• Текст документа
  • Статус
Действующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 августа 2014 года N АК-2612/05

О федеральных государственных образовательных стандартах



В связи с обращениями вузов, поступающими в Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России информирует, что в настоящее время приведенные в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) проходят процедуру утверждения и государственной регистрации.

Вместе с тем в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона образовательные организации высшего образования должны были привести в соответствие с требованиями указанного закона документы, регламентирующие образовательный процесс. В частности, образовательная организация высшего образования должна была предусмотреть условия, обеспечивающие возможность получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Федерального закона), а также, по своему усмотрению, включение в образовательный процесс сетевой формы обучения (статья 13 Федерального закона), электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 16 Федерального закона), базовых кафедр (статья 27 Федерального закона).

При приведении ФГОС ВО в соответствие с Федеральным законом в ФГОС не вносилось изменений, которые могли бы повлечь за собой необходимость существенной переработки основных образовательных программ (далее - ООП), особенно в части общекультурных (универсальных) компетенций. Вместе с тем, актуализированные ФГОС предоставляют большую свободу образовательным организациям в части формирования содержания ООП и отбора применяемых образовательных технологий.

Заместитель министра
А.А.Климов

Приложение. Таблица соответствия

Приложение


Действующие ФГОС

Актуализированные ФГОС

1

2

Указана квалификация, соответствующая уровню высшего образования "бакалавр", "магистр", "специалист"

Квалификация не указана

Раздел 1. Область применения

Изменения не вносились

Раздел 2. Используемые сокращения

ВПО - высшее профессиональное образование;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

ВО - высшее образование; ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

Исключены: ООП, УЦ ООП
Дополнены: сетевая форма

Раздел 3. Характеристика направления подготовки

Таблица 1 с указанием нормативного срока, квалификации (степени) выпускников, трудоемкости (в зачетных единицах), форм и сроков получения образования

Таблица 1 исключена; текстом указаны формы обучения, объем программы, сроки получения образования в очной и иных формах обучения, сроки и объем программы при обучении по индивидуальному учебному плану;

предусмотрено использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, возможность реализации сетевой формы 1 обучения; указан язык обучения

Раздел 4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Изменения не вносились

Раздел 5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК)

Общекультурные компетенции заданы для каждого направления

Общекультурные компетенции заданы для всего образовательного уровня в 80% ФГОС (для ОК ФГОС будет сделан переходник в ПООП)

Профессиональные (ПК), профессионально-дисциплинарные (ПДК), профессионально-специализированные (ПСК) компетенции не изменялись, за исключением редакционной правки

Профессиональные компетенции соответствуют видам деятельности; возможность дополнения набора компетенций образовательной организацией с учетом ориентации программы на конкретные области знания и(или) вид (виды) деятельности

Требования к результатам обучения по конкретным знаниям, умениям, владениям, отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно

Раздел 6. Требования к структуре программы

Таблица 2 по структуре ООП с указанием учебных циклов и проектируемых результатов их освоения, трудоемкости учебных циклов, закрепленного перечня дисциплин для разработки ПООП и кодов формирования компетенций

Таблица 2 исключена; введена таблица по структуре ООП с указанием наименований учебных блоков и объема программы в зачетных единицах;

сохранены соответствующие базовая и вариативная части;

дана ссылка на то, что программа завершается присвоением квалификации, которая указывается в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования; набор дисциплин (модулей) образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО, с учетом соответствующей ПООП

Вставлен Блок 2 "Практики", включающий описание типов практик

Действующий ФГОС по-разному определяет объемы преддипломной практики и государственной итоговой аттестации; в разных ФГОС преддипломная практика включается либо в раздел "практики", либо в раздел "государственная итоговая аттестация"

В актуализированном ФГОС преддипломная практика включена в раздел "практики"; установлена единая трудоемкость государственной итоговой аттестации - 9 з.е.

Раздел 7. Требования к условиям реализации программ

В приложении

Раздел 8. Оценка качества освоения ООП

Исключен

Раздел 8. Оценка качества освоения ООП

Исключен

Приложение к таблице соответствия. VII. Требования к условиям реализации программы бакалавриата/специалиста/магистратуры

Приложение
к таблице соответствия

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети "Интернет", и отвечающая техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и(или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами инфюрмационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата (специалитета) магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 года, регистрационный N 20237) и профессиональным стандартам (при наличии)О федеральных государственных образовательных стандартах.
_______________
О федеральных государственных образовательных стандартах Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3448; 2010, N 31, ст.4196; 2011, N 15, ст.2038; N 30, ст.4600; 2012, N 31, ст.4328; 2013, N 14 ст.1658; N 23, ст.2870; N 27, ст.3479; N 52, ст.6961, 6963), Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3451; 2009, N 48, ст.5716; N 52 ст.6439; 2010, N 27, ст.3407; N 31, ст.4173, 4196; N 49, ст.6409; 2011, N 23, ст.3263; N 31, ст.4701; 2013, N 14, ст.1651; N 30, ст.4038; N 51, ст.6683).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. В организации, реализующей программы бакалавриата/специалитета/магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры

7.2.1. Реализация программы бакалавриата/специалитета/магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата/специалитета /магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата/специалитета/магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и(или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата/специалитета/магистратурыО федеральных государственных образовательных стандартах, должна быть не менее ... процентов (доля меняется в зависимости от уровня обучения и вида профессиональной деятельности).
_______________
О федеральных государственных образовательных стандартах Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.4378).

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата/специалитета/магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата/специалитета/магистратуры, должна быть не менее ... процентов (доля меняется в зависимости от уровня обучения и вида профессиональной деятельности).

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата/специалитета/магистратуры

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин [модулей] и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата/специалитета/магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и(или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 года N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 года, регистрационный N 29967).



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Администратор образования,
N 18, 2014 год

О федеральных государственных образовательных стандартах

Название документа: О федеральных государственных образовательных стандартах

Номер документа: АК-2612/05

Вид документа: Письмо Минобрнауки России

Принявший орган: Минобрнауки России

Статус: Действующий

Опубликован: Администратор образования, N 18, 2014 год

Официальные документы в образовании. Бюллетень нормативных правовых актов, N 27, сентябрь 2014 года

Дата принятия: 20 августа 2014

Дата начала действия: 20 августа 2014
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах