рынков. Законодательную базу поддержки конкуренции составляют комментируемый Закон, законы о защите прав потребителей, о рынке ценных бумаг, о банках и банковской деятельности и другие законодательные акты РФ;


5) создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, которое обеспечивается путем: запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ; формулирования антимонопольных требований к торгам и особенностям отбора финансовых организаций, предоставления государственной или муниципальной помощи, государственного контроля за экономической концентрацией.

Комментарий к статье 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции

1. Комментируемая статья посвящена антимонопольному законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о защите конкуренции.

Ныне действующее российское законодательство, посвященное вопросам защиты конкуренции, в своем развитии прошло несколько этапов. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал адекватных правовых мер, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона о конкуренции 1991 года.

В июле 1991 года практически одновременно с принятием упомянутого закона был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, позже - Государственный антимонопольный комитет, в 2003 году - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС России). Компетенция указанных антимонопольных органов напрямую определялись Законом о конкуренции 1991 года.

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием в этом же году, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Таким образом, в нормативном правовом акте самой высшей юридической силы были закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показал, что действовавший Закон о конкуренции 1991 года не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993 года стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства РФ - этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.

________________

Мартыненко Г.И. Российское конкурентное законодательство: новый закон "О защите конкуренции" // Право и экономика. 2007. N 1.


Третий этап в развитии отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Так, ч.2 п.1 ст.10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Изменения конституционного и гражданского законодательства обусловили необходимость дальнейшего внесения изменений в Закон о конкуренции 1991 года.


Четвертый этап - создание новых направлений Закона о конкуренции 1991 года, а именно: ценового, рекламного, финансового, торгового.


Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также специальных законов (например, Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы 18 июля 1995 года был принят Федеральный закон года N 108-ФЗ "О рекламе", утративший силу вследствие принятия заменившего его Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг были урегулированы Федеральным законом от 23 июня 1999 года N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", утратившем силу в связи с принятием комментируемого Закона.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" регламентировал отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В том числе в области обеспечения соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, поставки товаров, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечения при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

Используемый комментируемым Законом термин "антимонопольное законодательство" нуждается в пояснении. Если применять в данном случае аналогию, то п.2 ст.3 ГК РФ указывает, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (законы), регулирующих отношения, указанные в п.1 и 2 ст.2 ГК РФ. После отмечается, что отношения, указанные в п.1 и 2 ст.2 ГК РФ, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам. При этом сама ст.3 ГК РФ именуется гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Таким образом, под гражданским законодательством понимаются ГК РФ и федеральные законы. При этом другие нормативные правовые акты именуются актами, содержащими нормы гражданского права.


Исходя из этого, по нашему мнению, под антимонопольным законодательством применительно к тексту настоящего Закона следует понимать, прежде всего, комментируемый Закон и другие федеральные законы. Другие же нормативные правовые акты по вопросам конкуренции следует именовать актами, содержащими нормы антимонопольного права.


Антимонопольное законодательство РФ основывается на положениях:


- Конституции РФ. Отправными в данном случае являются положения ст.8 Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

________________

Более подробно об этом см. комментарий к ст.1 настоящего Закона.


- Гражданского кодекса РФ, который основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юридическое (но не экономическое) равенство по отношению друг к другу, предполагающее присутствие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином соподчинении.


Неприкосновенность собственности означает обеспечение возможности собственнику осуществлять все принадлежащие ему правомочия по владению, пользованию и распоряжению в отношении принадлежащего ему имущества с одновременным отстранением всех иных лиц от неправомерного доступа к имуществу и какого-либо вмешательства в его правомочия на объекты собственности.


Истоки принципа свободы договора находятся в п.2 ст.1 ГК РФ. В данной норме закреплено право граждан и юридических лиц свободно устанавливать свои гражданские права и обязанности на основе договора. Эта же норма позволяет определять любые не противоречащие законодательству условия договора, говоря иными словами, действует принцип: "все, что не запрещено, разрешено". С понятием свободы договора связано и широкое применение в гражданском законодательстве диспозитивных норм.


Непосредственная характеристика свободы договора дается в ст.421 ГК РФ. Так, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена действующим законодательством или добровольно принятым обязательством.

Свобода договора состоит еще и в том, что стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). При этом, по общему правилу, к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре. Однако свобода договора проявляется и в том, что даже в этом случае стороны в заключенном смешанном договоре могут предусмотреть иные правила его регулирования.

В соответствии с принципом свободы договора условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

В содержании принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела основным является понятие частного дела как деятельности гражданина или юридического лица, основанной на частном интересе в сфере применения частного, а не публичного права. Это может быть, в том числе и предпринимательская деятельность. Частное дело гражданина или юридического лица в соответствии с рассматриваемым принципом должно быть защищено законом от необоснованного вмешательства в него со стороны любого лица и государства. Воплощением данного принципа служит действующий Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".


К числу основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля относятся в том числе:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs