Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 20 августа 2014 года N 08-1104

О направлении методических рекомендаций по обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывающих с территории Украины



Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывающих с территории Украины (далее - методические рекомендации), разработанные совместно с федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развития образования", для использования при приёме детей прибывающих с территории Украины (в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства) в организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

В методические рекомендации включены:

памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, при приёме детей, прибывающих с территории Украины;

памятка для воспитателей, педагогов-психологов и иных педагогических работников дошкольного образования по работе с детьми, прибывающими с территории Украины;

памятка для родителей (законных представителей) детей, прибывающих с территории Украины, по вопросам обеспечения права детей на получение дошкольного образования.

Минобрнауки России просит довести данную информацию До организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и рекомендовать разместить указанные методические рекомендации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационных стендах организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Директор Департамента
А.В.Зырянова

     

Памятка для воспитателей, педагогов-психологов и иных педагогических работников дошкольного образования по работе с детьми, прибывающими с территории Украины



Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребёнок прибывший с территории Украины (далее - ребёнок (дети) из семей беженцев) рассматривается как трудная жизненная ситуация. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств. В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

В результате вынужденной миграции в самом тяжелом положении оказываются дети. Критическая ситуация, в которую попадает основная масса вынужденных мигрантов, финансовое неблагополучие, зачастую отсутствие средств к существованию, а также психологические стрессы губительны не только для них самих, но имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на нравственно-психологическую атмосферу общества.

Часто родители, пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменной места жительства, не придают значение психологической травме, которую переживает ребенок дошкольного возраста.

Целью данной памятки является - предоставление предложений и рекомендаций по организации системы сопровождения и внедрения наиболее эффективных методов и форм оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Работа педагогов дошкольного образования с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:

образовательную (организация и проведение консультаций для родителей (законных представителей);

психологическую (организация работы с ребёнком и его семьёй);

посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).

Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учётом сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев.

Характерной чертой психологического состояния беженцев и вынужденных переселенцев является так называемая категория "утрата". В этих случаях дети лишаются привычного жилья, личных вещей, друзей, а иногда родителей и близких родственников. Все это вызывает тяжелые психические расстройства у детей дошкольного возраста, которые могут проявиться в течение их дальнейшей жизни.

Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей из семей беженцев в возрасте до трех лет (раннего возраста), страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.

У детей в возрасте от трех до семи лет - тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности, примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, жестокость по отношению к взрослым. В поведении: регрессия поведения, отстранённость, агрессия.

Все это позволяет говорить о важности психолого-педагогической работы не только с детьми, но и с родителями (законными представителями) ребенка.

В работе с родителями (законными представителями) рекомендуют применять следующие методы:

Изучение семьи и процесса воспитания ребенка в ней (направленный сбор информации о ребенке, проверка и уточнение гипотез).

Обсуждение и объяснение причин отклонений в психическом здоровье ребенка.

Решение вопроса о характере психолого-педагогического воздействия и заключение соглашения о дальнейшем сотрудничестве в ходе психологической коррекции.

Разработка совместно со специалистами рекомендаций для родителей. В качестве таковых могут выступать: обучение приемам общения с ребенком с помощью использования эффективных средств (игротерапии, изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии).

Совместная оценка результатов работы и выработка дальнейших рекомендаций.

При работе с родителями можно применять как индивидуальные, так и групповые формы работы. К индивидуальным формам относятся изучение специфических проблем каждой семьи и особенностей воспитания в ней ребенка, проведение индивидуальных консультаций. Групповые формы работы рекомендуется применять с целью знакомства родителей с особенностями воспитания детей дошкольного возраста.

Рекомендуется применять и традиционные методы работы практической помощи детям и родителям (законным представителям): совместные коллективные творческие дела для детей и родителей: конкурсы, викторины, выставки творчества, спортивные соревнования и иные. Организация и проведение групповых занятий с целью формирования навыков взаимопомощи.

Возможные методы психолого-педагогической помощи детям из семей беженцев.

Психокоррекционная работа с детьми включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой и с образом себя в прошлом, настоящем и будущем. Работа с телом имеет особое значение, потому что у детей дошкольного возраста, попавших в экстремальную ситуацию, часто наблюдается "синдром выключенного тела", который проявляется в том, что ребенок избегает любых контактов, подавляет все ощущения, связанные с телом.

Работа с эмоциональной сферой связана с нейтрализацией страхов детей, обсуждением реакции и мыслей ребенка, связанных с травмирующим событием.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста невербальных методов (танцевальная терапия, проективное рисование, различные методики арттерапии и иные), а также обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, возможности играть.

В случае если в образовательные организации принимаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом здоровье), то необходимо предусмотреть систему психолого-педагогического сопровождения таких детей.

Литература:

1. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. - М., 1991. - 115 с.

2. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явление. М., 2004.

3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995.

4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998.

5. Каган В.Е., Лунин И.И., Эткинд А.М. ЦТО в клинике детских неврозов.

6. Еремина Л.Ю. Профилактика кризисных психологических состояний у детей в зоне чрезвычайных ситуаций./Сборник научных трудов. - М.: МГПУ, 2006. - 175 с.

7. Методы психологической помощи вынужденным мигрантам. В кн. Психология беженцев и вынужденных переселенцев / под редакцией Г.У.Солдатовой. Москва, 2001.

8. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Основные психологические проблемы беженцев // Мигранты из дальнего зарубежья. М., 1999. N 1. С.8-12.

9. Солдатова Г.У. От гражданина до беженца: ценности и мотивы поведения русских ближнего зарубежья // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1998. С.120-139.

10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - С Пб.: Речь, 2005.

11. Собчик Л. Психологическая диагностика. - М., 1990.

12. Солдатова Г. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

13. Солдатова Г., Шайгерова Л. Кризис идентичности вынужденных мигрантов и вынужденных переселенцев. - М., 2000.

14. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М., 2000 г.

15. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М., 1995.

16. Хухлаев О.Е. Страх у детей вынужденных мигрантов: причины и содержание. Мигранты из дальнего зарубежья. - М., 2000. N 4. С.12-19.

17. Хухлаева О.В. Лесенка радости. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. - М., 1998.

18. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.

19. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, АВИЦЕН УМ, 1978.

Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, при приёме детей, прибывающих с территории Украины



В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

________________

Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 года* N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 29 декабря 2012 года". - Примечание изготовителя базы данных.



Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение в том числе дошкольного образования на общедоступной и бесплатной основе.

________________

Статья 78 Федерального закона N 273-ФЗ.


Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

________________

Подпункт 11 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах".


Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Так, категории граждан, имеющие право на внеочередной, первоочередной прием в образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, может быть установлено дополнительно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов для лиц, признанных беженцами.

В Российской Федерации дошкольное образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования).

________________

Статья 17 Федерального закона N 273-ФЗ.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»